Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел третий

Махаяна, путь открытости и сострадания

8. Пробуждение и три тела Будды



М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>

Состояние Будды не есть нечто существующее, ибо его отличие - отсутствие индивидуума и обьектов; но оно и не несуществующее, потому что существует как таковость Асанга, Махаянасутраланкара

В исходной точке своего духовного Пути будущие Будды начинают с зарождения Бодхичитты, т.е. Ума устремлённого к Пробуждению. Затем в течение трёх безмерных космических циклов они занимаются накоплением двух взращиваний, устраняя омрачающие Ум завесы, и благодаря различным совершенствам производят бесконечное количество деяний Бодхисаттвы. Осуществляя эти действия вплоть до стадии проникающего постижения, они проходят пятью путями осуществления и восходят на десять ступеней Бодхисаттвы.( десять ступеней Бодхисаттв не объясняются в этой книге. Эта классификация пересекается с членением на пять путей, о чём см. в предыдущей главе.

) Так они становятся совершенно Пробуждёнными Буддами.

Пробуждение Будды

У Пробуждения Будды есть три аспекта:

По своей природе Будда вполне свободен от всех покровов, омрачавших Ум, т.е. от покровов неведения, основной склонности, страстей и кармы. ( См. выше главу «Покровы Ума» в разделе «Ум, реальность и иллюзия») Это называется «великим прекращением>.

— Его изначальное знание видит ясно, непосредственно и неспутанно любое познаваемое. Это называется «великим достижением».

—Наконец, благодаря внепонятийному состраданию он действует спонтанно, всегда и повсюду, на благо всех живых существ. Это именуется «великой отвагой Ума».

Качества Ума, Речи и Тела Будды

Уму Будды свойственны несравненные качества: нет ни единого объекта познания в сансаре, в нирване, ни на пути, ведущем от первой ко второй, которого они не видели бы непосредственно и не знали бы прямо в своей изначальной мудрости. Все они воспринимают, словно у себя на ладони, и знают поистине, отчётливо и неспутанно все прошлые, будущие и настоящие кармы, их причины и последствия. Их прямое и непосредственное познание ясно и лишено всех покровов. Оно называется «всеведением их изначального знания».

Буддам присуща огромная любовь, лишённая предпочтений; они постоянно взирают на всех существ и сострадательно о них заботятся, где бы и каковы бы те ни были. У Будд нет никакой предвзятости и привязанности. Это именуется их «сострадающей любовью».

Просветленная деятельность Будд простирается бесконечно и беспрерывно, используя в помощь существам подходящие каждому средства и работая ради их блага, всё равно, настроены ли существа к ним положительно или отрицательно., Таким образом, через свои различные аспекты эта деятельность отворяет, на относительном уровне, двери в три высшие сферы существования, а окончательно - врата Освобождения. Она непрестанно проявляет себя, поскольку сансара не опустела, и в ней есть существа. Эта деятельность называется «просветлённой деятельностью, направленной на благо существу».

Благодаря мощи духовного воздействия, исходящего от этой деятельности, в Умах существ возрастают вера, духовная преданность, бесстрастная любовь и сострадание, и существа в конечном счёте распознают Пустоту всех явлений, объектов и субъектов. Тогда они постигают иллюзорность всего, и их захваченность внутренне присущим существованием пропадает.

Научившись в шаматхе успокаивать и умиротворять Ум, а в випашьяне распознавать его истинную природу они, посредством шести и десяти совершенств ( десять совершенств составлены из шести, названных в одноимённой главе, к которым относятся, упования, силы и изначального познавания. Эти последние в данной книге не объясняются.) восходят на десять ступеней Бодхисаттвы и проделывают пять путей, пять этапов осуществления, сами достигая состояния Буддьт. Эта способность Будд давать посредством своей просветлённой деятельности Прибежище существам, столкнувшимся со страданиями в круге существований, и помогать им стать Буддами, называется «Мощью быть Прибежищем».

Помимо этих качеств, тела Будды обладают тридцатью двумя главными признаками и восьмьюдесятью вторичными знаками совершенства. Их речь обладает шестьюдесятью характерными особенностями; их Ум включает себя «десять сил», «четыре бесстрашия», «восемнадцать особых качеств». В целом у них десять миллионов качеств, проистекающих из свободы их Ума, свободы ото всех покровов и цепляния за представлениями и понятия, а также — из созревания их положительной кармы.

Три Тела Будды

О трёх телах в Уме см. ниже одноимённую главку в главе «практика махамудры и дзогчен.

С обретением Состояния Будды Пробуждение проявляется на трёх уровнях,

обозначаемых как «три тела Будды». Они таковы: абсолютное тело или Дхарамакая, тело совершенного опыта или Самбхогакая и творимое тело или Нирманакая.

Между тремя уровнями Пробуждения и тремя аспектами обычного существования — умом, речью и телом — существует соответствие. Пробуждённый Ум есть Дхарамакая, очищенная Речь — Самбхогакая и Тело эманации — Нирманакая.

С другой точки зрения, три аспекта чистой природы Ума, о которых шла речь выше, — Пустота, Светоносность и Неограниченное Познавание — тоже соотносятся с Тремя Телами Будды: аспект Пустоты Ума с Дхарамакаей, аспект Светоносности — с Самбхогакаей и аспект Неограниченного Познавания — с Нирманакаей.

Кроме того, существует также соответствие между пятью коренными аффектами, которые властвуют над обычным умом (т.е. агрессивностью, гордыней, страстным желанием, завистью и тупостью), и пятью выражениями пробуждённой мудрости на уровне Будд, т.е. пятью изначальными мудростями, как совершенно очищенными аспектами этих пяти страстей. Эти мудрости таковы: «зерцалоподобная», «беспристрастная», «различающая», «всеисполняющая» и «области Пустоты».

Накопление двух взращиваний — добродетелей и непосредственного постижения, которым занимается Бодхисаттва в своей практике Шести совершенств, имеет своим итогом Три Тела Будды. Дхарамакая бесформенна и, прежде всего, есть результат взращивания непосредственного постижения. Самбхогакая и Нирманакая суть два тела, имеющих форму, и они в большей мере возникают от взращивания добродетелей. Обе они эманируют от совместного осуществления возможностей Дхарамакаи и пожеланий, в прошлом выраженных Буддами.

Дхарамакаю Будда обретает «для своего собственного блага», а тела, имеющие форму — Самбхогакаю и Нирманакаю, проявляет для блага других.

дхарамакая обнаруживается, когда рассеян покров, «скрывающий познаваемое», Самбхогакая — с исчерпанием покрова страстей, а Нирманакая — с очищением кармы.

Дхарамакая есть неопределенный аспект природы Будды. Она пребывает в вездесущем дворце бесконечной сферы, Дхармадхату, которая объемлет собою всё — сансару и нирвану — и превосходит все категории, рождённые Умом. Она безначальна, бесконечна, вне появления, исчезновения и местопребывания.

В этой бесконечной сфере, за пределами трёх миров сансары, Самбхогакая являет себя в форме, которую могут воспринять Бодхисаттвы десяти ступеней. Она является результатом совместной активности двух факторов: с одной стороны, это видимость и качества, присущие дхарамакае самой по себе, а с другой — положительная карма воспринимающих её Бодхисаттв. Называется она «Самбхогакая, как результат двух сопряжённых факторов, каждый из которых производит её наполовину».

Нирманакая - это тело, в котором Будда проявляется в обычном мире. Обычные существа могут воспринимать его в трёх аспектах. Во-первых, это тела эманации, которые обучают существ в ходе занятий какой-то традиционной деятельностью — искусствами и ремеслами. Во-вторых, есть эманации Будды, рождённые в нашем мире, они обучают существ, пользуясь привычными для тех формами — для людей человеческими, для животных — животными и прочее. Наконец, высшие тела эманации, например Будда Шакьямуни, действуют на благо существ двенадцатью великими деяниями. Эти деяния таковы:

Снисхождение с небес Тушита, вхождение в материнскую утробу, рождение, изучение традиционных наук и искусств, женитьба, отречение от мира, практика аскетизма, медитация, отражение нападения войск Мары, достижение Просветления, запуск во вращение колеса дхармы и уход в окончательную нирвану.

<<Предыдущая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100