Васубандху. абидармакоша. Строение мира.
Глава 4.
по книге:
Васубандху
Абидхармакоша
(Энциклопедия Абхидхармы)
Раздел третий Учение о мире
Перевод с санскрита, введение, комментарий и историко-философское исследование Е. П. Островской и В. И. Рудого
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
„АНДРЕЕВ И СЫНОВЬЯ" 1994

12. Потому что два [предмета] не существуют в одном и том же месте.

Так, в одном и том же месте воспринимаются и форма зеркала, и отражение [в нем некоторого объекта]. Однако сосуществование двух предметов в одном и том же месте невозможно по причине различия [великих] элементов, которые служат их субстратами.

Точно так же [люди], стоящие в разных местах на берегу одного и того же водоема, видят соответственно отражение тех предметов, которые находятся перед ними, но [никогда] двое смотрящих [с разных мест] не могут иметь тождественного восприятия одного и того же предмета. Таким образом, возникновение в нем, [то есть в отражении], нового предмета не доказано.

Тень и свет не сосуществуют одновременно в одном и том же месте. Когда в зеркале, помещенном в тени, воспринимается отражение солнца [в воде], нелепо предполагать, что это отражение возникает в зеркале [как отдельная реальность].

Другое [толкование слов карики]: потому что два [предмета] не существуют в одном и том же месте. Каковы эти два [предмета]? [Например], поверхность зеркала и отражение луны. Поверхность зеркала воспринимается как находящаяся в одном месте, а отражение луны — в другом, как бы в глубине [зеркала], подобно воде в колодце. Однако отражение воспринимается как возникающее в зеркале, а не в чем-либо ином. Отражение поэтому не является чем-то, [обладающим самостоятельным бытием]. Оно есть порождение совокупности [условий]: когда они наличествуют, имеет место [отражение и соответственно] его восприятие. Поистине, многообразие [проявления] энергии дхарм немыслимо: неохватываемо мыслью!

Итак, [разъяснено то], что касается неустановленности [примера с отражением]. Почему он становится недоказательным ввиду отсутствия тождества?

Потому что [отражение не является] непрерывностью самотождественных состояний.

Отражение не является непрерывностью самотождественных состояний отражаемого объекта, так как оно связано с непрерывной последовательностью состояний зеркала, а также потому, что оно существует одновременно с отражаемым объектом . [Напротив], состояние рождения [входит в ту же самую] непрерывную последовательность, что и [состояние] смерти; это иллюстрируется тем, что она наступает в другом месте без [какого-либо] перерыва самотождественной последовательности состояний. Таким образом, [здесь] нет тождества с примером отражения

ввиду [его] появления по двум [причинам].

Отражение возникает благодаря двум причинам: отражаемому объекту и зеркалу. Оно появляется, опираясь на свою главную причину.

Что касается состояния рождения, то оно не возникает благодаря двум причинам: состоянию смерти и чему-то еще, что было бы его главной причиной. Таким образом, еще и поэтому пример [с отражением] не имеет ничего общего [с промежуточным существованием].

Было бы также логически несостоятельным утверждать, что главная причина [состояния рождения] — это семя и кровь как [его] внешние побудители. Что же тогда вообразить относительно существ, рождающихся чудесным образом?

Поэтому приведенное выше [возражение с примером отражения] не может считаться логически состоятельным. Возникновение состояния рождения не отделено от состояния смерти. Следовательно, промежуточное состояние существует.

[Оно] существует также согласно каноническому свидетельству

В сутре сказано: “Семь [форм] существования — это адское существование, существование животных, существование претов, существование богов, существование людей, существование действия и промежуточное существование”. [Разве] они не помнят этой сутры? Тогда еще об этом:

Благодаря гандхарве.

“Зародыш входит в материнское лоно при наличии трех условий: [когда] мать здорова и менструации регулярны, [когда] мать и отец, охваченные желанием, соединяются в половом акте и [когда] присутствует гандхарва”.—Что же такое гандхарва, как не промежуточное существо? Но они не помнят также и этого.

— А как же тогда [они трактуют последнее условие]?

— “...[когда] происходит распад групп [элементов]”.

— Если это так, то как же понимать [сказанное] в Ашвалаяна-сутре: “Знают ли уважаемые господа, кто этот появившийся гандхарва? Кшатрий ли он или брахман, вайшья или шудра? Пришел ли он с востока или с юга, с запада или с севера?” Нельзя же полагать, что распад групп элементов [откуда-то] приходит! Но и эта [сутра] также не читается.

Поэтому [еще одно доказательство]:

Ввиду того что названы пять,

Бхагаван сказал: “Есть пять [типов] анагаминов —- те, кто достигает нирваны в промежуточном состоянии; те, кто достигает нирваны при рождении; те, кто достигает нирваны без соответствующей ментальной подготовки; те, кто достигает нирваны после соответствующей ментальной подготовки, и те, кто идет к вершине”.

Если бы не было промежуточного существования, то откуда возникло бы понятие “те, кто достигает нирваны в промежуточном состоянии”?

Некоторые полагают, что существуют боги, которые называются промежуточными. Но в таком случае следовало бы допустить и существование богов, называемых рождающиеся и т. п. Поэтому данное предположение абсурдно. И еще:

На основании сутры о формах существования“Есть семь форм существования достойных людей”,—[сказано] в этой сутре. Здесь называются три [типа] тех, кто достигает нирваны в промежуточном состоянии, в зависимости от различия их иерархии во времени и пространстве. Первый [тип] подобен маленькой искорке, которая угасает сразу же, едва возникнув. Второй подобен раскаленному куску [метеоритного] железа, который сгорает во время падения. Третий [тип] подобен тому же куску железа, который сгорает, упав на землю.

[Поэтому предположение, что] существуют боги, называемые промежуточными, есть чистая фантазия, поскольку они не могут различаться по своей иерархии в пространстве и времени.

Некоторые, однако, полагают, что Достигший нирваны в промежуточном состоянии — это тот, кто полностью устранил аффекты собственной психики либо в пределах данной жизни, либо же во время своего пребывания вместе с богами [соответствующей сферы существования]. Он достигает нирваны либо посредством вхождения в мир [форм], либо обретая понятия и представления [об объектах этого мира], либо размышляя о них. Тем самым различаются три типа [тех, кто достигает нирваны в промежуточном состоянии].

Или [еще одно толкование]: первый тип —тот, кто достигает нирваны, обретая соответствующее существование в мире форм; второй — испытывая могущество, свойственное богам [этого мира]; третий — приняв участие в беседе богов об Учении.

Что касается Достигающего нирваны после рождения, то он реализует это состояние, приняв участие в беседе с теми, кто наделен могуществом, либо же значительно сократив продолжительность [своей] жизни, а не одним лишь фактом рождения.

Однако все эти [персонологические типы] не имеют отношения [к приведенным выше] примерам с искрой и т. д., поскольку они не различаются относительно [своего] местоположения и формы существования. Кроме того, в мире не-форм также упоминается “Достигший нирваны в промежуточном состоянии” в силу ее реализации еще до исчерпания полной продолжительности жизни. Но это не находит подтверждения в “заключительном стихе”:

Посредством йогических сосредоточений [достигается] четыре десятка [нирванических состояний]; посредством сосредоточений [мира] не-форм — три семерки; посредством “восприятия” — шестерка; так составляется [этот] раздел.

Поэтому все эти [толкования] суть чистое воображение. Если и эти сутры неизвестны [оппонентам], то что можно поделать? После того как Учитель вошел в Паринирвану,

[Благородное] Учение осталось без протагониста, и сегодня его [Учение] разделяют на множество частей, произвольно [толкуя и его] тексты, и его смысл.

Для тех же, кто полностью принимает канонические тексты как источник истинного знания, промежуточное существование установлено также и на их основании.

— Но что в таком случае означают [слова] сутры: “Тогда злой Мара всем своим телом рухнул в великий ад Без избавления”?

— Их следует понимать в том смысле, что Мара, еще будучи живым, был объят адским пламенем и после смерти оказался в аду, пройдя через промежуточное существование. Слишком значительные и полностью завершенные действия не требуют обязательной смены физического тела. Поэтому его, [Мары], действия, [последствия] которых должны быть испытаны еще в этой жизни, сначала приносят результат, а затем [результат действия] испытывается уже после рождения [в аду Без избавления].

— Как в этом случае устанавливается [смысл высказывания]: “Совершив пять [злых] деяний, приносящих немедленный результат, накопив [их последствия, живое существо] рождается непосредственно в адах”?

— Оно означает “не приходя к [какой-либо] иной форме существования” и имеет в виду действия, [результаты которых] неизбежно скажутся при следующем рождении. Если понимать это буквально, то получается “сотворив пять [злых деяний]”, а не одно, и “непосредственно после их сотворения”, а не прожив еще [какое-то] время.

Кто же не признает, что [существо] в промежуточном состоянии обладает свойством быть рождающимся? Именно благодаря промежуточному существованию оно и рождается в адах, так как оно находится накануне [рождения, следующего] после смерти. Мы не говорим, что оно уже родилось.

— Но как в этом случае объяснить следующую строфу:

Жизнь твоя, о дваждырожденный, подошла к концу, ты согбен старостью и находишься рядом с Марой; нет для тебя места между ними, и нет у тебя снаряжения в дорогу?

— Смысл здесь в том, что [для него] нет места среди людей; или: для него нет места в промежуточном существовании ввиду решимости отправиться к месту обретения [нового] рождения.

— “Таков здесь смысл”, “не таков смысл” — на чем основаны эти [ваши утверждения]? Аналогичный вопрос возникает также [и в данном случае]. Поскольку приведенная выше сутра не опровергает ни одно из этих двух [противоположных] утверждений, она не является доказательной в [вопросе] об отсутствии [или наличии] промежуточного существования. Доказательным называется лишь то, что может быть истолковано однозначно. Далее, какова внешняя форма [живого существа] в промежуточном состоянии до того, как оно обретет соответствующий вид существования?


<<Предыдущая глава  Следущая глава>>

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100