Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел четвертый
Ваджраяна, путь преображения
5. Продвижение в Ваджраяне


М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>
Один единственный факел рассеивает мрак, скопившийся за
тысячу кальп тьмы. Так и в нашем уме единственного мгновения
Ясного Света достаточно, чтобы рассеять неведение и покровы,
скопившиеся за целые кальпы.
Тилопа, Махамудра Ганги

Путь постепенный и путь мгновенный

В Дхарме в целом и в Ваджраяне в особенности предлагаются многочисленные методы для того, чтобы устранить покровы и проявить Ясный Свет Ума.

Эти покровы, сравнимые с туманом и тучами, в начале до того плотны и густы, что сквозь них ничего не видно. Но, когда рассеивается туман, а потом густые облака нижнего слоя, а под конец и лёгкий покров высотной дымки, то небосвод постепенно проясняется и голубеет, выходит солнце и сияет во всём своём блеске. Подобно этому, накопление двух взращиваний — добродетелей и непосредственного постижения — словно ветер, разгоняющий покровы Ума, покуда все они не пропадут, и не откроется сияющее пространство Ясного Света. Таков образ постепенного пути.

Но существует и мгновенный, молниеносный путь. Допустим, что некая комната целые столетия оставалась погружённой во тьму. Достаточно включить свет, чтобы осветить её и мгновенно рассеять мрак. Точно так же, если ученик, наделённый верой, старанием и духовной восприимчивостью встретится с Учителем, держателем глубокой Дхармы, и тот раскроет ученика для постижения Махамудры> или Дзогчена, то все покровы и весь мрак неведения можно будет рассеять мгновенно, словно электричество мгновенно осветит тёмную комнату.

В наставлениях Ваджраяны сочетаются оба пути; ученики склонятся к одному или к другому пути, прежде всего из-за различия своей восприимчивости. Методы осуществления в Ваджраяне приспособлены для самых разных нужд, способностей и восприимчивости практикующих; существуют высшие, средние и низшие способности.

Этапы продвижения

Для практикующих, которые обладают средними или малыми способностями, практика Дхармы в целом и Ваджраяны в частности поначалу заключается в развитии разными методами добродетелей, а затем непосредственного постижения. Они будут соблюдать внешнюю самодисциплину согласно Хинаяне, займутся медитацией по схеме общей подготовке, т.е. разовьют острое осознание (а) великой значимости драгоценного человеческого рождения и его смысла; (6) бренности и смертности; (в) кармы и (г) сложностей и страданий, непременно присущих всем обусловленным существованиям в сансаре ( Об этих четырёх представлениях см. главу «Общеподготовительные практики» в данном разделе, п. 6. – прим.пер.). ** Они станут практиковаться в шести совершенствах: щедрости, самодисциплине, терпении, усердии, медитации и проникающем постижении. В практике шаматхи они научатся устойчивому успокоению своего Ума и, добившись безмятежности, будут в практике випашьяны, высшего прозрения, учиться пониманию его природы. **** Они приобщаться к альтруистическому, сострадательному настрою Ума практикой лоджонга, тренировки Ума, и медитацией обмена - принятия и отдачи (см. про Тонглен).

Затем они пройдут подготовку к практикам Ваджраяны, называемую нгёндро. Это практичесюе введение в Ваджраяну» или нгёндро состоит из четырёх практик, каждую из которых нужно исполнить сто тысяч раз:

а) особой практики прибежища и Бодхичитты, сопровождаемой простираниями,

б) очистительной медитацией Ваджрасаттвы,

в) практики накопления двух взращиваний посредством подношения мандалы

г) гуру-йоги. ( См. ниже главку «нгёндро» в этом же разделе - прим.пер.)После всей этой подготовки они выполнят практику приобщения к Иидаму — она заключается в начитывании его мантры, пока не появятся знаки успеха.

Наконец, они смогут вместе с духовными йогинами приняться за дальнейшие практики, относящимися к шести Учениям Наропы или Нигумы, т.е. заняться йогой туммо, иллюзорного тела, сновидения, Ясного Света, бардо и переноса сознания. Постепенно они осуществят союз блаженства и Пустоты, что и есть смысл Махамудры. Практикуя таким образом, они постепенно освоят ступени Бодхисаттв или пути осуществления и в завершение достигнут состояния Будды.

К практикующим с высшими способностями ( См. ниже главу «Продвинутые практики» в этом же разделе. - прим. пер. )относятся те, в которых уже само познание смысла Дхармы пробуждает отречение от сансары, устремлённость к избавлению, сострадание ко всем существам и веру в своего ламу и Три Драгоценности.

Понимание смысла Пустоты, практика Махамудры или Дзогчена, наполняют их великой радостью и пробуждают в них глубокую устремленность. Их тело, речь и ум созревают благодаря передаче уполномочивания, и они молниеносно распознают смысл практики Махамудры или Дзогчена. ( См. ниже главу «Передача и восприимчивость» в разделе «Махамудра и Дзогчен» - прим. пер. ) Они умеют медитировать в сфере не-медитации, безыскусности, собранности, и нет ни малейшего сомнения, что они обретут состояние Будды в этой жизни или в начале бардо. (см. ниже пп. 1 - 5 в разделе «Махамудра и Дзогчен».- прим. пер. ) Пробуждение Мипхама Гёнпо

Некогда жил в Тибете человек по имени Мипхам Гёнпо; он очень почитал дхарму, но провёл всю жизнь в занятиях торговлей и во всякого рода мирской деятельности, так что был постоянно занят и так и не собрался заняться практикой. К началу нашего рассказа

ему исполнилось уже девяносто девять лет, он был обездвижен и целыми днями лежал. Ему стало очень грустно, и он думал «Всю жизнь я потратил на торговлю, не занимался Дхармой, и вот теперь умираю и не знаю, что же будет со мной».

В ту самую эпоху жил прославленный лама по имени Вайрочана, и старик подумал: «Хоть бы мне встретиться с Вайрочаной и спросить у него наставлений». Вайрочана ощутил его желание и однажды

Пришёл к нему в дом.

«Кто Вы?» — спросил его старик, когда Вайрочана показался в дверях.

«Я Вайрочана».

Мипхам очень обрадовался и объяснил, что вот-вот умрет, и хотел бы получить наставления. Вайрочана ответил ему: «Наставления тебе дам, только сядь. Ведь если лежишь, Ум замутняется».

Усесться старику было трудно, а держаться он и вовсе не мог, поэтому он использовал приспособление, называемое палкой для медитации (палка с подставкой для подбородка, нижним концом упирающаяся в пол) и пояс для медитации, это позволило ему держаться почти прямо. Тогда Вайрочана дал ему инструкции по Махамудре и раскрыл его для осознания природы Ума. Старик смог медитировать и за несколько дней осуществил махамудру. Вот пример человека с высшими способностями.

В следующих главах мы вкратце опишем этапы продвижения в Ваджраяне и рассмотрим сначала общеподготовительные предварительные практики. Эго убежденность в четыре представлениях, которая изменяет наш образ мышления, затем — нгёндро, «специальные» подготовительные практики для передачи Махамудры, далее — практику йидама, продвинутые практики йог Наропы и Нигумы и, в завершение, практику Махамудры в собственном смысле слова

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>


Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100