Минлинг Тэрчен Гюрмэд Дорджи
Драгоценнная лестница
2. Размышление о смерти и непостоянстве

(текст печатается по книге Минлинг Тэрчен Гюрмэд Дорджи Драгоценная лестница. Ламрим школы нингма. Издательство "Ясный Свет", 1997 г.)

 

Хотя все мы понимаем, что смерть придет, мы все же надеемся, что какое-то время еще будем живы, и эта мысль присутствует в нас даже на краю могилы. Так как это ложное представление мешает нам и мы погружены в развлечения этой жизни и леность откладывания всего на потом, вместо того, чтобы стремиться к осуществлению будущих жизней, нам нужно размышлять о непостоянстве, которое имеет три момента:
а. Размышление о неизбежности смерти.
б. Размышление о том, что время смерти неведомо.
в. Размышление о том, что в момент смерти ничто не поможет.

Размышление о неизбежности смерти

Прекрасно, если мы обладаем жизнью, обретя это перерождение, наделенное свободами и дарованиями, однако же этой жизни меньше всего свойственно постоянство. Какой бы облик мы ни приняли, каково бы ни было наше окружение и место, где мы живем, смерть неминуема. Для всех странствующих в круговороте бытия существ, живших в прошлом, и тех, что придут в жизнь в будущем, и тех, что живут ныне, - для всех смерть неизбежна. Подумайте только, сколько со времени нашего рождения умерло наших врагов, друзей и тех, с которыми у нас не было никаких отношений! Как же можно верить в то, что нам это не грозит? Как говорится в Сутре:

Все, кто жили и будут жить, должны переселяться, покидая это тело; понимая это непостоянство, пребывающие в Дхарме должны неуклонно практиковать.

Ашвагхоша также сказал:

Видели ли вы когда-либо на этой земле того, кто пережил смерть и остался в живых, или слышали о таком, или хотя бы могли предполагать это?

И далее:

Куда бы вы ни отправились, нигде не найдете места,
Где смерть неизвестна,
Ни в небесном пространстве, ни в глубинах океана,
Ни даже если заберетесь в самое сердце гор.

Так что смерть всегда неизбежна. Конечно же, можно жить долго, но каждый новый год, месяц, день, час подводят нас ближе к смерти; так умерли многие в прошлом, и так оставшийся нам срок жизни тоже постоянно сокращается и никак не становится больше. В "Аалитавистара-сутре" сказано:

Три состояния бытия непостоянны, как осеннее облако.
Жизнь существ проходит мгновенно, как водопад, низвергающийся с крутой горы.
Жизнь блуждающих в круговороте проходит, как сверкнувшая в небе молния.
Быстро промелькнет она, как вода стремительного водопада.

Так же и в "Руководстве к образу жизни бодхисаттвы" говорится:

И днем, и ночью, без остановки
Жизнь проносится мимо,
Ее никак не удержать.
Так как же может смерти избежать такой, как я?

Итак, в юности из-за отсутствия интереса мы не занимаемся никакой духовной практикой, а в конце жизни, когда становимся старыми, то, хотя, может быть, и есть желание заниматься практикой Дхармы, вследствие ослабления наших физических и умственных возможностей никаких решающих результатов мы не можем достичь. К этому времени половина нашей жизни будет тратиться на сон. Кроме того, у нас отнимают время разные развлечения и ненужные дела, ходим ли мы при этом, сидим ли и т.д. Следовательно как бы мало времени теперь ни было в нашем распоряжении для выполнения практик Дхармы, принимая все чудеса и обольщения этой жизни за приятное сновидение обратите энергичные усилия на практикование возвышенной Дхармы.

Размышление о том, что неведомо время смерти

Если вы думаете: "Хотя я в конце концов умру, зачем мне слишком заботиться об этом, ведь я пока еще не собираюсь умирать",- то, вообще говоря, за исключением обитателей континента Уттаркуру (sgra-mi-snyan), срок жизни живых существ неизвестен, и, в частности, совершенно неведома продолжительность жизни человеческих существ в этом мире. Без сомнения, первоначально продолжительность жизни людей в этом мире была бесконечной, а в конце будет самое большее десять лет. Хоть это и так, мы не можем высчитать время смерти ни одного человека, ни старого, ни молодого. Вот что сказано в "Абхидхармакоше":

Теперь она неопределенна, а в конце концов
Будет десять (лет), хотя первоначально была бесконечной.

Исходя из этого, в зависимости от вашей благой кармы в прошлом, возможно, вы сможете прожить от шестидесяти до семидесяти лет, но нельзя отсчитать этот срок, начиная от сегодняшнего дня. Какая часть вашей жизни уже прожита и как долго еще вы собираетесь прожить? Мы не можем знать этого. Вполне также возможно, что карма отпустит вам срок жизни только тридцать или сорок лет. Потому что, если вы примете во внимание внезапную смерть многих людей, которую вы видели или о которой слышали, то волне и самих себя можете представить в подобной ситуации. Именно как сказал Всеведущий Чодже:

Эта жизнь непрочна, как глиняный горшок,
Никогда не уверен, что из двух
Испытаешь раньше:
Завтрашний день или следующую жизнь.
Поэтому прямо сегодня начинай практиковать возвышенное учение.

Поскольку мы не знаем, что именно: завтра-послезавтра или следующая жизнь ожидает нас, - нужно стараться полностью отсечь привязанность ко всякой деятельности в этой жизни. Нагарджуна сказал:

Когда Земле, Меру, океанам и семи солнцам
Предстоит быть пожранными бушующим пламенем,
После чего не останется даже пыли, что за нужда
Говорить о такой бренной вещи, как человеческое тело?

Это человеческое тело столь же непрочно, как пузыри на воде, дыхание нашей жизни столь же непредсказуемо, как осенние облака, а этот несвободный ум сам не знает, где он блуждает. Поэтому сказано:

Думая: "По крайней мере, сегодня я не умру",-
Не так-то легко оставаться счастливым.

Нагарджуна также сказал:

Обстоятельств, способствующих смерти, много,
А способствующих жизни, мало,
Да и те способствуют смерти.
Поэтому всегда практикуй Дхарму.

Существует множество причин смерти: внешние обстоятельства, такие как вред, нанесенный людьми, животными, злыми духами; стихийные бедствия от огня, воды и горных круч; а также внутренние обстоятельства - четыреста двадцать четыре болезни. Короче, нет ничего, что не могло бы быть причиной смерти. Даже наша зависимость от основных потребностей: пищи, одежды и лекарств, нужных для нашего выживания, может превратиться в факторы и причины нашей смерти. Так что, поскольку мы находимся посреди бушующего океана враждебных обстоятельств и никогда не можем быть уверены, когда наступит время нашей смерти, думая: "Время смерти неведомо",- практикуйте медитацию.

Падампа Санге сказал:

О, жители Дингри! Увлеченные суетой,
Вы будете схвачены владыкой смерти,
Поэтому начинайте практиковать прямо сейчас.

Когда приходит время умирать, то сколько бы богатства вы ни накопили, вы не в силах унести его с собой, вы не можете взять с собой даже свое тело из костей и плоти, с которым вы родились. Все это вы должны покинуть. Вы больше не вольны радоваться окружению своих духовных друзей, родственников, любимых и слуг. Хоть бы и были крепки стены вашего дома, вы не можете ни опереться на них, ни жить в них, а должны оставить все свое имущество, накопленное в этой жизни, и отправиться в неизвестном для вас направлении. Ни пища, ни богатство, ни сила, ни мантры, ни все это вместе не может помочь избежать смерти.

В Сутре сказано:

О, великий царь!
Болезнь разрушает здоровое тело,
Старость разрушает юность,
Вырождение разрушает совершенство,
Смерть разрушает жизнь;
Однако от всего этого нельзя с легкостью избавиться
Ни бегством, ни откупом,
Ни при помощи вещей, мантр и лекарств.

Шантидзва также сказал:

Когда вас схватят посланцы смерти,
Что пользы будет от друзей и родственников?

Если все, упомянутое выше, не решает нашей судьбы, вы можете спросить, а что же решает нашу участь? Только благие и неблагие дела, накопленные нами. В "Сутре наставлений царю" говорится:

Когда царю приходит время умирать,
Ни богатства его, ни друзья, ни наставники не последуют за ним.
Но куда бы ни переселился человек,
Его карма, как его тень, последует за ним.

Следовательно, понимая преходящую природу внешнего мира и его обитателей как знак непостоянства, важно расценивать всю деятельность в этой жизни как не имеющую завершающей цели и значения и осознавать, что только возвышенное учение несет беспрерывное благо, начиная с момента смерти. Поэтому нужно думать: "Прямо сейчас я начну стремиться выполнять духовные практики". Нагарджуна сказал:

Даже если вдруг загорятся волосы на голове или одежда,
И то не столь поспешно следует бросаться гасить это пламя,
Сколь безотлагательно нужно приложить все свои силы,
Чтобы положить конец круговороту перерождений,
Потому что нет цели более первостепенной, чем эта.

Падампа Санге сказал:

О, жители Дингри!
Как только вы вспомните,
Что не обратились к духовной практике,
Даже завершив свои неотложные дела, -
Тогда вы должны броситься делать это.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница



Rambler's Top100