ЧЕКАВА ЕШЕ ДОРДЖЕ (1101-1175)
Тренировка Ума по Семи Пунктам

с комментарием
Кьябдже Дилго Кьенце Ринпоче (?-1991)
Глава 2 - бодхичитта
 

Бодхичитта является безошибочным методом для достижения Пробуждения. Она имеет два аспекта: относительный и абсолютный. Относительная бодхичитта практикуется с использованием обычных умственных процессов, и развить её сравнительно легко. Тем не менее польза от неё неизмерима, потому что сознание, в котором была порождена драгоценная бодхичитта, никогда не упадёт в низшие миры сансары1. Наконец, все многочисленные качества Пути махаяны, обширные как океан, сконцентрированы и собраны в бодхичитте, уме Пробуждения.
Следует подготовить себя к такой практике, используя наставления из садханы2 Ченрезига: “Прими Прибежище в Трёх Драгоценностях и сосредоточься на бодхичитте. Представь, что все добродетели твоих тела, речи и ума совершаются ради всего множества существ, многочисленных также, как обширно небо”.
В учениях говорится, что поскольку количество существ безгранично, польза от желания блага им всем также безгранична. И ведь как же их много! Только представьте, на этой самой лужайке их могут быть миллионы и миллионы! Если мы желаем привести их всех к пробуждённому состоянию будды, говорится что польза от такого устремления также обширна, как число существ велико. Поэтому не следует ограничивать свою бодхичитту лишь каким-то определённым числом существ. Везде, где есть пространство, есть и существа, и все они живут в страдании. Зачем же ущемлять кого-то из них, оказывая предпочтение одним как любимым друзьям, а от других отстраняясь как от врагов?
На протяжении наших жизней со времени без начала до настоящего момента мы блуждали в сансаре, накапливая зло. Куда ещё мы можем отправиться после смерти кроме как в низшие миры? Но если нам удаётся породить желание и мысль, что мы должны привести всех существ к пробуждённому состоянию будды, мы порождаем то, что называется бодхичиттой устремления. Тогда следует молиться учителю и божествам-йидамам3, чтобы практика дргоценной бодхичитты могла укорениться в нашем сердце. Нужно произносить семичленную молитву из Молитвы Совершенного Действия и затем, сев прямо, считать свои дыхания до двадцати одного раза без пропусков, помех и отвлечений на что-либо. Если мы сможем сосредоточенно считать свои дыхания полную малу4, посторонние мысли пойдут на убыль, и практика относительной бодхичитты станет намного легче. Это о том, как стать подходящим сосудом для медитации.

Абсолютная бодхичитта

Воспринимай все явления как сон.
Если у нас есть враги, мы склонны думать о них как о постоянно враждебных. Может быть, у нас есть чувство, что они были врагами наших предков в прошлом, что они против нас теперь, и что они будут ненавидеть наших детей в будущем. Возможно, это то, что мы думаем, но в действительности всё обстоит совсем не так. Фактически, мы не знаем где и кем мы были в своих предыдущих существованиях, так что нет уверенности, что те враждебные люди, с которыми нам теперь приходится иметь дело, не были нашими родителями в прошлых жизнях! Умирая, мы не знаем где переродимся, так что нет уверенности в том, что эти наши враги не станут нашей матерью или отцом. В настоящее время мы можем иметь полное доверие к своим родителям, которые так дороги нам, но кто может утверждать, что когда они уйдут из этой жизни, они не переродятся среди наших врагов? Поскольку прошлые и будущие жизни нам неизвестны, мы находимся под впечатлением, что сегодняшние враги постоянны в их враждебности, а друзья всегда будут дружелюбны. Это говорит о том, что мы никогда по-настоящему не размышляли на эту тему.
Тщательно изучая этот вопрос, можно рассмотреть ситуацию, когда много людей работают над каким-то сложным проектом. Одно время все они дружелюбны, чувствуют близость, доверяют друг другу и говорят комплименты. Но затем что-то происходит, и они становятся врагами и могут вредить и даже убивать друг друга. Такое случается, и такие перемены могут случаться по несколько раз даже в течение одной жизни - всё лишь по той причине, что все составные вещи и ситуации непостоянны.
Это драгоценное человеческое тело, хотя и является наивысшим инструментом для достижения Пробуждения, само по себе - переменчивое явление. Никто не знает, когда и как придёт смерть. Пузыри возникают на поверхности воды, но в следующее мгновение их нет, они не остаются. Точно также происходит и с этим драгоценным человеческим телом, которое нам удалось обрести. До того как заняться практикой мы тратим всё своё время в миру, но кто знает когда эта наша жизнь просто-напросто прекратится? И когда однажды наше драгоценное человеческое тело останется позади, может быть, поток нашего сознания, продолжая своё существование, примет перерождение среди животных или в одном из адов или божественных миров, где духовное развитие невозможно. Даже божественная жизнь, в которой всё легко и свободно, является неподходящей для практики, ввиду постоянных рассеянности и отвлечённости, характерных для состояния богов.
В настоящее время внешняя вселенная - земля, камни, горы, скалы и утесы - представляется нашему чувственному восприятию твёрдой и постоянной, как железобетонный дом, о котором мы думаем, что он простоит ещё поколения и поколения. Фактически, ничего твёрдого нет вообще. Всё это - ничто иное, как город снов.
В прошлом, когда Будда жил в окружении множества архатов, когда учение процветало, какие здания должны были выстроить для них их спонсоры? И всё непостоянно: ничего не осталось, кроме голой равнины. Также в университетах Викрамашила и Наланда5 тысячи пандитов проводили время, наставляя огромные собрания монахов. Все непостоянно! Там не осталось ни единого монаха или тома учений Будды.
Возьмём другой пример, из более недавнего прошлого. До прихода китайских коммунистов сколько монастырей было в месте, которое принято называть Тибетом, Землёй Снегов? Сколько храмов и монастырей было, например, в Лхасе, Самье и Трандуке6? Сколько было драгоценных объектов, представляющих тело, речь и ум будды? А теперь не осталось ни одной статуи. Всё, что осталось от Самье, это нечто размером с этот тент, вряд ли больше, чем ступа. Всё разграблено, сломано или растеряно и все великие образы разрушены. Это произошло, и это демонстрирует непостоянство. Подумайте о всех ламах, пришедших из Тибета и живших в Индии, таких как Гьялва Кармапа, лама Калу Ринпоче и Кьябдже Дуджом Ринпоче. Подумайте обо всех учениях, которые они преподали, и всём, что они сделали ради сохранения буддийского учения. Все они умерли. Мы больше не можем увидеть их, и они остаются только объектами молитвы и преданности. Всё это имеет своей причиной непостоянство. Точно также надо пытаться размышлять о своих предках, отцах, матерях, детях и друзьях... Когда тибетцы бежали в Индию, физические условия были для многих из них невыносимыми, и они умирали. Только среди моего окружения было по три-четыре смерти каждый день. Это непостоянство. Ни одна из существующих вещей не является стабильной и постоянной.
Если у нас будет понимание непостоянства, мы сможем практиковать святое учение. Но если мы будем продолжать думать, что всё останется таким, какое оно есть, тогда мы будем похожи на богачей, которые, находясь на смертном одре, всё ещё обсуждают свои деловые планы! Такие люди никогда не говорят о следующей жизни, не так ли? Это говорит о том, что понимание очевидности смерти никогда не затрагивало их сердце. Такова их ошибка, их омрачённость.
Что такое омрачённость? Как мы определим её? Когда сумасшедший в холодный зимний день выбегает на мороз и прыгает в воду чтобы умыться, будучи слишком безумным чтобы понять, что его тело замёрзнет - это омрачённость. Мы думаем, что такой человек безумен, но, точно также, когда бодхисаттва, обладающий ясным и неподверженным обману умом, смотрит на нас, наше поведение кажется ему таким же безумным, как поведение лунатика! Следует убедиться, что мы совершенно омрачены, и что когда вещи являются нам, то, как это происходит в действительности, отличается от наших представлений. Сами по себе вещи не обладают ни малейшей степенью реальности.
Но что же создаёт эту иллюзию? Это ум, и он делает это, когда принимает за реальное то, что иллюзорно и не существует. Тем не менее, следует ясно понимать, что в действительности такое омрачение явно отличается от самого ума, природы будды, или сугатагарбхи7. И поэтому оно не является чем-то, что для нас невозможно устранить.
Но что можно сказать об уме, этом творце иллюзий? Может ли хотя бы сам ум быть назван существующим? Чтобы понять это, проанализируй нерождённую природу осознавания.
Когда гнев возникает в том, что мы считаем своим умом, мы забываем даже об опасностях, которые могут нам угрожать. Наше лицо вспыхивает в ярости, мы хватаем оружие и даже можем убить много людей. Но этот гнев является иллюзией. Это вовсе не какая-то великая сила, которая возникает и увлекает нас. Гнев имеет только одну силу - отправить нас в ад. И, однако, это ничто иное как мысль, нематериальная мысль. Это всего лишь мысль, но тем не менее...
Возьмем другой пример. Кто-то может быть богат, счастлив и глубоко удовлетворён собой, думая: “Я богат”. Но если его собственность вдруг конфискуют, он впадёт в депрессию и нужду. Эта радость - ум, это горе - ум, и этот ум есть мысль.
Что можно сказать об этих, так называемых, мыслях? В этот самый момент, когда я учу Дхарме, рассмотрите своё умственное переживание, или мысль, которое вы испытываете, внимательно слушая меня. Имеет ли это форму или цвет? Находится ли оно в верхней части тела, глазах или ушах? Того, что мы называем умом, на самом деле вообще нет. Если бы это действительно было чем-то, оно должно было бы иметь характеристики, такие как цвет. Оно должно было бы быть белым, жёлтым или каким-то ещё. Или оно должно было бы иметь форму, как, колонна, или ваза. Оно должно было бы быть большим или маленьким, старым или молодым или каким-то ещё. Просто обратившись внутрь себя и тщательно поразмыслив можно определить, существует ум или нет. Так можно увидеть, что ум ни начинается, ни прекращается, ни остаётся где-либо, что он не имеет цвета и формы и не может быть обнаружен ни внутри, ни снаружи тела. И когда вы видите, что ум не существует как какой-либо предмет, оставайтесь в этом переживании, не пытаясь как-то отметить или определить его.
Когда вы на самом деле достигнете реализации этой пустоты, вы станете такими же как досточтимые Миларепа8 и Гуру Ринпоче, на которых не могли повлиять летняя жара и зимний холод, которые не сгорали в огне и не тонули в воде. В пустоте нет ни боли, ни страдания. Мы же не поняли пустой природы ума, и даже если нас заденет маленькое насекомое, мы думаем: “Ах, мне нанёс урон этот вредитель!” Или когда кто-то говорит что-то недоброе, мы сердимся. Это признак того, что мы не осознали пустой природы ума.
Точно так же, даже если согласиться, что мы убеждены, что наши тело и ум пусты по природе, когда такое умственное убеждение, обычно называемое противоядием, появляется в нашем уме, тем не менее говорится:
Противоядие исчезнет само собой.
Люди, которые просят об учениях Дхармы, делают это, потому что боятся того, что может случится с ними после смерти. Они решают, что должны принять Прибежище, попросить ламу о благословениях и без отвлечений сосредоточиться на практике. Сто тысяч простираний, сто тысяч подношений мандалы, прочтений формулы Прибежища и т.д. Все это, разумеется, позитивные мысли. Но мысли, будучи по природе невещественными, не остаются надолго. Когда учитель больше не присутствует, и нет никого, кто показал бы, что следует, а чего не следует делать, для большинства практикующих всё случается как в пословице: “Старые йоги обогащаются, старые учителя женятся”. Это только показывает, что мысли непостоянны, и поэтому надо иметь ввиду, что любая мысль, или противоядие, даже мысль о пустоте, сама по себе пуста по природе и не имеет вещественного существования.

Природа Пути покоится в алае9.
Но как же нам оставаться в пустоте, свободной от любой умственной активности? Начнём с того, что состояние ума, думающего “я”, не имеет под собой вообще никакой действительной основы. Но, как бы то ни было, мы имеем чувство чего-то реального и твёрдого, что мы называем “я”, которое поддерживается телом с его пятью чувственными способностями и восемью видами сознания. Всё это технические термины, которые поначалу нелегко понять. Например, когда глаз воспринимает форму, видимость появляется благодаря зрительному сознанию. И если это форма чего-то приятного, мы думаем: “Это хорошо, мне это нравится”. Если же мы видим что-то пугающее, например, привидение или кого-то, кто сейчас застрелит нас из пистолета, мы думаем, что нас сейчас убьют, и впадаем в ужас. Действительность же такова, что все эти внешние события, которые видятся происходящими “там”, “снаружи”, фактически происходит “здесь”, “внутри”. Они произведены нашим умом.
Относительно того, где теперь находится наш ум, можно сказать, что он привязан к нашему телу, и именно благодаря такой комбинации, мы обладаем способностью речи. Тент, надетый на шест в центре и растянутый верёвками по сторонам, становится местом, где мы можем находится. Также и наши тело, речь и ум - временно вместе. Но когда мы умрём, ум окажется в бардо, тело будет оставлено, а речь полностью прекратит своё существование. Кроме того, наш ум при этом не будет сопровождать ни то, что мы накопили за свою жизнь, ни наши родители, ни родственники, ни друзья. Мы окажемся в одиночестве, обременённые тем хорошим и плохим, что совершили, и от чего мы уже не сможем больше избавиться, как теперь не можем избавиться от своей собственной тени.
Тело, оставшееся после смерти, называют трупом. Будь оно телом нашего родителя или останками нашего учителя, это просто труп. Хотя труп имеет глаза, он не может ими видеть. Не может он ни слышать ушами, ни говорить ртом. Мы можем очень уважительно обращаться с ним, одеть его в парадную одежду и посадить на трон, или же мы можем сжечь его или выбросить в воду. Для трупа все одинаково. Он бессознателен как камень и не испытывает ни счастья, ни печали.
Когда ум позитивен, тело и речь, будучи слугами ума, также позитивны. Но как нам сделать позитивным ум? В настоящий момент мы держимся за идею, что наш ум представляет собой реальную сущность. Когда кто-то помогает нам, мы думаем: “Он так хорошо ко мне относится. Я должен отплатить ему добром и быть его другом и в этой, и в будущей жизнях”. Это говорит о том, что мы не знаем о пустой природе ума. О своих врагах мы думаем, как бы посильнее навредить им, лучше всего убить их или хотя бы лишить их всей собственности. Мы думаем так просто потому, что считаем свой гнев действительной и постоянной реальностью, хотя на самом деле он вовсе не таков. Поэтому нам нужно покоится в пустой природе ума вне всяких умственных построений, в состоянии, свободном от цепляния, в ясности - за пределами всех концепций.
В завершение этого описания абсолютной бодхичитты коренной текст говорит:
Вне медитации воспринимай явления как иллюзорные.
Говорится, что после выхода из медитации, все явления - мы сами и другие, вселенная и её обитатели, возникают как иллюзия. Это, однако, следует правильно понимать.
Когда великие бодхисаттвы приходят в мир для осуществления блага существ через приведение их на Путь Освобождения, они делают это не из-за силы их кармы или загрязнённых эмоций. Как можно прочитать в описаниях его предыдущих жизней, Будда10, будучи ещё бодхисаттвой, принимал рождения среди птиц и оленей чтобы учить их и привести на Путь добродетели. Так же он рождался как вселенский правитель, практиковавший великую щедрость, и позднее в своих поисках Дхармы ради слышания лишь нескольких строк учения мог сжечь своё тело или прыгнуть в огонь или в воду, не будучи привязанным к той жизни. Поскольку он осознал пустоту, он не испытывал никакого страдания. Однако, пока мы не достигли той или иной степени реализации и держимся за идею, что всё постоянно и стабильно, такие вещи - не для нас. Это следует иметь в виду в своей повседневной жизни.

Относительная бодхичитта

Мы рассмотрим практику относительной бодхичитты сначала как медитацию, а затем относительно повседневной жизни. О медитации в коренном тексте говорится:

Тренируйся давать и брать попеременно.
Это относится к чрезвычайно важной практике. Как сказал великий мастер Шантидева11:

Любой, кто желает быстро стать
Прибежищем для себя и других,
Должен овладеть этим святым ремеслом:
Принимать долю других, отдавая им свою собственную.

Мы придаём огромную важность тому, что представляем как “я”, и поэтому та же важность придаётся нами таким мыслям как “моё тело”, “мой ум”, “мой отец”, “моя мать”, “мой брат”, “моя сестра”, “мой друг”. Но концепцией “других” мы пренебрегаем или вовсе игнорируем. Мы правда можем быть щедрыми к нищим и давать пропитание тем, кто в этом нуждается, но это факт, что мы не заботимся о них столько же, сколько о себе. Это, однако, именно то, что следует делать. С точностью до наоборот, как теперь мы способны игнорировать других, нужно быть способными игнорировать самих себя. Именно так начинает расти бодхичитта. Это необычайное, тайное, сущностное наставление бодхисаттв. В настоящий момент такая бодхичитта ещё не пробудилась во мне, так что мне чрезвычайно повезло, что я могу объяснить её на основе этого текста.
И если через слушание этого объяснения Тренировки Ума по Семи Пунктам мы придём к осознанию того, насколько важна бодхичитта, это будет безошибочной причиной для нашего Пробуждения. Из всех восьмидесяти четырёх тысяч различных разделов учения драгоценная бодхичитта является подлинной сущностью. При слышании слов такого учения невозможно даже для демонов, которые по своей природе убивают и вредят, не иметь позитивных мыслей! В Кхаме, районе восточного Тибета, в прошлом обитало множество привидений и злых духов12, и это было одной из причин, почему Патрул Ринпоче13 имел обыкновение проводить продолжительные объяснения Бодхичарьяватары14 своим ученикам. После этого длительное время больше не было никаких духов, или, по крайней мере, никто из них не пытался вредить. Такова скрытая сила бодхичитты!

Если я не отдам своего счастья
В обмен на чужую боль,
Состояния будды никогда не достигнуть,
И даже в сансаре моя радость улетучится.

Пробуждение будет нашим, когда мы сможем заботиться о других столько же, сколько мы теперь заботимся о себе, а себя игнорировать в той же степени, в какой теперь мы игнорируем других. Даже если ради этого придётся оставаться в сансаре, об этом не надо сожалеть. Как уже говорилось, когда великие бодхисаттвы отдавали свои головы и члены тела, они не сожалели об этих утратах.
В одной из своих предыдущих жизней Будда был вселенским монархом, чьим обыкновением было отдавать всё свое достояние без сожаления. Он не отказывал никому, кто приходил попросить его о чём-либо, и слава об этом распространилась очень далеко. Однажды перед ним предстал злой нищий брахман15 и сказал: “Великий царь, я уродлив, а ты очень привлекателен, пожалуйста, отдай мне свою голову”. Царь согласился. Тогда его царицы и министры, испугавшись, что он это сделает, приготовили сотни голов из золота, серебра и драгоценных камней и предложили их нищему:
- Возьми эти головы, - убеждали они, - не проси голову царя.
- Головы сделанные из драгоценностей для меня бесполезны, - отвечал нищий, - я хочу человеческую голову. И он отказался принять предложенное.
В конце концов они уже больше не смогли препятствовать ему увидеть царя. Царь сказал ему: “У меня есть сыновья и дочери, царицы и царство, но я не привязан ни к чему из этого. Я отдам тебе мою голову под деревом Цампака в саду. Если сегодня я смогу отдать свою голову, я совершу бодхисаттовское даяние своей головы в тысячный раз”. И, сняв под деревом одежду, царь привязал свои волосы к ветке и отрезал свою голову. В тот же миг тьма покрыла землю, и с неба послышался скорбный плач богов, такой громкий, что даже люди могли его слышать. Все королевы, принцы и министры попадали на землю. Затем явился Индра, царь богов, и сказал: “О царь, ты бодхисаттва, ты отдал даже свою голову, но я принес божественный нектар бессмертия. Позволь мне окропить тебя им, чтобы вернуть тебя к жизни”.
Тогда царь, который на самом деле был бодхисаттвой, и даже несмотря на то, что его голова была отрезана и отдана, его сознание присутствовало, ответил, что ему не нужен божественный нектар бессмертия, поскольку он может восстановить свою голову просто силой собственной молитвы. Индра взмолился к нему сделать это, и царь произнёс: “Если тысячу раз отдав свою голову под деревом Цампака я не преследовал никакой иной цели кроме блага других и не был запятнан даже следом поисков собственной выгоды, если во мне не было ни обиды, ни сожаления, тогда пусть моя голова ещё раз будет восстановлена. Но если было сожаление или злой помысел, или устремления были не исключительно ради блага других, тогда пусть моя голова останется отсечённой”. И как только он сказал это, тотчас же на его плечах появилась новая голова, в точности такая же как та, что была взята брахманом. Тогда все королевы, принцы и министры возрадовались и после этого управляли царством в соответствии с Дхармой.
Для тех, кто так практикует щедрость, страдания нет вообще. Пробуждённые учителя, бодхисаттвы, приходят в мир чтобы осуществить благо существ, и даже встречаясь с людьми, которые под влиянием страсти, гнева или неведения воздвигают препятствия и трудности, мысль оставить это занятие никогда не приходит к ним, они полностью свободны от гнева и обиды. Сказано:

Чтобы освободить себя от вреда,
А других от их страданий,
Посвяти себя другим,
Охраняй других так же, как стремишься защитить себя.

Далее, при тренировке в отдаче своего счастья другим, не мудро прямо с самого начала пытаться отдать своё счастье сразу всем существам. Поскольку существа бессчётны, ваша медитация не будет стабильной. В результате от такой практики не будет пользы. Поэтому представьте перед собой какого-то определённого человека, которого вы любите, например, свою мать. Размышляйте о том, как она страдала, нося вас в своём чреве, когда вы были ещё совсем крошечным. Она не могла ни нормально работать, ни есть, ни, даже, садиться и вставать без затруднений. Однако она всё время любила и заботилась о вас. Когда вы только появились на свет, если бы не дыхание, вас вообще с трудом можно было бы назвать чем-то живым. У вас не было силы даже приподнять свою голову. Но ваша мама взяла вас на руки, эту маленькую вещь, которая вовсе не знала её. Она умывала вас и ухаживала за вами с любовью. Позднее ей приходилось терпеть множество проблем в связи с вашим дурным поведением, и единственным её помыслом было поддержать вашу жизнь. И если ваши родители были практикующими, они, когда вы достаточно выросли, познакомили вас с Дхармой и с ламами, от которых вы получили наставления.
Фактически, именно благодаря матери ваша драгоценная человеческая жизнь вообще существует. Если бы не ваша мать, кто знает, удалось бы вам обрести такое существование или нет. Поэтому следует быть очень благодарными ей. Размышляя так в контексте бесчисленных прошлых жизней, поймите, что все живые существа побывали вашими матерями, и они заботились о вас также, как это делала ваша теперешняя мать. Когда ваша мама смотрит на вас, она не хмурится, но смотрит на вас любящими глазами. Называя вас своим дорогим ребёнком, она растила вас, защищая от жары, холода и всего остального. Она всеми способами старалась обеспечить ваше счастье. Даже если бы она могла подарить вам царство вселенского монарха, она никогда не была бы удовлетворена и никогда не думала бы, что уже дала вам достаточно. Поэтому ваша мать это та, кому вы должны быть бесконечно благодарны.
Если во взрослом возрасте кто-то покидает своих престарелых и больных родителей, оставляя их без заботы, люди считают такого человека неблагодарным до бесстыдства, и совершенно справедливо. Но даже если мы не таковы, было бы абсурдным говорить, что мы уважаем своих родителей, если мы заботимся только о себе. С другой стороны, если мы заботимся о них, но поддерживаем их только материально, обеспечивая пищей и одеждой, даже если мы обеспечим их достоянием целого государства, это принесет им благо лишь на время. А если, с другой стороны, мы познакомим их с Дхармой, так что они придут к пониманию болезненной действительности сансары и обратятся к практике, например, садханы Ченрезига, тогда мы преуспеем в помощи и для их будущих жизней. Снова и снова мы должны трудиться ради блага наших родителей, живых существ. Желая счастья для самих себя - увы, они блуждают в различных состояниях сансары. Мы блуждаем в сансаре как и они и по той же причине. Поэтому сейчас, в этот самый момент, следует принять непоколебимое решение отплатить за их доброту и трудиться для устранения их страдания.
Существа мучаются из-за страдания. Существуют чрезвычайные жара и холод адов, голод и жажда миров голодных духов. Животные страдают от рабства, а человеческие существа подвержены мукам рождения, болезни, старости и смерти. Полубоги постоянно воюют, и сами боги страдают, когда вынуждены покинуть свои небесные обители.
Всё страдание является результатом злых деяний, тогда как добродетельные поступки являются причиной счастья и удовольствия. Семена негативных обстоятельств, оставленные в алае, подобны векселям, выписанным богачу, когда у него были заняты деньги. Когда этот человек предъявит вексель даже через много лет, у должника не будет никакой возможности избежать погашения долга. Точно так же, когда мы накапливаем позитивные и негативные действия. Результаты могут не появиться сразу же, как если мы порезались ножом, но эффект каждого из наших действий должен быть исчерпан - либо через признание и очищение их, либо через опыт их созревания. Они не исчезают просто по прошествии времени. Это то, что имеется ввиду в истинах страдания и происхождения страдания16. “Страдание” - это мучения, которые мы в действительности переживаем: жар и холод адов, голод и жажда миров голодных духов и т.д. “Происхождение” - это семя страдания, которое как вексель, оставленный банкиру, принесёт нам вред в будущем, а не прямо сейчас.
Нам следует принять решение забрать на себя страдания и причины страдания всех живых существ (бывших нашими матерями в прошлых жизнях) и отдать им все причины для счастья, которые мы имеем. И если так случается, что когда мы медитируем на их страданиях, входящих в наше сердце, мы начинаем страдать сами, следует радостно думать, что всё это - ради блага наших матерей. Отдавая своё собственное счастье и позитивные действия для их пользы, мы должны игнорировать своё собственное благо вплоть до готовности пожертвовать собственной жизнью ради них. Следует пытаться создавать ситуации, в которых наши матери - живые существа будут счастливы прямо сейчас, и обстоятельства, обеспечивающие для них возможность заниматься практикой Дхармы. Мы должны молиться о том, чтобы они скоро стали Пробуждёнными, и радоваться любому прогрессу, который у них может быть.
И если мы продолжительное время думаем так о своих родителях, мы в результате сможем заботиться о них больше, чем о себе, и тоже самое затем в отношении наших братьев, сестёр, друзей и любовников. Потом нужно расширить свой взгляд и включить в него всех в своём городе, а затем и во всей стране. Привыкнув к этому, мы сможем охватить всех существ. И если мы делаем это постепенно, наша позиция увеличится в размахе, чувства будут постоянно увеличиваться, и наша любовь будет становиться все более интенсивной. Таким образом, начав со своих матери и отца, в конце концов следует сосредоточиться на всех живых существах, которые бесчисленные жизни заботились о нас также, как наши теперешние родители. Следует чувствовать глубокую благодарность к ним. Зная, что все эти родители-существа подвержены в сансаре всяческому страданию, мы должны с горячим состраданием питать следующую мысль: “Только бы я мог освободить их от этой боли”.
Резюмируя: имея позицию сильного сострадания мы представляем, что страдание всех существ растворяется в нас, и в замен мы отдаём свои тело, благосостояние, позитивные действия прошлого, настоящего и будущего. И если мы видим, что существа счастливы, и их позитивные действия умножаются, следует радоваться снова и снова.
Мысль об обмене счастья на страдание приходит легко, если следовать сущностному наставлению, содержащемуся в следующей строке:
Привяжи эти два к своему дыханию.
Представьте перед собой человека, которого вы больше всего не любите. С выдохом все ваши счастье, позитивные действия и благосостояние покидают вас как туман, уносимый ветром. Они растворяются в вашем враге, который при этом освобождается от страдания и заполняется радостью, становясь таким счастливым, как если бы он был рождён в чистой стране Дэвачен17. При вдохе всё его страдание, негативные действия и омрачения оседают в вас, как пыль, приносимая ветром. Представляя, что его страдание действительно переходит на вас, чувствуйте его тяжесть, как если бы вы несли груз. Делать это станет легче с практикой. Благодаря медитации таким способом длительное время - месяцы и годы, вы приучите себя к ней, и ваши переживания будут развиваться нужным образом.
В прошлом один из учеников Тхенчен Таши Озера жил отшельником в горах. Когда умер слуга его семьи, он молился о нём, и ночью ему приснился сон, что слуга переродился в одном из горячих адов. Проснувшись, отшельник сразу же отправился к Тхенчен Таши Озеру, которому пересказал сон и попросил его подумать об умершем слуге и помолиться за него.
Тхенчен Таши Озер ответил: “Я подумаю о нём, но ты также практикуй визуализацию посылания счастья и забирания страдания. Если будешь делать это снова и снова, человек, о котором ты мне рассказал, освободится из адских миров”.
Тогда аскет вернулся в свою пещеру и настойчиво практиковал визуализацию. Через семь дней его тело покрылось волдырями. Подумав, что это знак, он опять отправился к Тхенчен Таши Озеру.
- Ты велел мне совершать практику забирания и отдачи, - сказал он своему учителю, - и теперь всё моё тело горит в огне. Я весь покрылся волдырями.
- Это просто знак, - сказал Тхенчен Таши Озер. - Твой бывший слуга теперь освободился из ада, и это также говорит о том, что ты способен отдавать счастье и забирать страдание.
Если мы хотим действительно извлечь пользу из этой практики, следует продолжать до появления подобных знаков.
Когда ученики Адзома Другпа18 практиковали забирание и отдачу, или, как это называется по-тибетски, тонглен, они обычно делали это, особо думая о людях, совершивших много тяжёлых негативных деяний. И часто случалось, что если до этого они достигали какого-то опыта в медитации, их понимание затуманивалось, и они чувствовали, что их омрачения усиливаются. Хотя такие признаки и случаются, они, однако, вовсе не показывают, что будущее страдание накапливается в нас. Геше Карак Гомчунг19 всю жизнь постоянно молился: “Пусть я рожусь в аду вместе с совершавшими зло”. Он повторял эту молитву день и ночь. Но перед самой смертью он сказал: “Мои молитвы не сбываются. Кажется, я отправляюсь в Дэвачен. Куда ни посмотрю, я вижу полные цветов сады и цветочный дождь. Хотя я молился, чтобы все существа могли родиться в Дэвачене, а я сам мог бы пойти в ад за них, кажется, я на самом деле туда не попаду”. Таковы результаты тонглена.

Относительная бодхичитта в периоды после медитации
Три объекта, три яда и три корня добродетели.
К объектам, которые нам приятны, и к людям, которых мы любим, например, к своим родителям и родственникам, мы испытываем привязанность. Встречаясь с неприятными ситуациями, например, видя врагов или не нравящихся нам людей, мы чувствуем антипатию. Видя людей, которые ни наши близкие друзья, ни враги, мы испытываем безразличие. В приятных ситуациях мы чувствуем привязанность, в неприятных - гнев, в нейтральных ситуациях - неведение.
Множество людей, как и я сам, заражены тремя ядами! Поэтому следует молиться: “Пусть омрачения всех существ, возникающие из этих трёх ядов, перейдут ко мне и станут моим грузом. Пусть все существа будут жить добродетельно, совершая позитивные действия, и будут свободны от трёх ядов - привязанности, гнева и неведения”. Если мы будем постоянно тренироваться, думая так, мы обретём великую пользу.
Во всех действиях тренируй себя в крайностях.
Примером этих крайностей может служить: “Пусть все злые действия других созреют как моё страдание, пусть все мои добродетели созреют как счастье других”. Это то, что всегда произносили мастера Кадампа. Эти строки хорошо повторять в послемедитационные периоды. Сверх того, такая молитва ещё более полезна, когда она совершается перед драгоценным объектом, таким как Джово Ринпоче20 в Лхасе или в присутствии ламы. Если мы делаем так, бодхичитта определённо созреет в нас, и поэтому этой практике следует посвятить много времени и энергии.
Начни тренировку последовательно с себя.
Нужно думать следующим образом: “Пусть все мучения, предназначенные мне в будущем, жар и холод адов, голод и жажда голодных духов, придут ко мне сейчас. И пускай все омрачения, карма и загрязнения, заставляющие существ падать в дурную участь, войдут в моё сердце, так чтобы я мог отправиться в ад вместо них. Пусть страдания других, как говорит учение, плод их страстей и неведения, перейдут ко мне”. Снова и снова следует тренировать себя так, вплоть до обретения таких же знаков как у Майтрийогина, у которого образовалась рана в том же месте, где камень ударил собаку.
Бодхичитта, ум Пробуждения, является сердцем всех практик сутры и мантраяны, и её легко исполнять. Если кто-то имеет её, он имеет всё в полноте, но без неё ничего не полно. В настоящее время вы получаете множество учений по тренировке ума от разных учителей. Держите их в своём сердце! Я надеюсь, что когда их переведут, вы поймете и запомните их. Это то, чему на самом деле посвящена Дхарма.


Примечания:

1. Бытие в сансаре традиционно описывается как шесть общих областей или миров, в которых рождаются существа в результате их предыдущих действий, или кармы. Ни одно из этих состояний не является счастливым, хотя степень страдания в них различна. Три высших, или удачных мира, где страдание облегчено временными удовольствиями - это небеса мирских богов, мир асуров, или полубогов, и мир человеческих существ. Три низших мира, где страдание доминирует над всеми другими переживаниями, это миры животных, голодных духов и ада.
2. Метод или текст, описывающий метод, медитации, используемый в тантрийской практике.
3. Божество-йидам - форма будды, используемая в тантрийской медитации.
4. Мала - чётки из 108 бусин, обычно используемые для подсчёта мантр
5. Викрамашила и Наланда - два наиболее известных буддийских университета в Индии, существовавшие вплоть до упадка учения на его родине в конце XII века.
6. Лхаса, Самье и Трандрук - три самых важных святых места в Тибете. Лхаса - столица государства, место резиденции Его Святейшества Далай Ламы, а также место нахождения известных храмов, таких как Джоханг, где находится Джово Ринпоче. Самье - первый монастырь в Тибете, основанный царём Трисонг Деценом, Гуру Падмасамбхавой и настоятелем Шантаракшитой в VIII веке. Трандрук - монастырь на юге Тибета, основанный Сонгценом Гампо, первым буддийским царём Тибета.
7. Также Татхагатагарбха - потенциальная способность для состояния будды, присутствующая в уме каждого живого существа.
8. Миларепа ( 1052-1135). Один из самых известных и любимых в народе поэтов и йогов за всю тибетскую историю. Был учеником Марпы, Переводчика, который прежде чем согласиться обучать его, подверг его многолетним испытаниям чтобы дать ему возможность очиститься от негативной кармы убийства нескольких членов его семьи посредством чёрной магии. После получения наставлений Миларепа провёл остаток своей жизни медитируя в горных пещерах. Он достиг наивысшего Пробуждения и оставил после себя богатое наследие стихов и песен реализации.
9. Алая. Санскритское слово, означающее "склад". В тибетском языке передаётся словами: "кун гжи", буквальный смысл которых: "основа всех вещей". Включает в себя равным образом как основу ума, так и явлений, как чистых, так и нечистых. Слово может иметь различный смысл в разных контекстах. Иногда оно является синонимом терминов "природа будды" или "дхармакая". Однако, чаще им обозначается нейтральное состояние двойственного, но неосознающего ума, который действует как вместилище умственных отпечатков, или следов всех действий тела, речи и ума.
10. Будда Шакьямуни - вселенский будда нашего времени, четвёртый из тысячи будд теперешней кальпы.
11. Шантидева (690-740). Известный индийский мастер, принадлежавший по рождению к королевской семье, член монашеского университета Наланда. Автор многочиленных работ, из которых знаменита Бодхичарьяватара.
12. С самого своего начала буддизм всегда признавал существование нечеловеческих "духов", являющихся существами, не воспринимаемыми обычными физическими чувствами. В тибетской традиции особенно часто упоминаются злые духи или привидения, которые определяются и классифицируются в соответствии с системой демонологии. Они, однако, объясняются различным образом и с разной степенью тонкости в зависимости от контекста. Поскольку такие духи рассматриваются как живые существа, пребывающие в сансаре и подверженные страданиям, в данном тексте на них часто указывается как на подходящие объекты для нашего сострадания. Достаточно часто, однако, а также как это часто понимается соответственно традиционной точки зрения, они рассматриваются как персонификация психических энергий к которым, вероятно, наиболее близка аналогия неврозов и закомплексованности - понятий современной западной психологии. Другими словами, они порождаются нашим собственным умом и являются проявлениями нашей кармы. Къенпо Нгаванг Пелранг отмечает: "То, что мы называем демоном, не есть что-то с оскаленным ртом и сверкающими глазами. Это то, что создаёт все проблемы сансары и препятствует нашему достижению состояния вне пределов страдания, которое является Освобождением. Определяя коротко, это то, что мучает наши тело и ум".
13. Патрул Ринпоче (1808-1887), Оргьен Джигме Чокьи Вангпо, также известный как Дзогчен Палге Тулку, или Дза Патрул. Необыкновенный мастер, родившийся в провинции Кхам восточного Тибета. После учёбы у наиболее известных мастеров своего времени, он стал бродячим отшельником, жившим в горных пещерах или лесах и не имеющим ни дома, ни монастыря. Он беспрестанно медитировал на любви и сострадании, которые считал корнями духовной практики. Являясь живым воплощением образа жизни бодхисаттвы он считался перевоплощением Шантидевы. Глубоко учёный и одарённый удивительной памятью он пользовался единодушным уважением со стороны всех школ тибетского буддизма. Он стал одним из наиболее уважаемых представителей движения Риме, или несекстанства, появившегося в XIX веке. Он является автором хорошо известного труда Кунзанг Ламайи Жел Лунг, что переводится как "Слова Моего Совершенного Наставника".
14. Бодхичарьяватара - великая поэма Шантидевы, охватывающая все аспекты образа жизни бодхисаттвы и философии махаяны.
15. Брахман - член священной касты в Индии, наивысшей из четырёх великих каст.
16. Первые две из Четырёх Благородных Истин, преподанных Буддой, иначе называемых Четырьмя Аспектами Действительности. Это истины о страдании, происхождении страдания, прекращении страдания и о Пути прекращения страдания.
17. Чистая страна Дэвачен - чистая сфера Будды Амитабхи (Будды Безграничного Света). Чистая сфера - мир, возникший в силу пробуждённых устремлений будды или бодхисаттвы в стечении с благотворной энергией живых существ. Существа, родившиеся в чистой сфере, способны быстро прогрессировать к Пробуждению и никогда не падают в низшие миры сансары. Чистая сфера понимается как любое место, воспринимаемое как чистое проявление спонтанной мудрости.
18. Адзом Другпа (1842-1924). Ученик Джамъянг Кьенце Вангпо и наставник второго Джамъянг Кьенце Чокьи Лодрё, также учитель Дилго Кьенце Ринпоче. Важный мастер традиции Нингмапа.
19. Геше Карак Гомчунг - мастер традиции Кадампа, живший в XI веке, ученик Потовы.
20. Джово Ринпоче - статуя Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет, находившаяся в Джоханге, центральном храме Лхасы. Эта статуя, благословлённая, как говорят, самим Буддой, была доставлена в Тибет одной из жён царя Сонгцена Гампо.


Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница