Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том I
Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса

РУКОВОДСТВО К ВЕДЕНИЮ УЧЕНИКОВ ПО ЭТАПАМ [ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ]
Краткое изложение правил практики
§1. Сами правила практики;

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru




На месте монастыря в Капилавасту Сами правила практики

Делятся на: (1) общие правила практики; (2) правила практики этого раздела [о вверении].

(1)

"Созерцать" - значит вновь и вновь направлять мысль на благой объект, удерживать в уме его образ. Это нужно для того, чтобы наш ум, которому мы были подвластны с незапамятных времен, - тот самый ум, который, следуя за клешами и прочей скверной, порождает все зло и пороки, сделать подвластным и способным полностью сосредоточиться на любом избранном благом объекте.

Если же будем созерцать случайно приходящее на ум, то, хотя и пожелаем созерцать столько-то благих объектов в такой-то последовательности, - созерцать [по желанию] не получится и возникнет большое препятствие к способности произвольного сосредоточения на благих объектах, которое,

войдя в [привычку] с самого начала, на всю жизнь испортит благие занятия.

Итак, сначала четко наметьте число и последовательность объектов,

которые будете созерцать. Затем несколько раз весьма решительно подумайте: "От намеченного не отклонюсь!" - и созерцайте ни больше, ни меньше того, что наметили, поддерживая внимательность и бдительность.

(2) Правила практики этого раздела

Сначала обдумайте пользу вверения - быстрое достижение состояния Будды и т.д. - и вред невверения - порождение страдания в этой и будущей [жизни] и т.д.

Затем много раз обещайте: "Не допущу никаких мыслей о недостатках Учителя!" - и культивируйте размышление о нравственности, самадхи, мудрости, учености и других замеченных вами его достоинствах до тех пор, пока не зародится самая искренняя вера.

Затем размышляйте, согласно ранее приведенным цитатам из сутр, о его доброте, [выражающейся в том, что он] вам помогает или будет помогать. Культивируйте [это размышление], пока не зародится почтение [к нему] от всего сердца.

в. Как завершить [созерцание]

[В заключение сеанса] с сильным чувством посвящайте накопленное благо временным и высшим Целям, [читая] "Пожелание добрых деяний", "Пожелание из семидесяти [строф]" или какое-нибудь другое [благопожелание].

-----------

Так созерцайте четыре раза: на заре, утром, днем и вечером. Но если вначале [созерцать] долго, мысль легко расплывается или возбуждается. Если к этому привыкнуть, [потом] трудно исправиться. Поэтому созерцания [поначалу] должны быть краткие, но многочисленные. Ведь сказано:

"Если прервать [созерцание], когда еще хочется созерцать, то и впредь каждый раз будем чувствовать тягу [к нему]. В противном случае, лишь увидим подстилку [для созерцания], будет тошнить".

Когда несколько упрочитесь [в созерцании], продлевайте его.

При всех сеансах избегайте ошибок чрезмерного напряжения и излишнего расслабления. Тогда препятствий будет мало, не будет утомления, расплывчатости, вялости и подобного.

2. Что делать в промежутках

["Тройной сверток"]

В общем, есть много [занятий]: поклоны, [почтительный] обход142, чтение [вслух] и другие. Но вот что здесь главное: если в свободное от созерцания время мы, не памятуя о темах созерцания, не печемся о них, даем мыслям волю, то [продвинемся] очень мало. Поэтому и в свободное время читайте, неустанно памятуйте, о чем они учат.

Многообразно накапливайте заслуги, способствующие зарождению достоинств, и разнообразно очищайтесь от препятствующих этому скверн. Сознательно усердствуйте в основном - соблюдении принятых обетов.

В некоторых инструкциях эту триаду - тематические созерцания, соблюдение обетов и накопление заслуг - называют "тройным свертком".

[Четыре вида снаряжения]

Кроме того, практикуйте четыре [вида] снаряжения для успешного вступления на Стезю Безмятежности и Проникновения:

а. Обуздание чувств;

б. Сознательность действий;

в. Разумное питание;

г. Усердствование в йоге во время бодрствования и правильный способ сна.

а.

Здесь пять [положений]:

(а) Чем обуздывают

- полным сохранением памятования и постоянным прилежанием в нем.

Из них первое - это незабывание и повторение наставлений143, начинающихся с обуздания чувств;

второе - непрерывное и преданное поддержание этого памятования.

(б) Что обуздывают

- шесть чувств144.

(в) Для чего обуздывают

- для [охраны] от приятных и неприятных объектов.

(г) Как обуздывают

Из двух [способов первый - ] охранение чувств.

После того, как от объектов и органов чувств возникают шесть сознаний145, в умственном сознании рождается привязанность к шести [классам] приятных объектов и отвращение к шести [классам] неприятных. Постарайтесь, чтобы они не зарождались.

[Второй способ - ] Удержание самих чувственных способностей

Это недозволение органам чувств [воспринимать] объекты зрения и т.д., пробуждающие клеши.

Чувства охраняются благодаря отказу от цепляния за характеристики146 и впечатления от шести [классов] объектов, а если, по забывчивости и обилию клеш, дурное состояние ума все же возникает, то - благодаря [немедленному] его пресечению.

"Цепляние за характеристики" возникает с восприятием неподобающих форм и других [специально] представленных или [случайно] появившихся объектов, [когда] смотрим на них, проявляя внимание147.

"Цепляние за впечатления" - это цепляние умственного сознания за объекты, порождающие привязанность, неприязнь и омраченность после [их восприятия] шестью сознаниями148, или же размышления по чужим рассказам о таких вещах, которые мы не видели.

(д) Что такое обуздание

Это охранение ума от скверного и направление его на благое или нейтральное.

Здесь [имеется в виду] неомраченное нейтральное: не во время сосредоточения мысли на благом объекте, а во время повседневных действий и т.п.

б. Сознательность действий

Здесь две [темы]: (1) Действия, которые совершают; (2) В чем суть [сознательности].

(1) [Действия]

[Они] двух [типов]: (а) пять действий, связанных с движением; (б) пять действий, связанных с [монастырским] образом жизни.

(а)

Из них первые пять [таковы]:

Действия тела

Это посещение других селений, храмов, иных мест и возвращение из них. Действия глаз

Это взгляд на разные объекты мельком, без внимания и внимательное рассматривание.

Действия главных и второстепенных членов [тела]

Это выпрямление и сгибание главных и второстепенных членов.

Действия, [связанные с] монашеской одеждой и сосудом для подаяния

Это использование и хранение трех [частей] монашеской одежды и сосуда для подаяния.

Действия, [связанные с] подаянием

Это вкушение пищи, питья и т.п.

(б) Пять действий при жизни в монастыре

Действия тела

Это гуляние, или хождение рядом с товарищем по Дхарме, или путешествие ради Дхармы и все подобное: стояние перед Руководителем, Наставником, Учителем и подобными, сидение со скрещенными ногами и т.п.

Действия речи

Это получение и выяснение наставлений к двенадцати [подразделениям] Слова149; чтение вслух [того раздела Слова, наставления к которому] получены, и разъяснение его другим, беседы с другими ради взращивания усердия.

Действия ума

Это сон в среднюю часть ночи; обдумывание прослушанного в уединенном месте; практика самадхи в девяти [последовательных] состояниях ума150; безмолвное усердствование в Проникновении; подавление сонливости, когда устанешь в жаркую погоду.

Дневные и ночные действия

Имеют место во время дневного бодрствования, в первую, а также последнюю часть ночи. Они включают также действия тела и речи. А выражение "сон" указывает лишь на ночные действия - действия ума.

(2) Сознательность этих десяти [действий]

Когда начинаете какое-нибудь движение или действие, с самого начала проявляйте неотступное внимание и осмотрительность. Сопровождая [их] этими двумя, думайте о них, осознавайте их в такой форме и так, как подобает.

[Существуют] четыре аспекта [сознательности].

Первый - осознавание таких-то действий тела и других из десяти действий так, как подобает. Например: осознавая, согласно Винае, действия отправления и возвращения как повседневные действия ухода и прихода, думают: "Теперь делаю это и это".

Второй - осознавание какого-либо направления так, как подобает. Например: узнав, что, когда ходишь, нельзя заходить в винную лавку и прочие из пяти [неподходящих] мест151, а следует идти в другие [места], так сознательно и поступают.

Третий - это осознавание какого-либо времени так, как подобает.

Например: узнав, что до полудня можно идти в поселок, а после полудня нельзя, так и поступают сознательно.

Четвертый - это осознавание всех [правил] действий так, как [подобает]. Пример - памятование о всех имеющихся правилах хождения, таких как: "Когда уходишь, крепко натяни узду [чувств] и иди к другому дому".

Короче говоря, следует вспомнить все свои дневные и ночные привычные действия и распознать, какие допустимы и какие нет. И, когда их совершаете или отбрасываете, всегда сознавайте: "Сейчас это совершаю", или: "Это отбрасываю".

Если будете так делать, то, как сказано, в этой жизни не осквернитесь падениями, а после смерти не падете в дурную участь. Кроме того, будут накапливаться причины осуществления еще неосуществленного Пути.

Этот предмет, а также обуздание чувств изложены согласно Арья Асанге, который толкует их, цитируя сутры.

Если усердствовать в этих двух, то, как говорят, - польза для всех благих занятий ни с чем не сравнима. В особенности же, успешно осуществляются совершенно чистая нравственность и недискурсивные самадхи152, относящиеся к Безмятежности и Проникновению. Поэтому усердствуйте.

в. Разумное питание

Здесь четыре правила:

Не слишком мало

Если [есть] слишком мало, [чувствуется] голод, ослабеваешь, отчего делаешься неспособным к благим занятиям и голодаешь до завтрашней еды. Поэтому ешьте достаточно, чтобы не было вреда.

Не слишком много

Если же [есть слишком] много, тело становится тяжелым, будто обремененное ношей: трудно дышать, увеличиваются сонливость и вялость, теряешь работоспособность и не можешь избавляться от клеш.

Легко перевариваемая пища избавляет от неприятных ощущений от уже принятой пищи и не порождает новых неприятных ощущений.

Неоскверненная153, подходящая пища не порождает грехов и [создает] счастливое состояние [ума].

Что касается "противоядия" против влечения к пище, то оно основано на созерцании ее ущербности.

Три аспекта ущербности [пищи]

(а) Ущербность поедаемого

Подумайте: какими прекрасными цветом, запахом и вкусом [ни обладала бы] пища, - перемолотая зубами и увлажненная слюной она походит на рвоту.

(б) Ущербность переваренной пищи

Подумайте: из этой пищи, переваренной в средний или последний период ночи, образуется мясо, кровь и т.п.; некоторая [ее часть], став калом и мочой, пребывает в нижней части тела, и каждый день надо опорожняться; также от пищи возникают многие болезни.

(в) Ущербность добывания пищи

Она пятерична:

Ущербность труда

Ради пищи и причин [получения] пищи [мы] многостарательно трудимся, подвергаясь опасностям, жаре и холоду. Если не достаем ее, горюем и страдаем. Но если и достаем, - боясь, что ее отнимут или что потеряем,

- страдаем, пытаясь ее сохранить.

Утрата дружбы

Ради нее отец, сын и прочие ссорятся и дерутся между собой.

Ненасытность

С возрастанием влечения к [пище] цари и прочие воюют между собой, отчего испытывают множество страданий.

Зло подневольности

Те, кто ест чужую пищу, испытывают множество страданий, если приходится воевать с чужеземцами ради блага властелина.

[Ущербность], проистекающая от дурного поведения

Накопив грехи трех "дверей", ради пищи и причин [получения] пищи, вспоминаем их в час смерти и умираем, раскаиваясь, а после смерти впадаем в дурную участь.

Однако в ней содержится и польза: благодаря пище живет тело.

Подумайте: "Не стоит есть лишь ради тела; опираясь на жизнь тела, я буду вести действительно чистый образ жизни!

Практикующие даяние и милостынедатели, "выжимая [свою] кожу, плоть и кровь", дают [мне пищу], желая прекрасных плодов. [Я] еще больше увеличу плоды их благодеяния!"

Затем вкушайте.

Также помните и сказанное в "Собрании практик":

"Ешьте, думая о помощи дающим [вам пищу], о том, что сейчас веществом пищи [вы] собираете червей [в своем] теле, а впредь соберете [их как учеников, проповедуя] Дхарму, и о том, что будете осуществлять Благо всех существ".

И в "Послании к другу" [38] говорится:
"Пищу как лекарство принимая, -
без пристрастья ешь иль неприязни,
без высокомерия, гордыни,
не фигуры ради - только ради жизни".
г. Усердствование в йоге во время бодрствования и правильный способ сна
В "Послании к другу" сказано:
"Праведный! Ты, занимаясь все время дневное,
первый период ночной и последний, - к тому же
не оставляй бесполезным и время меж ними.
Даже во сне о благом не утрачивай память154".
Говоря о целом дне, первой и последней частях ночи, здесь указывают на занятия во время созерцания и в периоды между созерцаниями. То есть, как объяснялось ранее, [все это время] следует наполнить смыслом, усердно очищая ум от пяти загрязнений155, - прогуливаясь или сидя156.

Такое [усердствование], а также обуздание чувств и сознательность относятся и ко времени созерцания и к периодам между созерцаниями,но здесь выделены периоды между созерцаниями.

Сон

Сон относится к периоду между созерцаниями, и его тоже не оставляйте бесполезным.

Это делается следующим образом.

Проведя в благих занятиях день и первую часть ночи, состоящей из трех частей, с наступлением второй ее части ложитесь спать: чтобы сон увеличил Элементы157 увеличиваемые сном.

Когда организм благодаря этому укрепляется, - возрастают работоспособность и два [типа] благого усердия158.

Перед сном выйдите, помойте ноги, и, войдя, ложитесь на правый бок, и, положив левую ногу на правую, спите, подобно льву159.

О сне в позе льва [скажу] следующее.

Как лев - герой среди всех животных по своей огромной силе, возвышенной мысли и твердости, так и тот, кто, бодрствуя, усердствует в йоге, герой по своей великой энергии и т.п. Поэтому он спит, подобно льву, а преты, боги и предающиеся наслаждениям спят не так160: потому что они ленивы, малоусердны и малосильны.

Согласно одному из объяснений, спящие на правом боку, подобно льву, не расслабляются полностью; хотя спят, не утрачивают сознательности; не впадают в крепкий сон; не видят порочных или дурных снов. Спящие не так испытывают все скверные противоположности указанных четырех [преимуществ].

Четыре помышления, с которыми следует засыпать

Воображение света

Хорошенько запечатлев [в уме] свет, засыпайте с мыслью о свете. Так во время сна сохраните неомраченное сознание.

Памятование

Пока не заснете, поддерживайте памятование о благой и важной Дхарме, которую слушали, обдумывали или созерцали. Так и во сне, как во время бодрствования, ум многократно будет следовать за этой Дхармой; словом, и во сне будете преданы благим занятиям.

Бдительность

Когда поддерживаете такое памятование и возникает какая-нибудь клеша, заметьте ее и, не поддаваясь, отбрасывайте.

Мысль о вставании

Она трояка:

(1) Никогда не давайте уму потонуть во сне; помышляя об усердствовании, спите чутко, как дикие звери. Тогда сон не будет глубоким, и вы сможете пробудиться, встать вовремя.

(2) Думайте: "О! Всегда буду исполнять необычный] способ сна, заповеданный Буддой!" - и усердно вызывайте [в себе] устремление к этому. Тогда будете спать, ничуть не отступая от заповеданного Буддой львиного способа сна.

(3) Думайте: "Как сегодня я бодрствовал и усердно осуществлял благо, так и завтра буду делать!" Это сделает непрерывным ваш порыв к благому; даже в забытье сна будете устремляться к совершенствованию.

Если правильно практиковать сии способы еды и сна, то, очевидно, намного сократится бессмысленная трата жизни. Поэтому [я и] изложил их, согласно Арья Асанге, который, цитируя сутры, привел [все это] в систему.

***

Итак, применяйте эти правила предварительных [занятий], основной части [созерцания], его завершения и занятий в периоды между созерцаниями ко всем созерцаемым темам, начиная с этой до Проникновения, за исключением специфической практики во время основной части [созерцания].

Объяснение, что делать в периоды между [созерцаниями], закончено.

Примечания:

142. Троекратный и более обход святынь - Учителей, храмов, ступ со священным прахом и т.д. - практикуется в Индии, Тибете и других буддийских странах как проявление почитания и способ накопления заслуг.

143. Т.е. наставлений о "четырех видах снаряжения" и т.д.

144. Ум в индийской традиции рассматривается как шестой орган чувств.

145. Зрительное сознание, слуховое и прочие виды сознания.

146. Характеристики (санскр.: лакшана, тиб.: mtshan-nyid) - технический термин буддийской философии, обозначающий характерное свойство предмета, признак, выделяющий его среди прочих объектов.

147. Согласно "Ба", если мы воспринимаем объект, цепляясь за характеристики: "красивый" или иной, - возникает привязанность и прочие дурные состояния ума (прим. перев.).

148. В этом случае мы уже после восприятия объекта думаем о нем: "красивый" или иной (прим. перев.).

149. Согласно тибетской традиции, унаследованной от школы Сарвастивада, 12 подразделений Слова Будды таковы:

1. Сутра mdo-sde (диалоги и афоризмы Будды).

2. Гейя dbyangs-kyis bsnyad-pa (песни).

3. Вьякарана lung-du bstan-pa (пророчества и открования).

4. Гатха tshig-su-bcad-pa (стихи).

5. Удана ched-du brjod-ра (торжественные речи).

6. Нидана gleng gzhi (индивидуальные поучения).

7. Авадана rtogs-pa brjod-ра (притчи).

8. Итивриттака de lta-bu byung-ba (легенды о прежних временах).

9. Джатака skyes-pa rabs (истории о предыдущих жизнях Будды).

10. Вайпулья shin-tu rgyas-pa (самые пространные и важные из Сутр Махаяны).

11. Адбхутадхарма rmad-dubyung-ba'i chos (рассказы о чудесных способностях святых).

12. Упадеша gtan-la-phab-bar bstan-pa (наставления, прямо объясняющие смысл Сутр).

Подробнее см., например: History of Buddhism (Chos-'byung) by Bu-ston.Part I / Tr. from Tibetan by Dr.E.Obermiller. Heidelberg, 1931. p.31.;а также: Sangharakshita. The Eternal Legacy... p.14-19.

150. Девять последовательных состояний ума в стезе Безмятежности:

1) закрепление, 2) продолженное закрепление, 3) поправляемое закрепление (буквально "закрепление с заплатами"), 4) прочное закрепление,

5) укрощение [ума], 6) успокоение [ума], 7) полное успокоение [ума],

8) однонаправленное сосредоточение, 9) уравновешенное сосредоточение (прим. перев.). Подробнее см.: данное издание т.4, а также: Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. Нартанг-Угунс, 1991. с.45-46.

151. Согласно "Ба", остальные неподходящие (для монаха) места - это публичный дом, [дом] грешника по роду занятий (палача, мясника, рыбака и т.п.), дворец царя и скотобойня (прим. перев.).

152. О различных видах самадхи см.: данное издание. Т.4.

153. "Нга" пишет: "Скверные [люди], собирая подаяние, выпрашивают его нечестивым способом, [употребляют] греховную [пищу] и, кушая, проявляют привязанность, желание и жадность".

"Греховной пищей" считается пища, добытая грешным спосособом: убиением животного, кражей и т.п.

Каждый из перечисленных комментатором факторов делает пищу "оскверненной" (nyon-mongs-pa-can) (прим. перев.).

154. Комментируя это место из "Письма к другу", дост. Рендава Шонну-Лодой поясняет: "... Засыпая... следует подумать: "Я посплю недолго. Как только тело и ум отдохнут, - я сразу встану творить благое". Тогда даже сон - благодаря силе этой мотивации - станет добродетельным и тем самым обретет смысл" (Nagarjuna's "Letter to a Friend" with a commentary by the Venarable Rendawa Zhon-nu Lo-dro / Trans. by Geshe Lobsang TharchinandArtemusB. Engle. Dharamsala: LTWA, 1979. p.72-73).

155. Согласно Ловсан Дондубу, "Пять загрязнений ума": (1) жажда чувственных удовольствий, (2) злонамеренность, (3) сонливость, вялость, (4) возбужденность, сожаление [о том, что взялся заниматься созерцанием], (5) сомнение.

По другой системе это: рассеянность, сожаление, сонливость, вялость и сомнение (прим. перев.). Подробнее см. т.2.

156. Прогуливаясь, созерцатели очищаются от вялости, а сидя - от возбужденности.

157. Наше тело состоит из четырех элементов-стихий - воздуха (ветра), огня, воды и земли.

158. Два типа усердия: усердие в хорошем поведении и усердие в помощи другим (прим. перев.).

159. При этом голова покоится на ладони правой руки, а левая рука, вытянутая, должна лежать на левой ноге (прим. перев.).

160. "Нга": "Животные [спят] на животе, боги - на спине, а предающиеся наслаждениям - на левом боку" (прим. перев.).



Предыдущая глава Следующая глава

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!


Rambler's Top100