Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том I
Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса

РУКОВОДСТВО К ВЕДЕНИЮ УЧЕНИКОВ ПО ЭТАПАМ [ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ]
Вред невверения

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru





Если, обретя Благого Друга, мы нарушим правила вверения, - в этой же жизни нам будут вредить многие болезни и злые духи, а в будущем придется испытать безмерные, нескончаемые страдания дурной участи.
В "Тантре посвящений Ваджрапани" говорится:

"Бхагаван! Каков будет плод для тех, кто презирает Наставника? Бхагаван ответил: - Ваджрапани! Лучше не спрашивай, поскольку ужаснется [весь] мир вместе с богами. Владыка таящихся! Лишь немного скажу об этом.
Герой! Сосредоточенно внимай:
ад беспрерывного мученья и другие
ады ужасные, описанные мной,
для них местами станут пребыванья
на бесконечные эпохи. - Потому
ни при каких условьях не годится
презрение к Наставнику питать".
И в "Пятидесяти [строфах] об Учителе" (11-14) говорится:
"Тот, кто к Наставнику с презреньем отнесется,
глупец великий этот встретит смерть
от яда, эпидемий, от проказы,
других болезней и от духов злых,
или убьют его огонь, воды стихия,
царь, дакини, грабители, змея,
иль духи злые, лжеводители, - и он
окажется в Аду живых существ.
О, никогда не возмущайте ум
Наставника. - А если совершите
сие по глупости, - то, несомненно, вам
в аду кипеть. Ведь сказано правдиво,
что за презрение к Наставнику в аду
Авичи и в других адах ужасных, вышеописанных, придется пребывать".


И великий мудрец Шантипа в своем сочинении "Толкование трудных мест "Черного врага" цитирует:
"Если ты не почитаешь за Учителя того,
от кого услышал хоть строфу Ученья,
то переродишься ты собакой сотню раз,
а затем ты мясником родишься".


Кроме того, у тех, кто презирает Учителей, не зарождаются достоинства, которые еще не зарождались, а зародившиеся приходят в упадок.
Как сказано в "Самадхи для лицезрения нынешних Будд":
"Если [ученик] помыслит о причинении Ему вреда, озлобится или рассердится на Него, то не сможет обрести достоинства.
Так же будет, если он не воспринимает Его как [Всемирного] Учителя.
Таким же образом, если он не будет питать почтения к личности
третьей Колесницы"129 и к монаху, проповедующему Дхарму, не будет воспринимать их как гуру или [Всемирного] Учителя, то не сможет достичь еще недостигнутых достоинств и утратит достигнутые. Ибо из-за непочтительности [достоинства] приходят в упадок".


Если же вверяться неблагому другу и дурным товарищам, имевшиеся достоинства постепенно уменьшаются, а худое увеличивается, порождая все нежелательные следствия. Поэтому всегда их избегайте. По этому поводу в "Неотступном памятований" сказано:
"Плохой друг, охваченный страстью, гневом и заблуждением, подобен стволу ядовитого дерева".

И в "Великой нирване":
"Бодхисаттва страшится плохих друзей больше, чем взбесившегося слона и прочих: эти сокрушают лишь тело, а те уничтожают добродетели и чистые помыслы. К тому же вторые уничтожают лишь физическое тело, [а первые] уничтожают тело Дхармы; [вторые] не способны переправить в дурную участь, [а первые], несомненно, способны".

И в "Главе о говорящем истину" сказано:
"Чей ум обвили змеи недостойной дружбы,
и кто не пользуется вовсе
"противоядием" Благих Друзей,
хотя и слушают святую Дхарму,
но падают, бедняги, в пропасть легкомыслия".


И в "Отделе о друзьях":
"С теми, кто не верует, и также со скупыми, лживыми, клевещущими мудрый не в друзьях.
И с другими грешниками дел он не имеет -
ведь когда не делающий зла с такими дружит,
люди начинают его в зле подозревать,
и распространяется о нем дурная слава.
Тот же, кто общается с такими, с кем не должно,
от пороков их пороки обретает, -
что подобно яду: коль отравленные стрелы положить в колчан, - отравят и все стрелы ядом".


Неблагой друг - такой, из-за которого имевшееся естественное и запретное зло130 не уменьшается, а не имевшееся возникает и умножается.
Устами Гешей-Тонпы:
"Хотя низменный дружит с хорошим другом, он не достигает выше среднего. Если же великий дружит с низменным, он легко опускается".

Примечания:

129. Т.е. к Бодхисаттве.

130. "Естественное" зло - определяется самой природой, например убийство. "Запретное" - то, что определено социальными запретами, например правилами монашеского поведения.



Предыдущая глава Следующая глава

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!


Rambler's Top100