Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел пятый
Махамудра и Дзогчен: непостепенный Путь.
5. Переживания в медитации и наивысшее духовное достижение


М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>


Непревосходимо видение, находящееся за пределами
двойственности. Непревосходима медитация без отвлечения.
Непревосходима деятельность недеяния.
Когда не осталось ни
страха, ни надежды, результат достигнут
Тилопа, «Махамудра Ганга»

Пока мы только начинающие, трудно добиться, чтобы наша медитация была на самом деле ясной и непривязанной. Но с помощью нашего ламы мы сможем научиться оставлять свой ум естественно светлым и прозрачным, бодрым, совершенно открытым, — оставлять его таким, как он есть, в его естественном состоянии, удерживая лишь ясность, необходимую для того, чтобы остаться бодрым и чутким.

Если мы станем упражняться таким образом с большой регулярностью, то мало-помалу наш ум станет всё более ясным, непривязанным, бдительным, и практика пойдёт на лад.

Распознать,взрастить,закрепить

Вернёмся к образу неба, омрачённого облаками, что соответствует состоянию неведения обычных существ. Пространство небес и Солнце никуда не исчезли, но пространство полностью закрыто тучами, и сияние не может прорваться сквозь них. Подлинные медитативные переживания, зарождающиеся в глубинах, — это словно крохотный просвет между облаками: тучи слегка разошлись, и луч света, принесший немного ясности, прорвался сквозь дымку. Тогда мы отчасти, мельком увидели какой-то аспект Пустоты, Светоносности или бесконечности Ума. Чем дальше, тем больше тучи рассеиваются, и небо раскрывается солнечному сиянию; пустая порода отпадает, и обнаруживается блещущий самоцвет.

То, что только что было сказано — просто слова, звук-как-пустой. Понять же, о чём идёт речь — значит, постичь Пустоту, что трудно. Ведь сначала нужно, благодаря милости своего ламы, «получить личное знакомство» с этой практикой, — распознать Ум неопосредованности затем нам следует её развивать, непрестанно взращивать во всей нашей деятельности, пока эта практика не закрепится окончательно («Личное знакомство», «взращивание» и «закрепление» этой практики выражаются по-тибетски, соответственно, терминами нготрё, квёнгва и тенпа- прим.пер. ). Так мы восходим по ступеням Осуществления.

Четыре йоги

Процесс поэтапного осуществления Махамудры описывается по схеме четырёх йог, т.е. четырёх уровней; членится на три, так что всего насчитывают двенадцать ступеней.

Первый уровень называется «единением». На этом этапе, после того, как упражняющийся был введён в практику Махамудры и узнал её, он неотрывно взращивает Ум неопосредованности: сначала с помощью сидячих медитаций, а потом и в медитации действия, т.е. во всех обстоятельствах и при любых занятиях. С возрастанием устойчивости практики проходятся, один за другим, три уровня единения; теперь недолго ждать и переживания на следующем уровне.

Второй уровень называется «простотой» или «вне Ума», ибо он находится вне каких бы то ни было порождений обычной деятельности Ума. Осуществление этого уровня означает прямое переживание Пустоты, по махаянской классификации ему соответствует «путь видения» — обретение первого уровня высших Бодхисаттв, т.е. начальная стадия Освобождения от иллюзий сансары.

Третий уровень носит название «единого вкуса», ибо переживание на нём имеет один и тот же вкус махасукхи великого блаженства Махамудры.

Четвёртый уровень именуется «не-медитацией»; это окончательное осуществление, за пределами представлений о медитации или её отсутствии, вне всякого переживания медитирующего и медитации. Высший уровень отсутствия медитации соответствует также тому, что в традиции дзогчена называется «переживанием исчерпанности Пустоты»; это наивысшее состояние - состояние Будды.

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>


Созвучные материалы:


  Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100