С уважением склоняюсь пред досточтимыми великомилосердными святыми!
Поняв из всестороннего и долгого созерцания ущербности сансары, что любая жизнь [в ней] все равно, что в огненной яме, всем сердцем загораемся желанием достичь Свободы - полного успокоения клеш и страданий. Ради этого выполняем три драгоценные практики, которые и приносят избавление от сансары - Свободу. Но, хотя Свободу нельзя потерять снова, как райское благополучие небожителей, поскольку она все же не представляет собой полного истощения пороков и обретения всех достоинств, - цель-для-себя еще не достигнута, поэтому и помощь другим остается ограниченной. Все равно в конце концов по побуждению Будды надо будет войти в Махаяну, а значит, разумнее вступать в Махаяну сразу. Как сказано в "Кратком изложении парамит" (6.65):
"Отринув твердо обе Колесницы, у которыхИ далее (6.67):
"Кто счастье и несчастье сознает как сонНе подобает в семье Победителей не любить других, не споспешествовать их благу. Осознай, что ты сам, как и другие, тонешь в пучине обусловленного существования и, пошатываясь на каждом шагу [в сторону дурного], не способен шагать к избавлению от бед, ибо закрыто око разума, отличающее приемлемое от неприемлемого. В том же тексте (6.73) сказано:
"В ком же из семьи Победоносных,На этом этапе счастье, слава и сила человека измеряются тем, сколько заботы о других он способен принять на себя, ведь забота лишь о своем благе свойственна и животным. Поэтому характерная черта великих - радение исключительно о пользе и благе других. Как говорится в "Послании к ученику" (100,101):
"Вот животные тоже, - увидев немного травы, побегут и съедят ее сами.Тот зовется Человеком и мудрецом, кто, видя измучившихся существ, усердствует для их блага. Сказано в том же тексте (102):
"Кто, узрев бессильно павших в огнь пылающий страданий,Поэтому великий Путь, по которому идут все мудрые, источник всех благ для себя и других, лекарство от всякого упадка, - состоит в служении всем существам, [всем, что] видят, слышат, сознают или осязают. Итак, думая: "О, это вступление в Махаяну, где впоследствии искусными методами осуществится и мое собственное благо, ничего не теряющее из-за поглощенности благом других, является моим лучшим обретением", - со всем пылом входите в Высшую Колесницу. В "Кратком изложении парамит" (6.69) сказано:
"Воплощение чистейшей мудрости - высшая из КолесницТак, обозрев с разных сторон достоинства Махаяны и пробудив к ней симпатию и великую почтительность, - входите в нее.
Итак, этап духовного развития высшей личности [охватывает] три [части]:
разъяснение, что единственная дверь вступления в Махаяну - Устремленность к Пробуждению;
методика порождения Устремленности;
методика практики деяний [бодхисаттвы] после зарождения Устремленности.
Итак, войти в Махаяну необходимо, но как это сделать, через какую дверь? Победитель говорил о двух Махаянах: великом пути совершенств (Парамитаяне) и великом пути сокровенной Мантры (Мантраяне). Другой Махаяны, помимо этих двух, нет. В какую бы из них мы ни вступали, единственной дверью является Устремленность к Пробуждению. Когда она зарождается в потоке сознания, [человек] уже махаянист, даже если какие-либо другие достоинства отсутствуют. Но как только отступаем от Устремленности - даже если постигли пустоту и обрели другие достоинства, - скатываемся до уровня шравак. Во многих основных текстах Махаяны говорится, что это деградация по отношению к Великой Колеснице. Логически это тоже доказано.
Таким образом, стать махаянистом можно только благодаря зарождению Устремленности, а утратить принадлежность к Махаяне, - только утратив ее; то есть пребывание в Махаяне полностью определяется наличием Устремленности, и наоборот, - ее отсутствие означает непричастность к Махаяне.
По этому поводу во "Введении в практику" (1.9) сказано:
"Лишь зарождается в сознанье Устремленность, -И еще (3.25):
"Сегодня я родился в Будд семье,То есть, как только зарождается Устремленность, [человек] становится сыном Победителей. И в "Сутре жизнеописания благородного Майтреи" сказано:
"Дети [Благородной] семьи! Ведь и обломок драгоценного алмаза превосходит все золотые украшения и способен обогатить любого бедняка, не теряя имени драгоценного алмаза. Так, дети Благородной семьи, и драгоценный алмаз Устремленности ко всеведению1 даже при отсутствии практического усердия, превосходит все "золотые украшения" достоинств шравак и пратьекабудд и не лишает [его обладателя, из-за отсутствия практического усердия], имени бодхисаттвы; и он способен обогатить любого "бедняка" круговорота".
Здесь говорится, что тот, у кого есть Устремленность, является бодхисаттвой, даже не совершая деяний. И покровитель Нагарджуна говорит:
"Если мы со всеми вместе в этом миреВ "Тантре посвящений Ваджрапани" сказано:
"Ваджрапани, как необычны твои слова, что нельзя учить порочных людей этой пространной, глубокой, трудноизмеримой, сокровеннейшей из сокровеннейших мандале великих мантр великих бодхисаттв. Это неслыханно! Кого же тогда можно учить этому?"
Ваджрапани ответил: "О, Манджушри, когда осваивающие Устремленность к Пробуждению полностью ее развили, пусть, Манджушри, эти бодхисаттвы приходят к деяниям бодхисаттвы через дверь Сокровенной мантры, вступают в мандалу мантр, получая посвящение в великую мудрость, а у кого Устремленность к Пробуждению несовершенна, тем нельзя туда вступать; даже взор их не должен коснуться мандалы. Таким нельзя показывать мудры и обучать Сокровенной мантре".
Следовательно, если вера человека - Махаяна, это еще ничего не значит; решающее значение имеет его [подлинное] вступление [в ряды] махаянистов. А поскольку махаянистом делает именно Устремленность к Пробуждению, то, пока Устремленность остается лишь пустым звуком, и "последователь Махаяны" таков же. Но если Устремленность совершенна, тогда это подлинный махаянист. Над этим и надо трудиться. В "Устройстве древа" сказано:
"Дети [Благородной] семьи, Устремленность - семя всех достоинств Будды".
Поскольку эти слова необходимо глубоко усвоить, объясню их подробнее.
Соединяясь с семенем риса, вода, удобрение, тепло, земля и другие [факторы] служат причиной ростка риса. Соединяясь с семенем пшеницы, гороха или других [растений], они служат причиной ростка соответствующего [растения]. Поэтому они являются общей причиной2.
Семя ячменя, с каким бы условием оно ни сошлось, не станет причиной ростка риса или чего-то другого и, значит, является специфической причиной ростка ячменя; при этом влага, удобрения и т.д. тоже являются причиной ростка ячменя.
Так же [и среди] причин ростка Буддовости - Устремленность к высшему Пробуждению - специфическая причина, подобно семени, между тем как мудрость, постигающая пустоту, является, подобно воде, удобрениям и т. п., общей причиной трех [видов] Пробуждения3. Поэтому в "Высшей тантре" (1.34) сказано:
"Преданность Высшей Колеснице - семя,Иначе говоря, Устремленность - как бы отцовское семя, а мудрость, постигающая отсутствие самости, - мать.
Так, например, у отца-тибетца не может родиться сын-индиец, монгол или кто-то другой; отец является причиной, определяющей природу сына. А от матери-тибетки могут родиться дети разных [национальностей], так как она является общей причиной.
Покровитель Нагарджуна сказал:
"Но только Ты есть Путь Освобождения -Здесь возносится хвала Праджняпарамите; шраваки и пратьекабудды тоже на нее опираются, поэтому Праджняпарамита и называется "матерью"; она мать сыновей обеих колесниц: Махаяны и Хинаяны. Следовательно, не мудрость постижения пустоты определяет различие между Махаяной и Хинаяной; различие определяют Устремленность и великие деяния. В "Драгоценном ожерелье" (4.90) сказано:
"Как можно бодхисаттвой стать[Итак,] не воззрение отличает махаяниста от хинаяниста, а деяния.
Если даже мудрость постижения пустоты не является особым путем Махаяны, надо ли говорить об иных методах? Поэтому, когда Устремленность практикуют не в качестве важнейшего из наставлений, а лишь начиная вызубренными словами о ней медитацию, но старательно усердствуют в деталях Пути, это показывает очень малую осведомленность в Дхарме.
Как для рождения ребенка необходимы и отец и мать, так для полноценного Пути необходимы и метод и мудрость. Особенно необходимы "глава метода" - Устремленность и "глава мудрости" - постижение пустоты. Если в духовной практике ограничиваться целью-для-себя, заботясь лишь о спасении из сансары, необходимо осваивать отсутствие самости, смысл пустоты, не принимая Безмятежность за Проникновение. А если приняты обязательства махаяниста, - необходимо воспитание Устремленности к Пробуждению. Как сказано почтенным Майтреей ("Украшение ясных постижений", 1.10):
"В сансаре не дает погрязнуть мудрость,Согласно сказанному, мудрость препятствует впадению в крайность сансары, а сострадание необходимо, чтобы не впасть в крайность Покоя. Поскольку мудрость не препятствует падению в Покой4, а последователи Хинаяны тоже избегают крайности сансары, главное, что надо победить на пути бодхисаттвы, - падение в крайность Покоя.
Вот почему сыны Победителей, способные истолковывать замысел Победителя, придерживаются следующего достойного мнения: "Этот превосходный Путь начинается тогда, когда в потоке сознания зарождается эта драгоценная Устремленность". Их не волнует зарождение в потоке сознания отдельных малых достоинств, радующих "детей". Во "Введении в практику" (1.25) сказано:
"Стремление трудиться ради всех существ -Далее (1.30): -
"Какая праведность сравнится с нею?И далее (1.36) сказано: -
"Я поклоняюсь телу существа,И еще (3.31):
"[Она] же масло, сущность, извлеченнаяЗдесь [об Устремленности] говорится как о высшем положении Учения, сущности Слова.
Поэтому, хотя почтенный Атиша придерживался взглядов мадхьямики, а Серлингпа - мировоззрения читтаматры, обретя Устремленность с помощью [Серлингпы], он считал его самым добрым из Учителей. Если, благодаря некоторому пониманию основ Слова, вникнуть в эту деталь биографии [Атиши], она хорошо послужит для понимания сущности Пути.
Когда от стараний [взрастить Устремленность] возникает подлинный ее росток, то даже даяние ворону кусочка пищи становится деянием бодхисаттвы. А если этого нет, деянием бодхисаттвы не будет даже даяние заполненного драгоценностями Трикосмия. Так же не будут деяниями бодхисаттвы [остальные парамиты] от нравственности до мудрости, созерцание божеств, энергетических каналов, ветров, капель и т. д.
Как в мирской притче о косьбе травы и точении серпа: пока эта драгоценная Устремленность не созревает, сколько ни усердствуй в добродетельных занятиях, никакого продвижения быть не может, - как при срезании травы [тупым серпом]. А если Устремленность созревает, она подобна серпу, наточенному сразу, как притупился; даже при самом малом усилии он срежет много. Тогда появляется способность каждый миг легко очищать омрачения и накапливать заслуги, поэтому даже малые и преходящие добродетели становятся великими и неистощимыми. Как говорится во "Введении в практику" (1.6):
"Так сильно зло, что толькоИ далее (1.14,21-22,12):
"[Устремленность] - как огонь в конце времен;1. Четыре условия зарождения Устремленности
Четыре [условия] зарождения [Устремленности] -
1) зарождение от мысли: "Это Пробуждение, в котором пребывают [Будды], великая сила!", - возникшей благодаря тому, что лично увидят или услышат от достойных доверия о непостижимой силе Будды или бодхисаттвы;
2) если этого не видели и не слышали, то [возможно] ее зарождение от благоговения перед мудростью Будды, [вдохновленного] услышанным Сводом Учения, возникшего из высшего Пробуждения;
3) если же Дхарму не слушали, то, увидев, что святая Дхарма бодхисаттв близка к упадку, можно зародить Устремленность, думая: "Благодаря существованию такой Дхармы уничтожаются страдания бесчисленных существ; так ради того, чтобы святая Дхарма могла долго существовать, я порождаю Устремленность!";
4) если упадок Дхармы не осознан, [можно] зародить Устремленность от осознания трудности ее порождения, думая: "В это смутное время распространения заблуждений, бессовестности, бесстыдства, зависти и скупости трудно обрести устремленность даже к пробуждению шраваки или пратьекабудды, что уж говорить о порождении Устремленности к высшему Пробуждению; если мне удалось бы хоть на миг зародить Устремленность, это повторилось бы и в другой раз".
Таковы эти четыре подхода к зарождению. Зарождение Устремленности состоит в порождении желания достичь Пробуждения, подобно тому как сказал себе [некогда Будда]: "Устремляюсь к великому Пробуждению!"
[Рассмотрим подробнее] условия, от которых это желание возникает.
<>Первое. У увидевшего чудеса (сотворенные Буддой) или услышавшего о них возникают изумление и мысль: "И я достигну такого же Пробуждения!".Второе. Слыша из проповеди Дхармы о достоинствах Будды, сначала порождают веру, затем возникает желание обрести их.
Третье. У того, кто не может стерпеть упадок учения Махаяны, возникает желание достичь совершенного знания Будды. Здесь есть еще и мотив уничтожения страданий, ведь, если Учение не придет в упадок, существа избавятся от страданий. Но неспособность стерпеть упадок Учения является основой [данного] условия зарождения Устремленности. Иначе это противоречило бы излагаемому ниже мнению, что зарождение Устремленности основывается на сострадании.
Четвертое. Главное побуждение достичь Буддства здесь возникает благодаря осознанию великой редкости этой Устремленности, имеющей огромную ценность. Такое зарождение Устремленности представляет собой лишь желание достичь Пробуждения, но без понимания его цели.
Если отсутствует желание достигать Буддства, исходящее из укрепления веры в достоинства Будды, невозможно отойти от мысли, цепляющейся за [надежду] о достаточности Покоя для достижения цели-для-себя. Ведь желание достичь Буддства, исходящее из культивирования любви и сострадания и возникшее от осознания необходимости заботы о других, способно избавить от мнения, что Покоя достаточно для осуществления цели-для-других, но не может освободить от первой [мысли - в достаточности Покоя для себя]. Нет другого средства устранить ее, помимо желания Буддства, исходящего из укрепления веры в достоинства Будды.
Однако без избавления от мысли в достаточности Покоя для собственной цели не обойтись, ибо одно лишь освобождение от сансары оставляет нас в Хинаяне и не спасает от ограниченности понимания, вследствие чего собственная цель остается недостигнутой: хотя мы избавляемся от бед обусловленного существования, от ущербности Покоя не освобождаемся. Поэтому и говорится, что совершенная собственная цель - Дхармакая Будды.
Поэтому когда, укрепив веру в достоинства Будды, мы понимаем, что даже для исполнения собственной цели, тем более цели-для-других, необходимо достичь Буддства, это служит важным условием, удерживающим от возвращения в Хинаяну.
Описанные выше [два] первых вида Устремленности не побуждаются любовью и состраданием. Однако в Слове и в трактатах есть много указаний, что желание достичь Буддства, даже возникшее из одного осознания достоинств Физического и Духовного тел Будды, следует считать зарождением Устремленности. Также есть высказывания, что клятва привести всех существ к состоянию Будды тоже является зарождением Устремленности. Поэтому каждый из этих двух видов необходимо признать именно зарождением Устремленности.
Чтобы Устремленность была полной, недостаточно устремиться достичь Буддства, руководствуясь лишь заботой о других. Необходимо осознать, что и собственная цель не может быть осуществлена без Буддства. При этом нисколько не умаляется значение цели-для-других: забота о благе других тоже необходима. Как сказано в "Украшении ясных постижений" (1.18):
"Зарождение Устремленности - желаниеТо есть [совершенная Устремленность включает] две заботы: заботу о собственном Пробуждении и о благе других.
2. Зарождение от четырех причин
- это зарождение Устремленности на основе:
1) благородного происхождения;3. Зарождение от четырех сил
- это зарождение Устремленности на основе:
1) личной силы - рожденного собственной силой желания совершенного Пробуждения;В "Уровнях бодхисаттв" сказано, что, если Устремленность зарождается на основе одной или нескольких из восьми причин и условий, от личной силы и силы причин, она устойчива, а если зарождается от силы других и силы подготовки, - неустойчива.
Таким образом, хорошо зная, что сейчас общее учение [Будды] и учение Махаяны близки к упадку и все идет к худшему, и сознавая, что теперь чистосердечное зарождение Устремленности - великая редкость, следует, опираясь на святого Друга, усердствовать в слушании Свода Махаяны, размышлении над ним, и в других подготовках. Надо собственной силой, а не по побуждению других, слепо им следуя или подражая, - укоренить в глубине сердца росток Устремленности; ибо на него должны будут опираться все деяния бодхисаттвы.
1. Всеведение - атрибут Будды. Поэтому сказать: "Устремленность ко всеведению", - все равно, что сказать: "Устремленность к Пробуждению, достижению уровня Будды". То есть и здесь речь идет о бодхичитте. (Прим. перев.) Назад
2. Санскр.: сАдхАрана-хету.*
[ * Примечание к примечаниям. Ввиду невозможности передачи
диакритических знаков латинской транскрипции санскрита, термины
переданы русскими буквами. При этом долготы отмечены заглавными
буквами, также отмечены и согласные с точками. "s" с точкой передано,
как "ш", а с ударением - как "щ" (соответственно это третья и четвёртая
от конца буквы алфавита). Пример: щрИ кРшНа. n с тильдой (~) передано
как "нь", если же за "n" cледовало короткое или длинное "a", то как
"ня" или "нЯ" соответственно. Там, где переводчик сам дал русскую
транскрипцию, эти правила не соблюдаются (напр. в прим. 41).] Назад
3. То есть Пробуждения шравак, пратьекабудд и Будд. Назад
4. Для бодхисаттв стремление уйти в покой нирваны рассматривается как грехопадение. Назад
5. А. Вэйман (р. 37) понял "трудности" (тиб.: dka'-spyad) как "аскетизм". Назад