Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел четвертый
Ваджраяна, путь преображения
7. Нгёндро, часть 2


М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>
Подношение мандалы

После очищения, даруемого Ваджрасаттвой, и устранения негативных составляющих потока сознания важно перейти к развитию положительных, т.е. практиковать накопления двух взращиваний-добродетелей и непосредственного постижения. Это и есть назначение третьей подготовительной практики — подношения мандалы.

В ходе этой практики мы совершаем подношение Трём Драгоценностям и Трем Корням. Всё это — аспекты изначальной мудрости, они совершенно свободны от всякой привязанности к тому, что мы могли бы им предложить, и всё же мы посвящаем им все блага и богатства целой Вселенной. Почему же? Потому, что мы глубоко порабощены привязанностью к представлению о Я как о самом себе и мыслим, отправляясь от этого Я. Нам кажется, что мы существуем индивидуально. Затем, исходя из этого эгоцентризма, мы присваиваем себе разные вещи и думаем: «Моё имущество, мои богатства, мой дом, моя семья, мои друзья, моё тело» и прочее. Чтобы пресечь эту привязанность Я к вещам как к собственности, мы подносим их в дар сфере Прибежища и практикуемся в щедрости по отношению к обычным существам. В практику мандалы включено и то, и другое. Подношение мандалы — это полнота дара, в котором мы подносим Трём Драгоценностям всё, что мы можем вообразить приятного и красивого, и всё это в форме мандалы Вселенной.

Санскритское слово мандала переводится на тибетский как кьилкхор, где кьил значит «Центр», а кхор — «окружность». Итак, мандала устроена в виде Центра и окружности. В случае вселенской мандалы Центром будет осевая вселенская гора, на периферии располагаются различные континенты, а на выше- и нижележащих уровнях — сверхчеловеческие сферы существования и нижние миры. Это очень богатый образ, он включает в себя не только видимую Вселенную, но и все уровни существования, это Вселенная в целом. Мы подносим эту мандалу Вселенной в несметно большом количестве, воображая, что у нас столько же вселенских мандал, сколько атомов в нашем мире, и все их мы дарим и посвящаем Пробуждению.

Благодеяние от этой практики соразмерны обширности нашего подношения, и мы высказываем пожелания, чтобы благодаря этому огромному подношению все существа достигли Пробуждения. Поэтому в практике кандалы очень большое место занимает Бодхичитта. Благодаря взращиванию добродетелей в ходе этой практики мы приближаемся к взращиванию непосредственного Постижения.

Иога ламы, или Гуру-йога

Как явствует из значения слова йога, Иога ламы - это «практика единения с ламой». Это последнее из четырёх нгёндро, а также важнейшее из них, либо через него мы в особенности получаем вдохновение ламы, линии передачи и Пробуждения.

Вдохновение есть тот элемент, посредством которого глубоко осуществляется передача и преображение Ума.(См. также выше главу «Передача духовного воздействия» в этом же разделе п.4. - прим.пер.) Его можно сравнить с Солнцем, а наш Ум с цветком, растущим и распускающимся под его лучами.

Йога ламы развивает «благоговение», по-тибетски мёгю, что буквально переводится «почтение и упование».

Лама в этой практике является главным аспектом Прибежища и вбирает в себя всё, включаемое в Три Драгоценности: Ум ламы есть Будда, его речь — Дхарма, а его тело — Сангха. Это все воплощает собой лама. Лама также — единство всех Прибежищ и считается самим Буддой Ваджрадхарой, олицетворением Абсолютного тела, Дхарамакаи, и именно так появляется возможность открыться его вдохновению.

Сказано было:
Если считать ламу Буддой,
Это передаст вдохновение Будды.
Если считать ламу Бадхисаттвой,
Это передаст вдохновение Бодхисаттвы.
Если считать ламу благим духовным другом,
Это передаст соответствующее вдохновение.
Если считать ламу заурядным существом,
Это не передаст никакого вдохновения.

Медитируя подобным образом, мы обращаемся к ламе с горячей и искренней молитвой и благодаря нашему благоговению можем воспринять его духовное воздействие (См. также главу «Три корня» в этом же разделе

- прим.пер.). В традиционном образе лама сравнивается с линзой, фокусирующей лучи Солнца, т.е. вдохновение, идущее от всех Будд. Сфокусированная энергия столь сильна, что может зажечь трут наших покровов.

Именно благодаря тому, что все они имели полную веру в своего ламу, все великие учители линии передачи — Наропа, Марпа, Миларепа и другие — смогли достичь Пробуждения при жизни.

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>


Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100