Чогъям Трунгпа - Шамбала: Священный путь воина
ЧАСТЬ ВТОРАЯ СВЯЩЕННОЕ — МИР ВОИНА
Глава 18. КАК СЛЕДУЕТ УПРАВЛЯТЬ?

По книге:
Чогьям Трунгпа.
Преодоление духовного материализма
Миф свободы и путь медитации
Шамбала: Священный путь воина
Перевод: Н. Б.
Редакция перевода: И. Старых
Пер. с англ.— К.: «София», Ltd., 1993
© Оформление. И. Старых, 1993 © Редакция. И. Старых, 1993 © Макет. И. Петушков, 1993 © «София», Киев, 1993
ISBN 5—7101—0007—2


Предыдущая глава

«Понятие управления-
нашим миром заключается
в том, что вы можете жить
достойно и дисциплинированно,
вез легкомыслия,— и в то же время
наслаждаться жизнью.
Вы можете сочетать выживание с
празднованием».

Странствие воина, ведущее к открытию естественной иерархии реальности и своего места в этом мире, оказывается одновременно и возвышенным, и весьма простым. Оно просто, потому что так непосредственно и трогательно. Оно затрагивает ваше происхождение — ваше место в этом мире, место, откуда вы пришли, и место, которому принадлежите. Это как если бы вы предприняли долгое путешествие пешком через лес и шли в полумраке. Вы слышите голоса птиц, вы улавливаете на небе отблеск угасающего света. Вы видите серп месяца и созвездия. Вы ощущаете свежесть зеленой листвы и прелесть диких цветов. Где-то вдали лают собаки, кричат дети; иногда вы слышите шум легкового автомобиля или грузовика, проезжающего по шоссе. Когда ветерок овевает ваше лицо, вы улавливаете запах лесной свежести; вы можете спугнуть случайного кролика или птицу, когда пройдете мимо них. Темнота сгущается; и вам в голову приходят воспоминания о муже или жене, о детях, о дедушке или бабушке, о вашем мире. Вы вспоминаете, как пришли в первый класс, где научились читать и писать, вспоминаете, как выводили первые буквы. Вы шагаете по лесу драла, но все-таки у вас остается чувство, что в этом лесу вы окружены другими живыми людьми. Однако, вслушиваясь, вы слышите; только звук собственных шагов — левой, правой, левой, правой!— иногда раздается треск, когда вы наступаете на сухую ветку.

Когда вы вступаете в этот мир реальности, в более-великий космический мир, вы находите способ управления своим миром,— но в то же время обнаруживаете глубокое чувство уединенности. Возможно, этот мир станет для вас дворцом и царством; но, как его царь или царица, вы окажетесь монархом с разбитым сердцем. В любом случае, быть им неплохо. Фактически, это путь к тому, чтобы стать достойным человеком — и, кроме того, человеком сильным, способным помочь другим.

Такого рода уединенность причиняет боль; но в то же время она прекрасна и реальна. Из такой вызывающей боли печали естественно придет стремление и готовность работать с другими людьми. Вы постигаете свою единственность; вы понимаете, что в вашем существовании, каково оно есть, присутствует нечто хорошее. Поскольку вы заботитесь о себе, вы начинаете заботиться и о других людях, которые питали вате существование или сами прошли путь воина и проложили дорогу, по которой теперь идете вы. Поэтому вы чувствуете преданность и самоотверженность по отношению к линии воинов, этих храбрых людей, кем бы они ни были, которые совершили то же самое путешествие. В то же время вы начинаете заботиться обо всех тех людях, кому еще предстоит пройти этот путь. Поскольку вы увидели, что он оказался возможным для вас, вы понимаете, что способны помочь пройти его и другим.

Вы начинаете видеть, что в вашей жизни существуют особые периоды, сменяющиеся наподобие времен года. Бывают промежутки роста и созидания, когда вы питаете свой мир и порождаете новые идеи, начинаете новые предприятия. Бывают времена расцвета и изобилия, когда вы чувствуете полное богатство жизни, приток энергии, широту. Бывают также периоды завершения, когда все приходит к концу, достигнув перед этим наивысшего уровня; в это время нужно собирать урожай, пока не наступило увядание. Наконец, существуют, разумеется, и холодные, резкие и пустые периоды, когда весна новых начинаний представляется отдаленной мечтой. Эти ритмы жизни суть естественные события, переплетенные одно с другим, как день следует за ночью; они несут вести — не вести надежды или страха, а послания вещей каковы они есть. Если вы поймете, что каждый эпизод вашей жизни оказывается естественным событием, тогда вам нет нужды качаться из стороны в сторону, подвергаясь толчкам вверх и вниз со стороны сменяющихся обстоятельств, а также настроений, приносимых жизнью. Вы обнаруживаете, что у вас есть возможность полностью находиться в мире во все времена, выказывая себя храбрым и гордым человеком при любых поворотах судьбы.

В нормальных условиях между выживанием и празднеством как будто существует противоречие. Выживание, забота о своих основных потребностях, основывается на прагматизме, на усилиях, часто на тяжелой работе. С другой же стороны, празднество нередко связывается с экстравагантностью, с выполнением чего-то такого, что превышает ваши средства. Понятие управления своим миром заключается в том, что вы можете жить достойно и дисциплинированно, без легкомыслия — и в то же время наслаждаться жизнью. Царство, которым вы управляете,— что ваша собственная жизнь, это царство главы семьи. Независимо от того, есть ли у вас муж, жена, дети или нет, вашей повседневной жизни все равно свойственна некоторая особая структура, особый уклад. Многие люди чувствуют, что регулярный характер жизни представляет собой для них постоянное отягощение; им хотелось бы каждую секунду иметь новую жизнь, даже новое меню при каждом приеме пищи. Однако нужно где-то обосноваться и работать над тем, чтобы жить регулярной, дисциплинированной жизнью. И . тогда, чем в большей мере имеет место дисциплина, тем более радостной может быть жизнь. Таким образом, уклад вашей жизни может быть радостным, может оказаться праздником, а не только обязанностью. Вот что значит управление царством своей жизни.

Понятие царства означает здесь то, что ваша жизнь потенциально богата и прекрасна. А в отношении богатства существует непонимание по сути. Обычно, когда вас называют богатым, это значит, что у вас много денег; но подлинный смысл богатства заключается в том, чтобы знать, как создать в жизни богоподобную ситуацию. Иначе говоря, вы можете иметь на банковском счете только двадцать долларов, но все же быть способным проявлять богатство в своей жизни.

Интересно отметить, что если вы заблудились в пустыне, оказавшись без пищи и без воды, даже если вы имеете в своем мешке много золота, вы не сможете съесть его или выпить — и так и останетесь голодными и жаждущими. Это положение аналогично тому, что происходит со многим людьми, имеющими деньги. Они не представляют, как съесть эти деньги, как их выпить. Как-то я слышал историю о вожде индейского племени, который нашел на своей земле нефть и стал богатым человеком. В знак своего богатства он решил купить сразу двадцать тазов и двадцать ванн. Люди могут тратить тысячи долларов и все-таки чувствовать недовольство и сильнейшие страдания. Даже и со всем этим предполагаемым богатством они могут все еще оказаться неспособными получить удовольствие от простой пищи.

Настоящее богатство не приходит автоматически. Оно должно быть культивировано; вам нужно его заработать. Иначе, даже если вы будете иметь много денег, вы все еще останетесь голодными. Поэтому, если вы хотите управлять своим миром, не думайте, пожалуйста, что это значит, что вам нужно тратить много денег. Настоящее богатство приходит, скорее, вследствие применения человеческой индивидуальной силы. Если ваш костюм покрыт множеством белых ворсинок, не отсылайте его немедленно в чистку, а очистите сами; это гораздо дешевле, а также более достойно. Вы вкладываете собственную энергию, собственные усилия в заботу о своем мире. Ключ к богатству или «золотой ключ»,— это понимание того, что вы можете быть бедны,— я сказал бы: не иметь денег, — и все же чувствовать себя хорошо, потому что вы уже в любом случае обладаете ощущением богатства. Это и есть чудесный ключ к счастью и первый шаг в управлении: почувствовать, что богатство и благополучие приходят тогда, когда мы в своей основе являемся достойными людьми. Вам не надо завидовать тем, кто в экономическом отношении обеспечен лучше вас. Вы можете быть богатыми, даже не имея денег. Такая особенность очень интересна и обладает большой силой для понимания того, как решать мировые проблемы. Слишком часто политика этого мира основывается на бедности. Если люди бедны, они хотят получить деньги или ресурсы от тех, у кого их больше. И если люди богаты — в смысле наличия денег,— тогда им хочется удержать то, что они имеют, гак как они думают, что отдав какую-то часть своих денег, они обеднеют. При таком образе мыслей с обеих сторон трудно вообразить, чтобы в мире произошла какая-то фундаментальная перемена. А если она и происходит, ее основой бывает огромная ненависть и насилие?, потому что обе стороны чрезвычайно привязаны к тому, что они считают важным.

Конечно, если вы голодаете, то, в чем вы нуждаетесь,— это пища, фактически, пища и есть то, что вам нужно. Но подлинными желаниями нуждающихся можно, без сомнения, манипулировать. Не раз в этом мире вспыхивали войны, основанные на алчности. Люди, обладающие деньгами, были готовы принести в жертву своему богатству тысячи человеческих жизней; а на другой стороне люди, терпевшие нужду, были готовы уничтожать своих собратьев за зернышко риса или медяк, который надеялись найти в их карманах.

Махатма Ганди просил народ Индии принять принцип ненасилия и отказаться от привязанности к иноземному образу жизни, который для индийцев ассоциировался с богатством и процветанием. Поскольку индийцы в большинстве своем носили одежду британского производства, он просил их отказаться от британской одежды и ткать собственные ткани. Это провозглашение самодостаточности было одним — и мощным!— из способов поддержания достоинства, основанным не на материальном обладании, а на глубинном состоянии бытия. Но в то же время, при всем уважении к точке зрения Ганди на ненасилие, названное им «сатьяграха», или «схватывание истины», мы не должны смешивать его призыв с крайним аскетизмом. Для того, чтобы найти свое глубинное внутреннее богатство, нет необходимости отказываться от всех материальных владений и мирских целей. Если обществу нужно иметь чувство порядка и быть управляемым, тогда кому-то нужно носить костюм-тройку и сидеть за столом переговоров; кому-то нужно носить форму и поддерживать порядок.

Основное послание учений Шамбалы заключается в том, что наилучшие потенции человеческой жизни могут быть реализованы при обычных обстоятельствах. Такова глубинная мудрость Шамбалы. Она гласит: в этом мире каков он есть, мы можем найти хорошую и разумную человеческую жизнь, которая будет служить также и другим людям. Это наше настоящее богатство. В то время как мир стоит перед угрозой ядерного уничтожения, перед реальностью массового голода и нищеты, управление своей, жизнью означает принятие решения жить в этом мире в качестве обыкновенных, вполне человеческих существ. Действительно, именно таков образ жизни воина в этом мире?.

Как же можем мы в практическом смысле внести в нашу жизнь чувство богатства и управляемости? Когда воин достиг некоторого определенного состояния психики, глубоко поняв основные принципы достоинства и мягкости, а также почувствовал принцип дрши и принцип лха, нянь и лю, тогда ему или ей необходимо задуматься над общим смыслом благополучия или богатства в этом мире. Основная практика богатства заключается в том, чтобы проецировать существующее в вашем бытии добро, благодаря чему излучается чувство общего блага. Это добро может отразиться на всем, что находится в вашем непосредственном окружении — в том, как вы расчесываете волосы, в том, как сидит ваш костюм, в том, как выглядит ваше жилище. Тогда можно идти дальше и ощутить большее богатство, выработав так называемые «семь сокровищ вселенского монарха». Эти очень древние категории были впервые применены в Индии для описания качеств правителя. В данном же случае мы говорим о развитии этих качеств в индивидуальной, личной жизни.

Первое сокровище правителя — это царица. Царица, или как мы можем сказать, жена или муж, представляет в вашем домашнем хозяйстве принцип приличия. Когда вы живете с кем-то, с кем можете разделить свою жизнь,— как свою мудрость, так и свои отрицательные качества,— это поощряет вас к тому, чтобы раскрыть свою личность. Вы не скрываете ничего. Однако человеку Шамбалы не обязательно быть женатым. Для неженатого тоже всегда находится место. Неженатые люди оказываются своими собственными друзьями; у них также существует круг друзей. Основной принцип — это развитие приличия и разумности в ваших взаимоотношениях.

Второе сокровище вселенского монарха — его министр. Принцип существования министра выражает необходимость иметь советника. Ваша супруга способствует вашему благоприличию; затем у вас есть друзья, обеспечивающие вас советами и поддержкой. Говорится, что министр должен быть непостижимым. Но здесь чувство непостижимости не означает, что ваши друзья уклончивы или трудны для понимания; речь идет о том, что у них нет никаких проектов или тайных целей, способных бросить тень на их дружбу с вами. Их советы или помощь всегда откровенны.

Третье сокровище — генерал, который выражает бесстрашие и защиту. Генерал — это также друг, бесстрашный друг, потому что он или она не встречает противодействия, охраняя вас и защищая вас; помогая вам, он делает все необходимое в данной ситуации. Генерал — это такой друг, который действительно позаботится о вас в противоположность тому, кто дает советы.

Четвертое сокровище — конь, лошадь. Конь выражает трудолюбие, усердие в работе и старательность в ситуациях. Вы не захвачены леностью; вы непрерывно идете вперед и работаете с ситуациями своей жизни.

Пятое сокровище — слон, представляющий устойчивость. Вас не колеблют ветры обмана или смятения. Вы прочны, как слон. В то же время слон не пускает корни в почву, подобно стволу дерева; он движется, он ходит. Таким образом, вы можете идти и двигаться вперед в устойчивом положении, как если бы ехали на слоне.

Шестое сокровище правителя — драгоценный камень исполнения желаний, связанный с великодушием. Вы не просто удерживаете приобретенные вами богатства, применяя предыдущие принципы, но также освобождаетесь и отдаете, будучи гостеприимными, открытыми и веселыми.

Седьмое сокровище — колесо. Согласно традиции, правитель целой вселенной держит золотое колесо, тогда как монарх, правящий только Землей, получает железное колесо. Говорят, что правители Шамбалы держали в руках железное колесо, потому что управляли этой Землей. На уровне личной жизни колесо выражает власть над своим миром. Вы правильно и полностью занимаете место в своей жизни, так что все предыдущие принципы могут действовать совместно, способствуя богатству и достоинству вашей жизни.

Применяя эти семь принципов богатства, вы можете жить действительно правильной семейной жизнью. У вас есть жена или муж, и это способствует соблюдению приличий; есть близкие друзья, ваши советники; есть хранители, сотоварищи, бесстрашные в своей любви к вам. Далее, вы обладает упорством в своем странствии, в работе, что выражено конем. Вы постоянно едете верхом па своей энергии, вы никогда не отступаете перед проблемой, возникающей в вашей жизни. Но в го же самое время вам надо быть земным, прочным, подобно слону. Тогда, обладая всеми этими качествами, вы не просто чувствуете самоудовлетворение, но становитесь великодушным к другим, наподобие драгоценного камня, дарующего исполнение желаний. Благодаря этому вы упорядочиваете свои домашние дела и управляете домом во всей полноте, держите в руках колесо управления. Таково представление о том, как вам вести свою семейную жизнь, руководствуясь просветленным сознанием.

Осуществив эти принципы, вы чувствуете, что ваша жизнь устроена полно и правильно, что на вас постоянно сыплется золотой дождь. Вы ощущаете прочность, простоту и прямоту. Затем вы также испытываете чувство мягкости и открытости, как если бы в вашей жизни в виде некоторого доброго предзнаменования расцвел редкой красоты цветок. В любом предпринятом вами действии, принимая или отвергая, вы начинаете раскрываться для сокровища мудрости, принадлежащей Шамбале. Все дело в том, что там, где существует гармония, есть также и фундаментальное богатство. Хотя в данном частном случае вы можете не иметь ни гроша, это не составляет проблемы. Вы внезапно и навечно богаты.

Если вы хотите разрешить мировые проблемы, вам прежде всего необходимо держать в порядке собственный дом, свою индивидуальную жизнь. Это звучит несколько парадоксально. Люди проявляют подлинное желание выйти за пределы своей отдельной и стесненной жизни, чтобы облагодетельствовать мир. Но если вы не начнете с собственного дома, нечего надеяться на то, что вы сможете помочь всему миру. Поэтому, если вы учитесь науке управления, первым шагом будет умение управлять собственным домом, своим ближайшим миром. Если вы научились этому искусству, следующим шагом будет помощь миру, которая, несомненно, проявится естественно. Если же вам не удастся этому научиться, ваше содействие миру вызовет лишь усиление хаоса.



Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100