Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том II
Этап духовного развития средней личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru


ЭТАП ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕЙ ЛИЧНОСТИ
РАЗВИТИЕ НУЖНОЙ УСТАНОВКИ
2. Метод взращивания заботы о Свободе
I. [Размышление о страдании и его источнике]
2. Созерцание страданий
А. Размышление об общих страданиях сансары
(продолжение)

3. Размышление о трех [аспектах] страдания
[а. Страдание изменчивости27]

Если, например, полить нарыв или воспаленную язву холодной водой, делается вроде бы получше. Приятные ощущения существ Круговорота подобны этому; когда они проходят, возникает страдание, поэтому [они названы] страданием изменчивости. Но таковы не только сами [приятные] ощущения; к страданию изменчивости относятся и связанное с ними сознание, и другие психические процессы, а также - порождающие их омрачающие объекты, на которые направлено внимание.

[б. Страдание мучения]

Если воспаленную язву [полить] раствором соли или чем-то едким, то разболится. Именно таковы мучительные ощущения. Как только они возникают, мучаются тело и душа. Поэтому они называются "страданием мучения", пример - почечные колики. Как и выше, это [страдание] - не только лишь ощущение.

[в. Страдание обусловленности]

Большая язва, когда ее не касаются те два (холодная вода или едкое), подобна нейтральным омраченным ощущениям28, связанность которых с потенциями скверны [делает] их страданием обусловленности. Как и в предыдущем случае, это [страдание] тоже не сводится к ощущениям. Поскольку оно обусловлено прошлой кармой и клешами и сопряжено с "семенами", из которых будут произрастать будущие страдания и клеши, - оно всецело охвачено потенциями скверны.

Когда возникает приятное ощущение, увеличивается привязанность (страсть). Когда возникает мучительное [ощущение], растет нетерпимость. [А когда], не чувствуя ни удовольствия, ни мучения, пребываем в состоянии потенциальной скверны, считаем непостоянное тело постоянным и так далее, - то растет заблуждение.

Страсть вызывает будущие перерождения в существ пяти уделов и другие страдания. Нетерпимость приносит горе и подобное в этой жизни, а в будущем вызывает перерождения в дурной участи. Заблуждение же заставляет отдаваться этим двум ["ядам" и испытывать] порождаемые [ими] два страдания.29

Следовательно, если смотреть на приятное ощущение как на страдание, подавляется страсть. Если думать о мучительном ощущении как о боли, исходящей от совокупностей, ибо они есть скопище причин страдания, то подавляется нетерпимость. И если нейтральное ощущение сознавать как непостоянное и преходящее по сути своей, подавляется заблуждение. Благодаря этому три [типа] ощущений не питают трех "ядов".

Все это объяснялось с позиции [Асанги] в "Уровнях йогической практики" и "Собрании установленного", [а теперь коснемся мнения мадхьямиков].

-----------

Как, например, несущий тяжелую ношу несчастлив, пока должен ее нести, так и [мы], пока должны тащить бремя "прихватываемых" совокупностей, испытываем страдание. Эти совокупности тесно сопряжены со страданиями и скверными потенциями клеш.

Поэтому, пока существует это страдание обусловленности, хотя иногда и не бывает мучительных ощущений, - как только [находятся подходящие условия], разными путями создается множество страданий. Значит, это страдание обусловленности виновно во всех страданиях и является корнем двух других [аспектов] страдания. Поэтому, многократно созерцая его, разочаруйтесь.

К тому же приятные ощущения, увеличивающие привязанность, в большинстве случаев являются чувством удовольствия, возникающим от прекращения страдания. Они не являются самодовлеющим удовольствием, не зависящим от ухода страдания. Например, когда сядешь, умаявшись от слишком долгой ходьбы, становится приятно. Постепенно исчезает прежнее мучение, и приходит ощущение удовольствия. [Но] это удовольствие не самодовлеюще, ибо, если сидеть слишком долго, снова возникает страдание.

Если бы существовали причины самодовлеющего удовольствия, то, подобно тому, как растут страдания тем больше, чем дольше действуют их причины, - должно было бы расти и удовольствие тем больше, чем дольше гулять, сидеть, лежать, пить и есть, [быть] на солнце или в тени и так далее. Но видим, что, если делать [что-то] слишком долго, возникает только страдание.

Об этом же говорится во "Вхождении во чрево":

"Нанда! Знай, что действия ходьбы, сидения, стояния и лежания каждый в отдельности тоже есть страдание. Созерцателю следует размышлять об этих действиях и их природе [следующим образом]: если ходить весь день, не остановиться, не присесть, не прилечь, от такой ходьбы пришлось бы терпеть только лишь страдание - страшное, жестокое, ужасное, нестерпимое [мучение], ходьба не доставляла бы и [тени] удовольствия".

Сказав подобное и о трех остальных действиях, [Будда рек:]

"Нанда, все-таки, когда, по прекращении одного страдания из-за действия приходит на смену другое, новое страдание, - испытывается удовольствие. Когда [оно] возникает, Нанда, возникает, однако, лишь страдание, и когда прекращается, прекращается только страдание. Когда [оно] возникает, по сути, возникают движущие силы, когда [оно] прекращается, по сути, исчезают движущие силы."

И в "Четверосотнице" сказано:

"В то время, как блаженство, затянувшись,
в обратное, мы видим, переходит,
так не бывает, чтобы, затянувшись,
в обратное страданье перешло."

Б. Размышление о страданиях каждого из шести [уделов]

О страданиях трех дурных уделов уже говорилось [в разделе для низшей личности, а теперь - о страданиях трех счастливых уделов:]

г. Страдания людей

Это страдания от голода и жажды, жары и холода, от изнуряющих забот о пропитании и, кроме того, - рождение, старость, болезнь, смерть и прочие из семи30 уже описанных [страданий]. К тому же в "Речи собранию" говорится:

"Видно, что и у людей бывают
все страдания дурных уделов,
их мучения подобны адским мукам,
а лишения - как в мире Ямы31.

Есть здесь и страдания животных:
сильные несильных угнетают,
точно так же и морские твари
целиком друг друга пожирают.

Для одних судьбою стала бедность,
для других - без меры ненасытность.
И добыча пищи - вот мученье!
Всюду и убийства и вражда."

И в "Четверосотнице" сказано:

"У высших личностей болит душа,
а у простых существ страдает тело.
Так каждодневно и без перерыва
страдания два эти мир гнетут."

д. Страдания асур

В "Послании к другу" (102) сказано:

"И асуры сильно страдают душевно, поскольку
естественное величье богов ненавидят.
Хотя они разумом и обладают, но все же
по омраченности участи истину им не узреть."

То есть их души мучает нестерпимая зависть к величию богов. Когда возбужденные ею [асуры] воюют с богами, они терпят рассечение тел, отсечение [конечностей] и множество других страданий. И хотя они разумны, из-за своей кармической омраченности не могут видеть истину.

"Неотступное памятование о [благой Дхарме]" относит их к животным, а "Уровни йогической практики" - к уделу небожителей.

в. Страдания богов (небожителей)

Это размышление делится на две [части, из которых первая -]

(1) Страдания богов Сферы желаний

[Они] трояки:

(а) [Cтрадания смерти и падения] двояки:
Страдания смерти

"Хотя и велики блаженства рая,
страданья смерти там намного тяжелее.
Так поразмыслив, мудрые не жаждут
попасть в невечные раи."32

Согласно сказанному, - когда [приходит] время умирать, оставить прежние божественные наслаждения, [бог], видя пять предзнаменований смерти, гораздо больше страдает, [нежели умирающие существа других уделов]. Пять предзнаменований смерти [перечислены] там же (Послание к другу, 99, 100):

"Становится тело богов некрасивого цвета,
и трон им не в радость, и вянут цветов их гирлянды.
Одежда богов покрывается грязью, а тело
потеть начинает, чего не случалось доныне.
Богам, что в раю проживают безбедно,
являются пять смерть предвещающих знаков,
подобно тому, как и людям на нашей Земле
являются знаки - предвестники смертного часа."

Страдание падения в низшие состояния

"Когда уходит бог из рая, - если
благих заслуг нисколько не осталось,
становится животным он невольно,
иль претой, или мучеником ада."33

(б) Cтрадание от зависти

Боги, у которых запас заслуг побольше, испытывают больше наслаждений. Когда это видят боги с меньшими заслугами, они завидуют. Из-за этого они очень страдают и унывают.

(в1) Страдания отсечения, рассечения и убиения

Воюя с асурами, боги терпят отсечение главных и второстепенных членов, рассечение тела, убиение.

Умирают они, когда им отрубают голову; остальные отрубленные и рассеченные члены отрастают и заживают.

(в2) Страдания изгнания

Когда разгневаются более сильные боги, [они] изгоняют богов послабее из их жилищ.

Кроме того, [боги испытывают страдание душевного смятения]. В "Речи собранию" говорится:

"Но в райских своих наслаждениях боги
не ведают счастья в душе.
У этих божеств, что сжигаемы жаром
заразной болезни страстей, -
у тех, у которых сознанье в смятенье,
откуда быть счастью у них?
Поскольку без смуты в душе и волненья
не могут и мига прожить,
они, чья природа - волненье, метанье,
спокойствия не достигая вовек,
с деревьями схожи в стихии пожара,
который под ветром горит."

И далее:

"[Они] походят на больных, немножко подлечившихся, питающихся вредной пищей".

[(2) Страдание богов высших Сфер]

Боги [двух] высших Сфер - Формы и Бесформности - тех страданий не испытывают. Однако они, имея клеши и омраченность, не властны над смертью и [длительностью] пребывания там. То есть и они подвержены страданию [обусловленности] потенциями скверны.

И в "Речи собранию" говорится:

"Те, кто в раях сферы Форм и Не-форм,
уйдя от "страданий мученья",
блаженствуя, пребывают в самадхи
безбедно в течение кальп,
неистинно все-таки освободились
и снова оттуда падут.
Хоть кажется, что в океане сансары
они от рождений плохих,
крушащих, как волны бушующей бури,
ушли и навеки спаслись,
но, как бы ни тщились, недолго им быть там,
как птицам, что в небе парят.
Как стрелы, которые дети пускают,
в итоге на землю падут.
Как долго горящий светильник на масле
исходит огнем каждый миг,
вот так же страдания двух тонких видов -
"изменчивость" и "обусловленность" - им
конец каждый миг приближают."
-----------

Когда, благодаря подобным размышлениям об общих и отдельных страданиях пяти или шести типов существ, становимся удручены сансарой, - появляется потребность понять: "В чем причина этой [ужасной] сансары"? Поэтому [далее идет -]

§2 Размышление об [истине] источника, процессе погружения в сансару
1.
Омрачение клешами

Хотя для существования Круговорота необходимы два [фактора] - карма и клеши, главный - клеши. Ведь если нет клеш, хотя кармы накоплено и безмерно много, то, подобно тому, как не всходит росток из семени без влаги, земли и т. п., - росток страдания тоже не всходит: из-за отсутствия условий, содействующих карме. А если клеши есть, то, хотя бы и не было накопленной кармы, она сразу накопилась бы заново, и будущие совокупности [личности] были бы обретены (т. е. переродиться пришлось бы).

Так же говорится и в "Толковании [логики]":

"В другое рожденье не может швырнуть
карма того, кто влечение к жизни
преодолел навсегда. - Ведь иссякли
содействующие ей условия."

И далее: -

"... а если жажда есть,
приходится опять родиться".

Поэтому весьма важно использовать противоядия против клеш, а поскольку это зависит от их познания, будем познавать клеши.

А. Определение клеш
1.
Общая характеристика

В "Антологии Абхидхармы" сказано:

"Клеши - это элементы, которые возникая [в потоке психики], создают беспокойство. То есть основная черта клеш - взбаламучивать поток психики."

Согласно сказанному, [клеши] - это факторы, будоражащие душу своим возникновением.

2. Характеристика каждой из десяти клеш34

(1) Страсть

- это привязанность к внешним и внутренним (т. е. мысленным) приятным, красивым объектам. Как, например, трудно удалить въевшееся в ткань масло, так же из-за [страсти], влекущей к своим объектам и растущей, - трудно от этих объектов отказаться.

(2) Гнев

- это озлобленное раздражение (нетерпимость) по отношению к существам, к [своему] страданию, к оружию, колючкам или другим вещам, причиняющим страдание; злонамеренность по отношению к этим объектам.

(3) Гордыня

- это опирающаяся на эгоцентрическое воззрение высокомерная трактовка своего и чужого как великого и ничтожного, хорошего и плохого (соответственно); самомнение.

(4) Неведение

Это омраченность от незнания, совершенной неосведомленности относительно Четырех истин, закона кармы, [Трех] Драгоценностей.35

(5) Сомнение

- это колебание: "существует или не существует, есть или нет?" - по отношению к истинам и другим из [тех] трех.

(6) Эгоцентрическое воззрение

- это омраченность разума, взирающего на "прихватываемые" совокупности как на "я" и "мое"; как на себя и самость. [Буквальное] название "[превратный] взгляд на бренное скопление" дано для того, чтобы показать, что "субстрат" [личности], который представляется при этом [воззрении], является непостоянным и составным, а не постоянной и единой личностью, - ибо "бренное" равносильно непостоянному, а "скопление" - составному.

(7) Приверженность к одной из крайностей

- это омраченность разума, взирающего на "я" - в [реальность] которого он верит из-за эгоцентрического воззрения - как на вечное и непреходящее или же как на кончающееся с этой [жизнью], без будущего перерождения.

(8) Ослепленность [ложными] воззрениями

- это ослепленность разума, верящего в непреложную истинность эгоцентрического воззрения, [одного из] крайних воззрений или совершенно ложного воззрения и всевозможных теорий, построенных на них.

(9) Одержимость моральными правилами и аскетизмом

- это омраченность разума, одержимого
(1) правилами во избежание "аморального" и жесткими аскетическими предписаниями относительно
(2) одежды36,
(3) способа действия37,
(4) тела38 и
(5) речи39 - и полагающего, что эти [правила и предписания] очищают от греховности, избавляют от клеш и воистину спасают из сансары соответственные совокупности личности.40

(10) Совершенно ложное воззрение

- это омраченность разума, отрицающего прошлую и будущую жизни, закон кармы и подобное или верящего, что первопричиной существ является Бог, Природа и подобное.

Эти десять клеш описаны согласно "Антологии Абхидхармы", "Уровням йогической практики" и "Объяснению пяти совокупностей".

Б. Происхождение [клеш]

Если эгоцентрическое воззрение и неведение считать отдельными [клешами]41, то - подобно тому, как свернутую веревку в сумраке по неясности ее подлинного образа принимают за змею, - из-за мрака неведения, затемняющего подлинную сущность скандх, они ошибочно принимаются за "я"42, а отсюда возникают все другие клеши.

Если же эти две [клеши] рассматривать как одно целое,43 то корень всех клеш - именно эгоцентрическое воззрение.

То есть, когда из-за эгоцентрического воззрения цепляемся за "я", происходит разделение на "я" и "другие". От этого разделения возникают привязанность к себе и неприязнь к другим. От дум о себе рождается высокомерие, возникают воззрение о вечности или конце этого "я" - теория Атмана и подобное, а также вера в превосходство дурных деяний, связанных с теми [воззрениями].

К тому же возникают совершенно ложное воззрение - "не существует!" - по отношению ко Всемирному учителю, учащему о нереальности "я", к изложенным Им закону кармы, Четырем истинам, к [Трем] Драгоценностям или же сомнение: "существуют они или не существуют, есть или нет?"

В "Толковании [логики]" сказано:

"Если представление о "я" ты допускаешь,
тотчас возникает представленье о "других".
Если разделяешь: "я - другие", - возникают
чувства неприязни и приязни, а от них
появляются и все другие клеши."

3. Причины проявления клеш

Их шесть:

(1) Основа, то есть клеши как факторы подсознания44.
(2) Воспринимаемое, то есть [внешние и мысленные] объекты, пробуждающие клеши.
(3) Мирская компания, то есть неблагородные люди, плохие друзья, которым [невольно] подражаешь.
(4) Лжеучения или слушание ложных учений.
(5) Привычки или склонности, [сформировавшиеся] от прежней долгой дружбы с клешами.
(6) Установки или приписывание [вещам и явлениям] характеристик "приятное" и "неприятное", цепляние за непостоянное как за постоянное и другие неправильные представления.

Г. Пагубность [клеш]

Проявляющиеся клеши прежде всего резко омрачают сознание и искажают восприятие, а также укрепляют [скверные] подсознательные склонности, влекут за собой сходные клеши; причиняют вред самому индивиду, другим и обеим [сторонам] вместе; порождают грехи этой жизни, другой и обеих вместе, приносят страдания [телу] и душевные переживания; создают [будущее] рождение и другие [из семи] страданий, удаляют от нирваны, отклоняют от добродетелей, изводят благосостояние, втягивают в сансару, отчего - уныние, горести, опасения; [клеши] повсюду сеют дурную славу; вызывают порицание Учителей, Защитников и других святых; из-за [клеш] приходится горько раскаиваться в смертный час, а после смерти - идти в дурную участь, не достигнув своей цели.

И в "Украшении сутр" говорится:

"Клеши вредят нам самим и другим существам,
нашей нравственной силе.
Слабость усердия, скудость даяний от клеш,
упреки Хранителей, Учителей недовольство,
злобность других, оскорбительные слова.
А после смерти несвободные перерожденья,
заслуг утрата добытых или возможных.
Проистекает в итоге страшная мука в душе."

И во "Введении в практику":

"Как злоба и страсть и другие враги,
подобные этим, способны,
ни рук не имея, ни ног, ни отваги,
меня покорять, превращая в раба?!

Им стоит лишь только в душе появиться,
кончаются радость и счастье мои.
Терпимость к вредителям этим постыдна!
Нельзя их терпеть, не стыдясь!

Когда бы все боги и асуры разом
врагами набросились на меня,
они не сумели б столкнуть меня все же
в Авичи, где адский пылает огонь.

А эти враги многомощные - клеши
способны мгновенно забросить туда,
в то пламя, какое и гору Сумеру,
сожгло бы дотла, не оставив золы.

Мне клеши - враги со времен безначальных,
по давности всех превосходят врагов.
Другие любезными станут, друзьями,
как только почтительность к ним проявить.
А к сквернам почтение если проявишь,
последствием будет страданье и вред."

Осознайте объясненную здесь пагубность [клеш].

Устами Гонпавы:

"Дабы отбросить клеши, необходимо осознать их пагубность, узнать их характеристики, причины проявления, противоядия [против них]. Когда осознана их пагубность, они рассматриваются как пороки, воспринимаются как враги. А если не осознать их пагубность, они как враги не воспринимаются. Поэтому следует поразмыслить над ее описанием в "Украшении сутр" и "Введении в практику"."

И еще: -

"А чтобы узнать характеристики клеш, следует прослушать Абхидхарму или хотя бы "Объяснение пяти совокупностей". Ознакомившись с главными и вторичными клешами, надо, как только в душе возникает страсть, гнев или какая-нибудь другая [клеша], - опознать ее: "Вот, возникла такая-то и такая [клеша]" - и сражаться с ней".

Такое опознавание [клеш] и нужно.



Примечания:

27. Дословно - "страдание в процессе становления". По сути, это полусознаваемое предчувствие конца приятного ощущения, после которого возникает уже страдание мучения (прим. перев.). Назад

28. Нейтральные омраченные ощущения (тиб.: zag-pa dang bcas-pa'i tshor-ba btang-snyoms). Назад

29. Т. е. страдания тела и души. Назад

30. Поскольку восьмое страдание (связанное с наличием совокупностей) - общее для всех уделов, оно здесь отдельно не рассматривается. Назад

31. То есть в уделе голодных духов - прет. Назад

32. Нагарджуна. "Послание к другу", 98. Назад

33. Там же, 101. Назад

34. Основных клеш - шесть. Десять получается, если одну из них - "омраченное мировоззрение" разделить на пять разновидностей (т. е. в данном списке - клеши 6-10). Назад

35. "Ба" отмечает, что это определение неведения дано согласно одной из школ Читтаматры - "Последователей свидетельства [Слова]" (тиб.: lung-gi rjes-su `bran-ba). Мнение Дхармакирти и мадхьямиков отличается. Назад

36. Одеяние аскета должно было содержать, например, такие детали, как бритая шкура антилопы (skra breg-pa'i gyang-gzhi), кости (keng-rus) и так далее. Назад

37. Например, стояние на одной ноге, повернувшись к солнцу. Назад

38. Например, постоянное умащивание тела пеплом или хождение голым. Назад

39. Например, соблюдение безмолвия (данное и три предшествующих примечания сделаны по комментарию "Ба"). Назад

40. Некоторые заблуждающиеся полагают, что упомянутые пять правил служат причинами освобождения пяти отдельных скандх. Назад

41. Мнение Асанги и йогачаров (прим. перев.). Назад

42. Т. е. возникает эгоцентрическое воззрение. Назад

43. Мнение мадхьямиков и Дхармакирти. Назад

44. Термин - "подсознание" или "подсознательные факторы" здесь следует понимать как "семена", непроявленные потенции клеш, а не в каком-либо психоаналитическом смысле: ибо в действительности никакого порога между "сознанием" и "подсознанием" нет, есть лишь "проявленные" и "непроявленные" явления, "сознаваемое" и "несознаваемое", "действующее" и "потенциальное" - противоположности, имеющие место опять-таки из-за эгоцентрического воззрения. Когда последнее пропадает, "личность" сознается как поток бытия (сантана) с "глубинными течениями" (прим. перев.). Назад



Предыдущая глава Следующая глава

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!


Rambler's Top100