ЭТАПЫ ПРАКТИКИ [БОДХИСАТТВЫ] [МЕТОДИКА ПРАКТИКИ ОБЩЕЙ МАХАЯНЫ] [ОБЩАЯ ПРАКТИКА ДЕЯНИЙ] [ПРАКТИКА ПАРАМИТ] 1. [Даяние] Практикуя каждую из разновидностей терпения, наделяем их всеми шестью превосходными качествами и шестью парамитами. За исключением того, что даяние терпения - это приведение других к терпению, [остальное] подобно тому, что говорилось [в разделе о даянии]. V. Заключение Памятование и культивирование Устремленности - опоры деяний является корнем желания привести всех существ к безупречному терпению. Поэтому следует, все более усиливая ее, делать объектами стремления также и [аспекты] терпения высоких уровней и упражняться [в них]. Кроме того, хорошо рассмотрев правила практики терпения начинающего, надо, как подобает, соблюдать их, а если допускаем отступление от того, что было сказано [о терпении], необходимо усердствовать в исправлении [проступка]. Если же во время практики пренебрегать этим, то будем постоянно погрязать во множестве больших грехов, да и в других жизнях наша практика совершенных деяний бодхисаттвы будет весьма затруднена. Если же, опираясь на священную суть Пути (т.е. Устремленность), практиковать сейчас [те аспекты терпения], на которые мы способны, а также упражняться и в тех, которые [пока] не способны [практиковать], то, согласно сказанному в "Вопросах Субаху", парамита терпения потребует лишь малых усилий и малых страданий, чтобы стать совершенной. 4. Практика парамиты усердия Объект его - благое, а форма проявления - радость. Как сказано во "Введении в практику" (7.2): "Усердие - энтузиазм к добродетели." В "Уровнях бодхисаттв" указано, что [усердие] - это безупречный энтузиазм к накапливанию добродетелей, к труду на благо существ и побуждаемая им колебимая карма165 трех дверей. II. [Приход к практике усердия] - это частые размышления о пользе усердия и об ущербности его отсутствия: потому что, если постоянно возвращаться к этой мысли, усердие зародится. В "Побуждении к искренности" говорится: "Постоянно опирайтесь на усердие святое,темноту [ума] и все страдания развеивающее, как основа всеми Буддами хвалимое избавленья полного от участи дурной. Ведь нетрудно обрести через усердие всевозможные [прекраснейшие] вещи и мирские, да и немирские тоже, кто же мудрый станет ослаблять усердие?! Кто вступил на Путь, ведущий к Пробуждению, осознав порочность вялости с сонливостью, практикует пусть всегда усердие, - вот мое для них увещевание." И в "Украшении сутр" (16.65,66) говорится: "Высшее из накопленья добродетелей - усердие:ведь благодаря ему мы обретаем [все достоинства]; благодаря усердию [достигнем] незамедленно высшего блаженства, сиддхи и мирских, и немирских. Благодаря усердию сансарные блага [все] обретаем; к чистоте великой [нравственной] приходим; от эгоцентризма благодаря усердию избавимся, Освобождения [достигнем], Пробуждения высшего." И далее (16.70): "Усердный не падет к благам [привязанности] жертвой,не станет жертвою усталости иль клеш. Тот, кто усердие являет, тот не может пасть жертвой [своих малых] достижений." И в "Уровнях бодхисаттв" сказано: "Поскольку не что иное, как усердие является главной и высшей причиной подлинного осуществления благих качеств бодхисаттвы, - Татхагаты учат, что усердие - это движитель к достижению высшего, истинно совершенного Пробуждения." И в "Кратком изложении парамит" (4.2) сказано: "Нет ничего, что было бы нельзя достичьусердием великим, неустанным". И далее (4.41-42): "Усердному и нелюдь помогает;он всех самадхи быстро достигает. Кто ночь и день проводит не зазря, собрание достоинств пополняет. А качества его, превыше, чем мирские, растут и, как цветок утпала, расцветают." Чем плохо [отсутствие усердия], сказано в "Вопросах Сагарамати": "О, для лентяев Пробуждениетак далеко, за тридевять земель! У них нет ни даянья, ни [других парамит], ни цели-для-других." И в "Неотступном памятований" (Дхармасамуччая, XXX.58-59): "Ведь лень - единственная клеш основа!И кто ей предается, - у кого есть лень, тот не имеет никаких достоинств." Согласно сказанному, если нет усердия, мы попадаем под власть лени, и все наши хорошие качества убывают, мы отдаляемся от всех временных и высших человеческих целей. III. Разновидности усердия Перед тем, как приступить к практике усердия, бодхисаттвы надевают духовный "панцирь" вдохновения: "Если бы мне пришлось достигать Буддства ради устранения страданий единственного существа ценой пребывания только в Аду живых существ три мириада безмерно великих периодов, каждые сутки которых равнялись бы тысяче махакальп, и то я готов проявлять энтузиазм, ничуть не ослаблять усердия во имя совершенного Пробуждения. Тем более я не оставлю [усердия] из-за менее долгих, гораздо меньших страданий." Такая мысль [называется] усердием "панциря". Бодхисаттва, который порождает хотя бы только веру и благоговение перед таким усердием, уже становится стойким. Что уж говорить, если с таким усердием он старается безмерно приумножить причины несравненного Пробуждения! Для него вовсе нет такого деяния во имя Пробуждения и ради других, трудность перенесения тягот которого [вызвала бы] малодушие. Об этом упомянуто в "Уровнях бодхисаттв". Если привыкнуть к подобной мысли, она становится подлинной причиной появления способностей, свойственных семье Махаяны. Поэтому упражняйтесь в [этой мысли]. И в "Кратком изложении парамит" (4.5,6,8) говорится об усердии "панциря": "Сказано, что стойкий и мужественный впервыеобретает истинно сострадательный характер, когда, пренебрегая собственными страданиями в сансаре, порождает безмерно твердый панцирь готовности провести годы, складывающиеся из дней и ночей, долгих, как прежний и будущий пределы сансары; кальпы, длящиеся столько [таких] лет, сколько океан сливается по каплям, - чтобы хоть раз породить Устремленность к высочайшему Пробуждению, и готовность так собирать каждое из накоплений, избавляясь от слабостей с помощью сострадания, не разочаровываясь, неустанно трудясь ради святого Пробуждения." Кроме того, в "Вопросах Акшаямати" неистощимым панцирем166 назван такой панцирь, [когда бодхисаттва] не устрашается, даже если ему на порождение одной лишь Устремленности к Пробуждению и единственное узрение Будды потребовалось бы сто тысяч лет по двенадцать месяцев из тридцати дней, где один день равен времени от "начала" безначальной сансары до настоящего; а на познание души и жизни каждого существа потребовалось бы столько таких периодов времени, сколько песчинок в Ганге; и таким образом ему надо было бы познать души и образ жизни всех существ. Это усердие наивысшего панциря. Одним словом, если суметь породить каждую из таких мыслей, [они] служат высшей основой успешного пополнения безмерных накоплений, очищения бесчисленных омрачений и неотвратимости167. И чем более долгому периоду мы способны радоваться, тем быстрее достигаем Пробужденности. А если мы желаем пробудиться через короткое время, не чувствуя никакого энтузиазма к бесконечным деяниям и длиннейшему периоду времени, то Буддство весьма отдаляется от нас, ибо это служит препятствием к зарождению совершенной силы духа сынов Победителей. В чем же и с какой целью усердствуем, надев такой панцирь? 2. Усердие в накоплении благих качеств Проявляем [усердие] в шести парамитах ради подлинного их осуществления. 3. Усердие в труде на благо существ Проявляем усердие в каждом подходящем из одиннадцати видов труда на благо [существ]. §2. Метод порождения усердия Как уже говорилось, от него зависит рождение, пребывание и умножение всех благих качеств двух накоплений. Поэтому практика его порождения весьма важна. Зная, что ее легко понять и удобно применять, следуя сочинению великого мудреца Шантидевы168, буду излагать по его методу. 1. [Избавление от факторов, препятствующих усердию] А. [Определение препятствующих факторов] Есть два [рода] отказа от вступления на Путь: а) отказываемся от вступления, хотя сознаем, что сумеем практиковать; б) отказываемся от вступление из-за малодушия: "Как же я сумею такое практиковать!". Хотя еще можно не практиковать из-за нерешительности: "Сумею или не сумею практиковать?", - здесь не будем [этого касаться], поскольку об этом уже говорилось [при рассмотрении] заботы об Освобождении. Первый [из них делится] на два: По этому поводу во "Введении в практику" (7.2) сказано: "Укажу препятствия [усердию]:это лень, пристрастие к дурному, малодушное самоуничижение." Причины возникновения лени - привязанность к безделью, к низменным удовольствиям; влечение к удовольствию сна; отсутствие разочарованности сансарой. Как сказано [во "Введении в практику" (7.3)]: "Лень возникает так легко,когда ты праздно наслаждаешься, когда всегда готов поспать, сансарою не удручаешься." Некоторые придерживаются мнения, что последние три строки показывают, в каких формах возникает [лень].169 Б. Применение метода избавления от тех [факторов] Благодаря созерцанию трех [тем]: это обретенное тело недолговечно; после смерти [из-за лени] впаду в дурную участь; снова обрести это прекрасное положение трудно, - подавляем ленивую надежду, что еще есть время, и стараемся осознать, что время не ждет. Эти три уже обсуждались на этапе низшей личности. б. Преодоление пристрастия к дурным занятиям Осознав, что священная Дхарма является причиной возникновения в этой и в других жизнях безграничной радости, а пустая болтовня, хохот и прочие праздные занятия сводят на нет огромное значение этой жизни и порождают множество бессмысленных страданий в других, - созерцайте [осознанное] и подавляйте [пристрастие к дурным занятиям]. Как сказано [во "Введении в практику" (7.15)]: "Почему же праздным шуткам,развлечениям и прочим бед и мук своих причинам бодро радуешься ты, чистой Дхармы драгоценность, благотворнейший источник высшей радости оставив?" в. Преодоление малодушия или самоуничижения Подавив таким образом лень-откладывание и пристрастие к дурным занятиям, мы испытываем энтузиазм к священной Дхарме. Но этого недостаточно: необходимо практиковать Махаяну. И потому может возникнуть малодушная мысль: "Такие, как я, не способны практиковать". От нее следует избавиться. [Существуют] три [аспекта преодоления малодушия]: (1) Преодоление малодушия по отношению к цели достижения Если возникает малодушная мысль: "Ведь цель достижения - Буддство - является избавлением от всех пороков и обретением всех достоинств; а мне кажется очень трудным реализовать даже одно из достоинств и избавиться от какого-нибудь одного порока; разве такие, как я, могут достичь Плода?!", - это отступление от Устремленности, поэтому пагубность ее велика. Надо с самого начала, пока такая [мысль] не возникла, предохраниться от нее. Способ предохранения Ободряйте себя, думая: "Если такой авторитетный человек, как Блаженный, - говорящий правдиво, истинно, а не ошибочно или лживо, сказал, что даже мухи и прочие [твари] достигнут Пробуждения, то почему же мне его не достичь, если не ослаблю усилий; ведь у меня, рожденного человеком, есть прекрасное положение и умение отличить приемлемое от неприемлемого?!" Как говорится [во "Введении в практику" (7.17-19)]: "Не надо малодушно говорить:"Да разве я способен к Пробуждению?!" - ведь Татхагата, только правду говорящий, поведал истину о том, что даже мухи, и оводы, и пчелы, даже черви в конце концов, усердия набравшись, достигнут высшего на свете Пробуждения. А я родился в человеческом роду и знаю, что полезно Пробуждению, что вредно. Так почему же я не пробужусь, коль не оставлю я деяний бодхисаттвы?" Преодолевайте малодушие и с помощью такого размышления: "Прошлые, настоящие и будущие Будды тоже [вначале] не были и не будут совершенными Буддами, завершившими Путь, а точно так же, как мы, шли, идут и будут идти вперед, пока не достигли или не достигнут Буддства". По этому поводу в "Драгоценном облаке" говорится: "Бодхисаттва [должен] так думать: И в "Хвале безграничным достоинствам" сказано: "Ты, [Бхагаван], сказал нам, что иныеиз тех, кто приобрел сознание Сугаты, в условия гораздо хуже наших попадали. И Ты, попав в беду, себя не унижал; [а коль в действительной беде] нельзя сдаваться; то людям, кто в расцвете [сил], пристало ль малодушие являть?!" Что касается малодушия, то оно возникает, если мы, ясно осознав, что на Пути необходимо бесчисленными способами осуществлять достоинства и избавляться от пороков, - поскольку достоинства Буддства безграничны, а результаты осуществляются соответственно причинам, - считаем, что это превышает наши [способности]. Если же наше знание о Пути ошибочно, если мы думаем, что безграничные достоинства Будды реализуются благодаря тому, что мы, упорно практикуя, гоняемся за какой-то малой частицей достоинств, - то сейчас малодушие вовсе не возникает. Но это не благой признак: [оно не возникает] из-за ложного мнения о легкости [Пути], вследствие того, что не обретено ясное познание способа прохождения Пути, или же, если и обладаем отрывочными знаниями о нем, сами еще не брались. А когда приступаем к практике, то каждый раз, когда нам в общих чертах описывают начало, конец Пути и этапы, составляющие его протяженность, мы говорим: "Если столько всего требуется, кто же сумеет это?!" - и нам кажется лучше оставить [Путь]. Устами Шаравы: "Бодхисаттве, пока он не приступил к практике деяний, они кажутся такими же легкими, как пуск стрелы, и поэтому малодушие вовсе не возникает. Пока еще [человек] полностью не [ознакомился] с Дхармой, он не приходит к состоянию малодушия и самоуничижения. А когда он полностью [ознакомился], малодушие и самоуничижение вполне могут возникнуть". Сказано весьма правдиво. Примечания: 165. О колебимой и неколебимой карме см.: т.2. 2.I, §2, 2, А, (2) "Побуждающая карма" Назад 166. Санскр.: акшая-саМнАха; тиб.: go-cha mi-zad-pa. Назад 167. Санскр.: авайвартикатва. То есть уровня, начинающегося с восьмой ступени бодхисаттвы. Назад 168. Т.е. "Введению в практику". Назад 169. Т.е., иначе интерпретируя тибетскую частицу yis, читают: "Лень легко возникает от неудрученности страданиями сансары, как наслаждение праздными удовольствиями и влечение ко сну." - Прим. перев. Назад Созвучные материалы:
|