МАХАМУДРА,
РАССЕИВАЮЩАЯ ТЬМУ
НЕВЕДЕНИЯ

("Чагчен мариг мюнсел")
Вангчук Дордже, Девятый Кармапа
с комментарием, преподанным устно,
Беру Кьенце Ринпоче
перевод с тибетского и редакция Александра Берзина
перевод с английского Карма Таши
Алмазный Путь САНКТ-Петербург, 1996
ISВN 5-88882-006-7

Часть первая:
Практика Ваджрасаттвы и подношение мандалы.

 
Практика Ваджрасаттвы.

Ваджрасаттва, по-тибетски Дордже Семпа - это форма, которую принимают будды, чтобы очистить и избавить живые существа от страдания, болезней и несозревших несчастливых обстоятельств, которые должны произойти в результате совершенных ими ранее неблагих действий. Он проявляется в разных формах мирный или как Херука Ваджрасатгва, один или с супругой. Практика может быть более или менее сложной. Ниже описан метод очищения с одиночным Вапжрасаттвой.

У себя на макушке головы (представляйте) своего Гуру в виде Ваджрасаттвы, белого цвета, с ваджра-скипетром в правой руке у сердца и колокольчиком в левой руке у бедра, украшенного большими и малыми признаками будды.

<далее рассказываются образы, которые надо представлять. Для того, чтобы медитация работала, ее нужно получить у квалифицированного мастера>

Ваджрасаттва имеет две мантры сто-и шестислоговую Они могут располагаться в его фигуре разными способами - быть свёрнутыми в направлении по или против часовой стрелки, могут вращаться или стоять на месте. В данном случае представляется только стослоговая мантра, которую нужно повторить всего 100 000 раз. Она написана вдоль края лунного диска в сердце Ваджрасаттвы против часовой стрелки. Буквы белые, обращены основанием внутрь, лицевой стороной направлены вниз и не вращаются.

Представив это, говорите: "О, Гуру-Ваджрасаттва, пожалуйста, очисти меня от всех препятствий и несозревших несчастливых обстоятельств, которые должны произойти в результате совершённых мной ранее неблагих дел." Вдобавок к этому используйте (четыре) различные (противодействующие силы) признания совершённой вами ранее недобродетели.

Чтобы эта медитация была наиболее эффективной, её следует делать, используя четыре противодействующие силы признания совершенных вами ранее неблагих дел. Во-первых, вы должны вспомнить все свои ошибки и чувствовать искреннее сожаление, во-вторых - пообещать, что вы будете стараться делать все, что возможно, чтобы не повторять их. Далее, необходимо положиться на основу или объект, против которого была совершена ваша недобродетель, а именно на ваши обязательства перед Прибежищем и на бодхичитту. Таким образом, снова принимая Прибежище и усиливая устремленность к Пробуждению, вы укрепляете фундамент своей нравственности. Наконец, вы направляете такие очистительные практики, как практика Ваджрасаттвы, на удаление всех пятен. Если эти четыре противодействующие силы неполны, то каким бы очищением вы ни занимались, это будет лишь временным умыванием. Но если у вас есть эти четыре противодействующих фактора и искренняя убеждённость, что они в силе очистить вас, то нет никаких сомнений, что они сработают.

<рассказывается заключительная последовательность образов. Интересно то, что Вы представляете, как все живые сущетсва очищаются таким же образом, что и вы. В самом конце медитации:>

Медитируйте, что ваши тело, речь и ум нераздельно смешались с телом, речью и умом Ваджрасаттвы, и вы очищены от всех препятствий и несозревших несчастливых последствий. Такова вторая (вступительная практика): Ваджрасаттва и чтение мантры.

Подношения мандалы.

Вообще, подношения выполняются не для того, чтобы умилостивить или подкупить объект, которому всё преподносится. Это символ полного посвящения себя Пробуждению, которое представляют Учителя и Три Драгоценности Прибежища, вы совершаете подношения, чтобы собрать заслуги, которые приведут вас к такому же состоянию, что и у них. Когда вы сажаете семена в землю, пользу от этого получает не земля, но вы сами. Также и здесь, совершение подношений собранию Учителей как полю заслуг приведёт вас к Пробуждению, так что вы сможете принести пользу всем.

Бывают разные типы мандал. В одном случае это небесные дворцы, в которых обитают медитационные божества. Это трёхмерные структуры, горизонтальные проекции которых изображают живописью. Мандалы другого типа используются при подношениях. Они состоят из тарелкоподобной основы, колец короны и риса, зерна или драгоценных камешков и символизируют Вселенную.

Медитируйте, что (перед вами) - дворец мандалы, в котором находятся пять групп фигур. В центре - ваш Гуру (в форме Ваджрадхары), перед ним - медитационные божества, по правую сторону от него - будды, за ним - писания Дхармы, и по левую сторону от него - Сангха. Вот - та мандала, которая перед вами.

Вообще, дворцы мандал квадратные, имеют один этаж и структуру ступенчатой башни. По середине каждой стены есть дверь, входной коридор, крыльцо и арка, стоящая на двух ланях и колесе Дхармы. Точные архитектурные детали и пропорции индивидуальны для каждого медитационного божества и могут быть очень сложными.

В центре такого прозрачного, состоящего из света здания, которое вы представляете перед собой, находится ваш Учитель в форме Ваджрадхары. Он сидит на троне из лотоса и лунного диска, поддерживаемом львами. Над ним - вся традиция преемственности Учителей от самого Ваджрадхары и, далее, Тилопы, Наропы - вплоть до его собственного коренного Учителя. Вокруг вашего Учителя расположены четыре группы фигур, как в образе Прибежища при практике простираний. Это ваше поле заслуг, которому вы преподносите подношения.

Затем стройте другую мандалу, с горками, и преподносите её со словами: "Мандала построена на прекрасной основе с цветами, душистой водой и благовониями..." и так далее, со всей процедурой подношения мандалы. Таким образом,' вы преподноситекак материальные, так и созданные в уме подношения.

Имея стандартный набор для подношения Мандалы, сначала берут тарелку-основание и вытирают её дочиста, произнося один раз стослоговую мантру Ваджрасатгвы, чтобы удалить все загрязнения. Затем окропляют её каплей воды, чтобы выразить мотивацию бодхичитты и живительную влагу сострадания. Затем помещают на основу первое кольцо и добавляют горки риса или зерна в соответствующих направлениях для каждого из упоминаемых мест, сокровищ и божеств, пока все кольца не оказывается заполненными и не увенчиваются драгоценной вершиной. Таковы материальные подношения, подносимые одновременно с произнесением соответствующих строк.

Создаваемые в уме подношения - это представляемый образ, который описывается произносимыми стихами. То, что вы преподносите - это целая Вселенная со всеми её богатствами, как это описывал Будда в Абхидхарме. Будда описывал Вселенную по-разному в различных случаях разным людям. В зависимости от вашей очищенности вы видите вещи по-разному. Согласно Абхидхармы есть золотая земля, или основа - с железным кольцом, или оградой, по её периметру и соленым океаном за ней. Внутри ограды, по одному в каждом из главных направлений, находятся четыре континента, разделённые океанами, каждый из которых имеет ещё по два спутника-острова - между ним и оградой. По другую сторону от континентов, ближе к центру, находятся семь кольцеобразных цепей золотых гор, перемежающихся с семью кольцеобразными пресноводными озёрами. В центре Вселенной находится Гора Меру - квадратная, имеющая форму ступы, с четырьмя ступенями, или уровнями, поднимающимися от её основания в верх. Её восточная часть состоит из белого хрусталя, южная - из синего аквамарина, западная - из красного рубина, а северная - из зелёного изумруда. Океан и небо в каждом направлении окрашены в соответствующий цвет. Восточный континент и его спутники имеют форму половины луны и направлены своей прямой стороной к Горе Меру; южный континент и острова представляют собой изогнутые трапеции с выпуклыми сторонами, причем их большие, выпуклые основания направлены от Горы Меру, а меньшие, вогнутые - к ней, западные континент и острова - круглые, а северные - квадратные.

Та человеческая жизнь, которая известна нам, имеет место на южном континенте, где океаны и небо синие. О других континентах не следует думать как о местах, куда можно долететь на космическом корабле. Туда можно попасть, только собрав карму для соответствующего рождения.

В этой практике вы 100.000 раз повторяете такую строфу: "Пусть благодаря подношениям полям будд этой мандалы, построенной на великолепной основе с цветами, душистой водой и благовониями, украшенной Горой Меру, четырьмя континентами, солнцем и луной, все живые существа смогут быть приведены к этим полям ".

Благодаря таким подношениям вы завершаете два накопления (заслуг и мудрости) и обретаете благословения, чтобы развить возвышенные переживания и видение. Попросив о таких (благословениях), вы должны думать, что образы божеств мандалы перед вами тают в свете и растворяются в вас. Так вы завершаете два накопления.

Преподнося чистым образам мандалы перед собой оба подношения - материальное и представляемую в уме Вселенную - вы накапливаете заслуги. Делая это без объективизирования подношений, вы накапливаете мудрость. Эти два накопления позволят вам преодолеть препятствия двух типов: препятствия к Освобождению и препятствия к Всеведению. Результат накопления заслуг - это ваше достижение формных тел будды, а результат накопления мудрости - обретение тел мудрости. Формные тела - это Нирманакая и Самбхогакая. Первое из них доступно для восприятия обычным существам, обладающим кармой, чтобы видеть его, второе же могут воспринимать только арья бодхисаттвы - те, кто обладает устремленностью к Пробуждению и непосредственным восприятием Пустоты. Тела мудрости - это Свабхавакая и Дхармакая. По данному тексту, первое - это всеведущий ум будды и Пустота этого ума; второе - неразделимость трёх выше названых "тел". Два последних определения часто меняются местами, а иногда используется только термин Дхармакая, для обозначения их обоих. Кроме того, есть много способов определения и понимания различных тел будды.

Такова третья (вступительная практика): подношеня мандалы.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100