Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел первый
Общий обзор
Различные подходы к дхарме
2. Три Колесницы в их взаимодополнении и единстве

М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Колесница причин, Парамитаяна,
Была приведена в движение ради тех,
Кто Стремится к наставлениям, опирающимся на причины.
Колесница результатов, Ваджраяна,
Была преподана позже, как сокращающая путь.
Тханьисельва.

Все данные Буддой наставления можно подразделить на три уровня или три дополняющих друг друга подхода: Хинаяну, Махаяну и Ваджраяну.

Три метода

Как мы уже знаем, наши проблемы и наши страдания порождены отрицательными предрасположенностями нашего Ума: неведением, страстными и эгоистическими наклонностями. Различные аспекты дхармы служат средствами, позволяющими устранить неведение и все негативное, с ним связанное. При этом дхарма сообразуется с нуждами и способностями различных существ, а именно: от неведения и страстей можно либо защититься, либо преобразовать их, либо освободиться от них простым распознаванием их природы.

Если защищаться от страстей, отделяя себя от их причин, то это будет подход на уровне наставлений Хинаяны, «Малой колесницы» или «узкого пути». Преобразовать страсть, иными словами, сделать так, чтобы некая негативная, ориентированная на Я склонность превратилась в положительное, альтруистическое отношение, основанное на любви и сострадании — это главное в подходе Махаяны, «Большой колесницы». «Просто» распознавать природу страстей и посредством этого освобождаться от них, преобразовывать их, едва они проявляются в Уме — это соответствует основам наставлений Ваджраяны, «Молниеподобной колесницы».

Подход Хинаяны заключается в том, чтобы в совершенстве следовать дисциплине, отказавшись от таких типов поведения, которые вредят другим и самому себе. Он избегает препятствий и отвлечений, способствует медитации в состоянии полной погружённости в одном предмете.

Подход Махаяны заключается в практике сострадания по отношению ко всем существам, в соединении с медитацией о глубоком смысле Пустоты. В нём на основе альтруистического состояния Ума, называемого «Ум Просветления», осваивают шесть совершенств: даяния-щедрости, самодисциплины-нравственности, терпения, усердия, медитации и проникающего постижения.

Подход Ваджраяны представляет собой путь преобразования Ума, очищающий все загрязнённости действиями, эмоциями и иллюзиями, и позволяющий быстро достичь пробуждённости посредством медитаций, называемых этапами «зарождения» и «завершения».

Взаимодополнительность и Пути

Практикующие Хинаяну — в большей мере практики внешней самодисциплины, т.е. различных обетов и обязательств (например, обетов монаха или мирянина). Эта внешняя самодисциплина вместе со всей медитативной основой служит общим фундаментом дхармы. Некоторые люди, чьи способности к пониманию ограничены, не могут продвинуться дальше этой стадии. Если им начинают толковать о вселенском сострадании и о смысле Пустоты, как эти темы трактуются в Махаяне, то они пугаются, затыкают себе уши и проявляют сильнейшее внутреннее неприятие: Нет, это не по мне, так невозможно, я этого не понимаю! А если таким личностям приходится услышать о Ваджраяне и её многочисленных методах, то их протест ещё резче: «Ну, нет... Совершенно ясно, что Будда такому учить не мог. Это всё россказни, слышать их не хочу!»

Могут встретиться личности, для которых вполне доступен взгляд на вещи, свойственный Махаяне, а вот принять Ваджраяну они не в силах! Однако по содержанию эти три колесницы или три яны составляют непрерывную последовательность — от сравнительно внешнего к всё более внутреннему. Эти три уровня, соответствуют как различным способностям и душевным складам, так и этапам продвижения по пути. Поскольку три колесницы взаимодополняют друг друга, лучше всего будет практиковать их одновременно.

для объяснения взаимодополнительности можно привести наглядный пример — строительство дома. Сначала требуется заложить прочный фундамент, что соответствует самодисциплин Хинаяны. Затем на фундаменте можно будет возводить стены самого здания Махаяны, практики сострадания и Пустоты. Завершая строительство, нужно подвести дом под крышу и соорудить на ней конёк — это методы осуществления, специфичные для Ваджраяны. Понятно, что крыша дома предполагает наличие уже построенных стен, а они должны опираться на солидное основание. Так же обстоит дело и с последовательностью и взаимодополнительностью трёх колесниц.

Взаимодополнительность колесниц имеет место и при изложении, подходящем разным типам существ с их несхожими упованиями и способностями.

В большом универсаме, к примеру, продукты могут очень различаться по упаковке и фасовке, так что каждый покупатель выбирает то, что ему подходит; однако, назначение у всех товаров одно и тоже — служить покупателям пищей. Так же и различные подходы уместны при различии способностей восприятия, но цель у них одна.

Впрочем, о какой бы из колесниц ни зашла речь, важно применять их наставления на практике. Только так и можно мало-помалу продвигаться на Пути.

Кроме того, каждая из трёх ян исторически преобладает в какой-либо из Буддийских традиций вне Тибета, хотя наше изложение касается не особой истории школ, а уровней практики.

В особенности стоит заметить, что традиция Тхеравады в этой классификации не сводится к хинаянской составляющей — полагать так было бы ошибкой.*

Тибету повезло получить все уровни наставлений из Индии — и Хинаяну, и Махаяну, и Ваджраяну. Не скажу, конечно, что вам особенно повезёт, если вы встретите тибетцев — это просто люди. Зато вам очень повезло, что вы встретились с Буддийской дхармой, как она передаётся в Тибете, ибо эта традиция совершенно полная и совершенно живая.

*Тхеравада, называемая иногда в силу своего географического распространения «южной традицией», несёт в себе более выраженную хинаянскую составляющую, чем так называемый «северный Буддизм», или махаянская традиция. Но махаянские измерения присутствует и в тхераваде, ибо любовь и сострадание считаются там сущностными добродетелями. Также махаянская традиция обладает измерением хиназны, поскольку основывается на дисциплине. Следует чётко отличать традиции тхерввады, махаяны и Ваджраяны от трёх ян как трёх уровней практики, предполагаемых традицией ваджраяны, хотя название одно и то же: хинаяна, махаяна и ваджраяна. — прим. пер.

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100