Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том I
Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса
[Собственно] методика наделения смыслом [благоприятного рождения]. Часть 8

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru


ЭТАП ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ НИЗШЕЙ ЛИЧНОСТИ
РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ НИЗШЕЙ ЛИЧНОСТИ

2. Применение средств [созидания] счастья будущего рождения
II. Взращивание убежденной веры - основы всего благополучия

§1. Общее размышление о деяниях и их плодах
2. Размышление-анализ

(продолжение)

Б. Систематика деяний и плодов
1.
[Дурные деяния и плоды]
а. [Дурные "пути" кармы]

(1) Убиение

Хотя в "Собрании [установленного]" говорится о пяти [составляющих]: объекте, представлении, помысле, клеше и завершении, - три средние [можно] свести к "помыслу" и добавить "исполнение". Получается четыре: основа, помысел, исполнение и завершение. Такое описание удобно для понимания и не противоречит Замыслу [Татхагаты].

Итак, объект убиения - живое существо; однако, имея в виду, что, если убьешь самого себя, то грех будет исполнен, но не завершен, [Асанга] в "Уровнях йогической практики" сказал [точнее]: "другое живое существо".

Помысел тройствен:
(1) Представление - четырех видов: представление об "объекте" - живом существе как о живом существе или как о не-существе, представление о не-существе как о не-существе или как о живом существе. Первое и третье представления безошибочны, а второе и четвертое ошибочны.

Притом, если начинаешь исполнение [убийства] с конкретным намерением, например: "Убью только Девадатту", - [но] по ошибке убиваешь Яджану, то это не самый настоящий грех [убиения]: для такого требуется безошибочное представление. Если же во время исполнения имеешь общее намерение: "Убью всякого, кто попадется", - то безошибочное представление не требуется.

Знайте, что это правило действительно и для остальных девяти [грехов].

(2) Клеша - какой-нибудь из трех "ядов"285.
(3) Намерение - желание убить.

Исполнение:

(1) Исполнитель

Нет разницы - совершил ли [убийство] сам, побудил ли других совершить его или соучаствовал в нем.

(2) Средство исполнения

Оно может быть всякое: оружие, яд, заклинание и т.д.

Завершение - смерть, вследствие исполнения, другого [существа]; моментальная или отсроченная.

К тому же, в "Сокровищнице" сказано:

"Если [убийца] умирает раньше
или одновременно [с жертвой],
подлинного [убиения] нет,
поскольку зародилось другое тело286".

[Мы] тоже согласны с этим.

(2) Присвоение чужого

Объект - всякая вещь, принадлежащая другому.

Помысел тройственный:

(1) Представление и
(2) клеша подобны предыдущим.
(3) Намерение - желание лишить другого [вещи] без его позволения.

Исполнение:

(1) Исполнитель

Подобен предыдущему.

(2) Способ исполнения

Отнял ли силой, или тайно украл - все равно.

Такое же присвоение чужого - обман в [возвращении] долга или доверенного на хранение и прочее мошенничество, а также - когда берут ради своей пользы или чужой, или же с целью навредить врагу, и т.д.

Завершение

О нем в "Собрании [установленного]" сказано: "Перенесение [вещи] на другое место".

Поскольку часто бывает несоответствие сказанному, "перенесение вещи на другое место" является лишь условным определением: например, [отнятая] земля и т.п. не уносится с места. Тем не менее, определить "завершение" требуется.

Итак, [по нашему мнению, это] - возникновение мысли об обретении.

При побуждении же [других] к грабежу или краже достаточно, чтобы она возникла у того, [кто украл]. Подобно тому, как у побудившего к убиению появляется подлинный грех, как только умирает убитый его посланником враг, даже если он сам и не знает [об этом].

(3) Распутство

(а) неподходящие для совокупления люди

Это неподходящие для совокупления женщины; все мужчины287; гермафродиты.

[Женщины]

В "Собрании" сказано:

"Мать и прочие, охраняемые матерями и прочими, о которых проповедано в Сутрах, не подходят для совокупления".

Наставник Ашвагхоша по этому поводу сказал:

""Неподходящие для совокупления" -
это принадлежащие другим,
обладательницы победного стяга Дхармы,
охраняемые семьей или царем,
проститутки, нанятые другими; родственницы;
эти [женщины] не подходят для совокупления".

"Принадлежащие другим" - это жены других. "Обладательницы победного стяга Дхармы" - монахини. "Охраняемые семьей" - незамужние девушки, которых охраняют отец и другие родственники, или [будущий] свекор, или привратник, а если нет таковых, то и которые сами стерегутся. "Охраняемые царем" и его доверенными [лицами] - это обязанные [исполнить] поручение [царя].

Сказано, что совокупление с проституткой, нанятой другим, - распутство. Подразумевается, что, если ей сам заплатил, то распутного совокупления нет. Так говорит и великий Чжово.

Мужчины:

ты сам и [все] другие.

(б) Неподходящие члены [тела]

- [Все] члены, кроме влагалища.

Наставник Ашвагхоша сказал:

"Неподходящие члены - каковы они?
- Рот, задний проход, [члены] детей,
сжатые бедра и трогающие руки".

Это согласуется со сказанным великим Чжово:

""Неподходящие члены" - рот, задний проход, задние и передние отверстия мальчиков и девочек, собственные руки".

(в) Неподходящие места

- Близость Учителей и подобных, близость ступы, места на виду у многих людей и неудобные для сего: шероховатые, твердые и т.п.

Наставник Ашвагхоша сказал:

"Неподходящие для этого места -
[близость Книг] священной Дхармы,
ступ, изображений и т.п.;
местопребывание Бодхисаттвы и т.п.;
близость Наставников, Учителей, а также
родителей: в этих неподходящих
местах не следует [совокупляться]".

Так же говорит и великий Чжово.

(г) Неподходящее время

- Период менструаций, последние месяцы беременности, кормление грудью ребенка, соблюдение однодневного обета288; наличие болезни, не позволяющей совокупляться; и превышение меры: мера - до пяти раз.

Наставник Ашвагхоша сказал:

"Неподходящее для этого время -
менструация, беременность, младенец,
отсутствие желания, страдание, уныние и т.п.,
соблюдение восьми предписаний289:
таково неподходящее время".

Великий Чжово [высказался] подобно, однако считал, что дневное время тоже не подходит.

Использование неподходящих членов и других из трех [последних составляющих основы] даже [соитие] с собственной женой делает распутным: что уж говорить о [сношении] с другими.

Помысел тройственный:

(1) Представление

В "Собрании" сказано:

"Для этого [греха] требуется безошибочное представление о тех [объектах]".

В "Винае" сказано:

"Для пагубного нарушения [обета] целомудрия неважно - ошибочное представление или безошибочное".

В "Толковании Сокровищницы" указаны две возможности [при ошибочном представлении]: если сближаешься с чужой женой, думая, что она твоя, то "пути" кармы [распутства] нет, а если сближаешься с чужой женой, думая, что она [жена] третьего [человека], то - есть.

(2) Клеша - любой из трех "ядов".
(3) Намерение - желание совокупиться неправедным образом.

Исполнение

В "Собрании" сказано, что у того, кто побудил другого к распутству, тоже происходит проступок распутства.

В "Коренном толковании Сокровищницы" указано, что в таком [случае] подлинного "пути" кармы нет.

Подразумевается ли в первом [высказывании] косвенный грех - нужно исследовать290.

Завершение - соединение [половых органов] двух людей291.

(4) Ложь

Объект - виденное, слышанное, воспринятое [другими органами чувств] или осознанное и четыре их противоположности; и "понимающий субъект" - другое [существо], понимающее смысл.

Помысел тройственный:

(1) Представление измененное: виденное представляется как невиденное, невиденное - как виденное, и т.д.
(2) Клеши три.
(3) Намерение - желание говорить, изменив представление.

Исполнение - произнесение [слов], молчаливое согласие или указание движениями тела.

Сказано, что не имеет значения - солгал ради себя или для пользы других.

[Асанга] сказал, что побуждение [других] ко лжи, злословию или грубым словам - такой же [проступок, как] эти три.

В "Коренном толковании Сокровищницы" указано, что побуждение к любому из четырех [проступков] речи является "путем" кармы.

В "Винае" сказано, что "полное падение" при этом возникает лишь тогда, когда произносишь [ложь] сам.292

Завершение - понимание другим [смысла]; если же он не понял, то [ложь] становится всего лишь пустословием, - указано в "Толковании Сокровищницы".

Так же со злословием и грубыми словами.

(5) Злословие

Объект - живущие в согласии или враждующие существа.

Помысел тройственный:

(1) Представление и
(2) клеша подобны прежним.
(3) Намерение - желание поссорить живущих в согласии, или желание, чтобы враждующие не помирились.

Исполнение - правдивыми или неправдивыми словами сказать, приятное или неприятное, для собственной нужды или ради других.

О завершении в "Собрании" сказано:

"Завершением считается полное понимание теми, кого ссорят", - т.е. понимание сказанных слов, [вызывающих или углубляющих] ссору.

(6) Грубые слова

Объект - существо, вызывающее озлобленность.

Помысел:

(1) Представление и
(2) клеша подобны прежним.
(3) Намерение - желание сказать грубость.

Исполнение - правдиво или неправдиво сказать неприятное по поводу недостатков происхождения или тела, ошибок нравственности или поведения.

Завершение:

В "Собрании" сказано:

"Завершение - сказанная ему грубость".

В "Толковании Сокровищницы" указано, что необходимо понимание смысла тем, кому она сказана.

(7) Пустословие

Объект - бессмысленное содержание [произнесенного].

Помысел тройственный.

(1) Представление

Хотя о нем сказано не больше, чем: "представление таким, как [есть]", - [грех] здесь - произнесение [бессмысленных слов] с любыми представлениями; поскольку для данного проступка не требуется понимание "объекта", [к которому адресована речь]293.

(2) Клеша - какая-нибудь из трех.
(3) Намерение - желание болтать вздор.

Исполнение - начинание пустословия.

Завершение - окончание пустословия.

При этом [пустословие] имеет семь предметов:

(1) произнесение слов ссоры, обличения недостатков, спора или раздора;
(2) удовлетворяясь трактатами иноверцев или тайными мантрами брахманов, давать наставления о них, читать их и т.п.;
(3) издавать горестные звуки, подобные стенанию;
(4) смех, шутки, радостные [возгласы], рассказы о веселых похождениях;
(5) разговоры о правителе, министрах, стране, ворах и прочие мирские разговоры;
(6) подражание речи пьяного или сумасшедшего;
(7) слова, на которые опирается избравший неправедный способ получения средств к существованию.

Бессвязные, нечестивые и бессмысленные речи - это отсутствие связи между предыдущими и последующими [словами]; скверные поучения; шутки, песни и т.д., а также разговоры во время просмотра спектаклей и т.п.

Существуют два мнения: считать и не считать первые три греха речи пустословием. Здесь придерживаюсь первого.

(8) Алчность

Объект - богатство, имущество других.

Помысел тройственный:

(1) Представление - сознание объекта таким, [как есть].
(2) Клеша - какая-нибудь из трех.
(3) Намерение - желание сделать [чужое] своим.

Исполнение - проявление склонности к [осуществлению] задуманного.

О завершении сказано: "Окончательное решение сделать это своим". То есть мысль: "Пусть то богатство и т.п. станет моим".

Для полноты алчности требуется пятерка факторов:

(1) чрезвычайная привязанность к собственному достоянию;
(2) страстное желание накапливать имущество;
(3) жадное любопытство - выведывание богатств и прочих хороших [вещей] других и мысленное упоение ими;
(4) навязчивая мысль: "То, что принадлежит другим, пусть станет моим";
(5) полное отсутствие стыда из-за такой алчности и несознавание [необходимости] отбросить [ее как] пагубную.

Если хоть одной из этих пяти установок не хватает, - характеристика алчности не полна.

[В случаях неполной характеристики] все десять неблагих деяний считаются в "Уровнях йогической практики" исполненными, [хотя и не совершенно].

Примеры неполной алчности следующие.

Мысль: "Эх, почему бы тому домохозяину не стать моим слугой и делать все по [моему] желанию!" - и подобные мысли в отношении его детей, жены и т.п., а также в отношении пищи и прочего [его] имущества.

Мысль: "Эх, почему бы другим не узнать о моем довольстве малым, отшельничестве, усердии, учености, щедрости и т.п.!"

Мысль: "Почему бы царю, сановникам и четырехчастной общине не оказывать мне почести, доставлять пищу, одежду и прочее!"

Проявление желания: "Эх, пусть я в следующей [жизни], родившись богом, услаждаю пять чувств благами и пусть рождаюсь в мирах Раудры, Вишну... вплоть до [рая] "Способные превращать других!"294

Алчностью [является] также проявление желания [получить] имущество отца, матери, детей, жены, слуг и подобных, а также праведников.

(9) Злонамерениость

Объект, представление и клеша такие же, как при грубых словах.

Намерение - желание побить и т.п.; мысль: "Почему бы ему не быть убитым, связанным, не лишиться имущества благодаря другим или мне", - и т.п.

Исполнение - мысленное исполнение этого.

Завершение - укрепление [в намерении] или твердое решение побить и т.п.

Также и этот [грех] полон, если присутствуют все пять установок, [изложенных ниже], и не полон, если некоторые из них отсутствуют:

(1) ненависть, если усмотрел нечто вредное [в поведении другого];
(2) нетерпимость, по неспособности терпеть вред;
(3) ярость от неустанного памятования о поводе гнева;
(4) злая мысль: "Почему бы не побить или не убить [его]?";
(5) полное отсутствие стыда из-за проявленной злонамеренности и несознавание [необходимости] отбросить [ее как] пагубную.

[Примеры] простой [неполной] злонамеренности следующие.

Всякий помысел о причинении кому-то вреда при мысли: "Он мне навредил или вредит", - является злонамеренностью.

Также злонамеренностью является и желание, чтобы другой [человек] в этой жизни утратил друзей, достояние, добродетели и прочее; желание, чтобы в другой [жизни он] переродился в дурной участи.

(10) Ложное воззрение

Объект - существующее.

Помысел тройственный:

(1) Представление - сознание, что отрицание [существующего] истинно.
(2) Клеша - какая-нибудь из трех.
(3) Намерение - желание отрицать.

Исполнение - начало мысленного осуществления этого [желания].

Итак, оно четырех [видов]: отрицание причин, следствий, действий и существующих вещей.

Отрицание причин - это [думать]: "Хороших, дурных поступков и подобного нет!"

Отрицание следствий - это [мысль]: "Плодов тех двух не бывает!"

Отрицание действий троякое:

(1) Отрицание действия зачатия - это [мысль]: "Отца и матери нет!"
(2) Отрицание действия прихода и ухода - [мысль]: "Предыдущей и следующей жизней не бывает!"
(3) Отрицание действия перерождения - это [например, думать]: "Существа чудесным способом295 не рождаются!"

Отрицание существующих вещей - это [например, мысль]: "Архатов и т.п. не бывает!"

Завершение - укрепление [в намерении] высказать отрицание.

Также и этот [грех делают] полным пять [установок]:

(1) омраченность незнанием истинного положения вещей - объектов познания;
(2) [моральная] огрубелость, когда радуются дурному;
(3) сплошное заблуждение в [дебрях] неправильного мировоззрения;
(4) ослепленность нигилизмом: "Даяния, жертвоприношения, ритуального сжигания [ошибок]296, добродетели и тому подобного нет!";
(5) полное отсутствие стыда из-за такого ложного воззрения и несознавание [необходимости] отбросить [его как] пагубное.

Если не имеется всех пяти [установок], то [ложное воззрение] не полно.

Хотя существуют и другие ошибочные воззрения, "ложным воззрением" названо лишь это, потому что оно хуже всех ошибочных воззрений, ибо уничтожает все корни добродетели и способствует полной распущенности.

-----------

Побуждением к убиению, грубым словам и злонамеренности может служить [любой из] трех "ядов", а завершающий фактор - ненависть.

Побуждением к присвоению чужого, распутству и алчности может служить [любой из] трех "ядов", а завершающий фактор - только страстная привязанность.

Как побуждением, так и завершающим фактором лжи, злословия и пустословия могут быть все три ["яда"].

Побуждением же к ложному воззрению может служить [любой из] трех "ядов", а завершающим фактором - лишь заблуждение.

[Связанные] с этими [десятью грехами] волевые импульсы являются кармой297, но не "путями" кармы.

Семь [грехов] тела и речи являются как кармой, так и "путями" кармы, поскольку они - основа для волевых импульсов.

Алчность и другие из трех [грехов ума] являются "путями" кармы, но не кармой298.



Примечания:

285. Заблуждение, страстная привязанность или неприязнь. Назад

286. То есть, когда наступает "завершение", убийца уже в другом теле или бардо (промежуточном состоянии между воплощениями) - грех исполнен, но не завершен (прим. перев.). Назад

287. Подразумевается, что читатели данного труда - мужчины. Назад

288. Однодневный обет (санскр.: упаваса) соблюдается обыкновенно 8, 15 и 30 числа лунного месяца. Однако, как явствует из сказанного на с. 296, он может соблюдаться также и в первой половине месяца, 8, 14 и 15 числа (прим. перев.). Назад

289. Восемь предписаний однодневного обета суть:
(1) неубиение;
(2) неворовство;
(3) целомудрие;
(4) отказ от лжи;
(5) отказ от опьяняющих веществ;
(6) отказ от пения и плясок;
(7) отказ от еды после полудня;
(8) отказ от роскошных сидений
(см.: Tsepak Rigzin. Tibetian-English Dictionary of Buddhist Terminology. P. 142). Назад

290. Все сказанное касается лишь исполнителя, а средство исполнения, согласно "Ба", - усилия, направленные на [сношение: объятия и т.п.] (прим. перев.). Назад

291. Комментатор "Джа" указывает, что в зависимости от объекта необходимо различать отдельные подробности, поскольку это лишь условное определение. В традиции Пабонки завершением считается оргазм (см.: Geshe Ngawang Dhargyey. An Anthology of Well Spoken Advise. P.323) (прим. перев.). Назад

292. Хотя здесь как будто три взгляда, последний взгляд связан с "падением" (т.е. с нарушением Винаи), а это еще не показывает его отличия от двух предыдущих (прим. перев.). Назад

293. То есть, согласно "Ба", представление должно быть безошибочным лишь в отношении того, что произносишь (поскольку, если хочешь сказать одно, а говоришь другое, то это не есть грех пустословия). В отношении же адресата слов, безошибочное представление здесь не требуется (в отличие от трех других грехов речи): так как может вовсе его не быть, а грех пустословия будет (прим. перев.). Назад

294. Т.е. в Паранирмитавасавартине - в высшем раю богов Сферы Желаний, в царстве Камадэвы. См. прим. 167 и 220. Назад

295. Один из четырех способов рождения, согласно Абхидхарме. Остальные виды рождения: из яйца, из чрева, из влаги. Назад

296. Специальный ритуал (санскр.: "хома"; тиб.: sbyin-sregs), во время которого сжигаются определенные вещества, что способствует исправлению ошибок, совершенных во время тантрийских практик. Назад

297. "Ба" поясняет: "[Являются кармой], поскольку они - побудители помыслов о дальнейшем [совершении] семи деяний тела и речи: "Дальше буду совершать это и это."" (прим. перев.). Назад

298. "Ба": "Поскольку они - клеши" (прим. перев.). Назад



Предыдущая глава Следующая глава

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!


Rambler's Top100