Чогъям Трунгпа - Шамбала: Священный путь воина

Глава 21 Линия Шамбалы


По книге:
Чогьям Трунгпа.
Преодоление духовного материализма
Миф свободы и путь медитации
Шамбала: Священный путь воина
Перевод: Н. Б.
Редакция перевода: И. Старых
Пер. с англ.— К.: «София», Ltd., 1993
© Оформление. И. Старых, 1993 © Редакция. И. Старых, 1993 © Макет. И. Петушков, 1993 © «София», Киев, 1993
ISBN 5—7101—0007—2


Предыдущая глава

"Идея линии учений Шамбалы относится к нашей связи с первоначальной мудростью. Эта мудрость доступна и чрезвычайно проста, но также обширна и глубока".

Путешествие по пути воина зависит прежде всего от вашего личного осуществления подлинности и глубинного добра. Однако для того, чтобы продолжать это путешествие, чтобы следовать по пути четырех достоинств и достичь подлинного присутствия, необходимо иметь руководителя - мастера-воина, который должен указывать вам путь. В конце концов, отбросить эгоизм, или принцип "я", можно только в том случае, если вы имеете перед собой живой человеческий пример, т.е. какого-то человека, уже достигшего цели и потому дающего вам возможность сделать то же самое.

В этой главе мы собираемся рассмотреть понятие линии учений Шамбалы, иначе говоря, вопрос о том, как в мире Шамбалы можно передать человеку полное осуществление душевного здоровья, так, чтобы он или она оказались способны воплотить в себе это душевное здоровье и содействовать его достижению другими людьми. Поэтому в этой главе мы собираемся рассмотреть качества мастера-воина, а также то, как эти качества передаются ему и как он передает их другим.

В своей фундаментальной основе понятие линии в учениях Шамбалы связано с тем, как мудрость космического зеркала, рассмотренная нами во второй части книги, передается и продолжается в человеческой жизни, в человеческом существовании. Сделаем краткое обозрение. Качество космического зеркала заключается в том, что оно являет собой необусловленное, безграничное, полностью открытое пространство. Это вечное, полностью открытое пространство превыше всех вопросов. В сфере космического зеркала ваш ум распространяя свое видение во всей полноте, без колебаний. До возникновения мыслей и мыслительных процессов существует устройство космического зеркала, лишенное границ, не имеющее ни центра, ни края. Как мы говорили, путь к переживанию этого пространства лежит через практику сидячей медитации.

Как сказано в главе 12, "Открытие магии", переживание сферы космического зеркала дает начало пробуждению мудрости широкого и глубокого восприятия превыше конфликта. Эта мудрость называется драла. Есть разные уровни переживания драла. Изначальный, или высочайший уровень драла есть непосредственное переживание мудрости космического зеркала. Когда вы переживаете эту мудрость, вы соприкасаетесь с первоначалом линии Шамбалы, с; самим источником мудрости.

В первой главе книги мы рассмотрели мифы, окружающие историческое царство Шамбалы и правителей этого царства. Как мы упоминали, некоторые люди верят, что это царство до сих пор скрывается где-то на Земле, тогда как другие видят в нем метафору или даже допускают, что в определенный момент оно поднялось на небеса. Но согласно нашему способу рассмотрения, источник учений Шамбалы, или, можно сказать, само царство Шамбалы, не является некоторой таинственной небесной обителью. Это сфера космического зеркала, изначальная сфера, всегда доступная для людей, если только они освободятся от напряжения и расширят свой ум. С этой точки зрения, великие правители Шамбалы, называемые царями Ригдэн, оказываются обитателями космического зеркала. Они являют собой изначальное проявление необъятного ума, наивысшей мудрости драла. Поэтому их и называют наивысшей драла.

Высочайшая драла имеет три характерные особенности. Во-первых, это ее изначальный характер: как мы установили, она восходит не- к каменному веку, не к какому-то доисторическому периоду, а идет еще на один шаг дальше, до того времени, как мы как-либо подумали о чем бы то ни было. Таково состояние царей Ригдэн; царством их оказывается космическое зеркало. Второе качество драла - это неизменность. В обители царей Ригдэн нет размышлений; размышления указывают на неустойчивый ум, не имеющий доверия к чистоте вашего восприятия; потому-то ваш ум и колеблется, и переходит с места на место. Здесь же нет никаких размышлений. Это неизменная сфера - полностью неизменная. Третье качество наивысшей драла - это храбрость. Храбрость означает, вы не поддаетесь даже потенциальным сомнениям; фактически, в этой сфере нет места для каких бы то ни было сомнений.

Поэтому, когда вы соприкасаетесь с мудростью космического зеркала, вы встречаете наивысших драла, царей Шамбалы - Ригдэн. Их необъятное видение лежит позади всевозможных форм деятельности человечества в открытом необусловленном пространстве самого ума. Таким образом, они как бы надзирают за делами человечества и охраняют его. Однако такое понимание совершенно отлично от представления о том, будто цари Ригдэн живут в какой-то небесной плоскости, откуда взирают на Землю.

Если установлена связь с высочайшей драла, становится возможной передача изначальной мудрости и видения царей Ригдэн на уровень человеческого восприятия. Как мы упоминали в главе "Открытие магии", всю широту восприятия можно заключить в простоту; она выражена в единственном восприятии на этом самом месте. Когда мы позволяем бесконечности войти в наше восприятие, оно становится драла - делается блестящим, светоносным, магическим. Когда мы обладаем таким переживанием, мы встречаемся с так называемой внутренней драла. Внутренние драла, благодаря мудрости космического зеркала, благодаря царям Ригдэн, получают возможность проявлять блеск и изящество в этом мире явлений. Внутренние драла разделяются на материнскую и отцовскую линии. Материнская линия выражает мягкость, отцовская - бесстрашие. Мягкость и бесстрашие суть первые два качества внутренней драла. Когда человек по-настоящему способен пребывать в мире блеска и свободы от притяжения и отталкивания, в мире переживания драла во всех явлениях, тогда он или она автоматически чувствуют огромную мягкость и бесстрашие в этом пространстве.

Третье качество внутренней драла есть разумность, или различающее осознание, связывающее вместе мягкость и бесстрашие. При различающем осознании мягкость не остается обычной мягкостью, а становится переживанием священного мира. И бесстрашие идет дальше напускной храбрости, проявляя в жизни человека изящество и богатство. Таким образом, глубинная острота осознания связывает мягкость с бесстрашием и создает мир воина - мир огромного, но ощутимого восприятия.

Наконец, мудрость наивысшей и внутренней драла можно передать живому человеку. Иными словами, благодаря полному постижению принципа космического зеркала, принципа необусловленности, благодаря энергичнейшему привлечению этого принципа в точное восприятие реальности, человек может стать живой драла, живой магией. Именно гак он присоединяется к линии воинов Шамбалы и становится мастером-воином, не просто привлекая драла, а воплощая ее в себе. Так мастер-воин олицетворяет внешний принцип драла.

Глубинное качество мастера-воина заключается в том, что его присутствие вызывает у других людей переживание космического зеркала и магию восприятия. Иначе говоря, само его существо преодолевает двойственность прямо на месте; таким образом, о нем говорится, что он обладает совершенным подлинным присутствием. Когда ученики-воины переживают эту ошеломляющую подлинность, она позволяет им в одно мгновенье преодолеть свой эгоизм, свое эго - и даже побуждает их к этому шагу.

Я думаю, что это понятие является довольно трудным для осознания; поэтому нам, вероятно, следует поговорить более глубоко о качествах мастера-воина, чтобы этот вопрос стал более ясным. Начнем с того, что рождение мастера-воина имеет место в сфере космического зеркала, где нет ни начала, ни конца, а существует просто состояние бесконечности. Его реализация, или состояние его бытия, не является результатом исключительно воспитания, результатом какой-то философии. Вернее сказать, он полностью свободен от усилий и пребывает в необусловленной чистоте космического зеркала. Поэтому он пережил безусловную пробужденность, свободную от эго. Поскольку он всегда имеет доступ к этому необусловленному пространству, он никогда и ни при каких обстоятельствах не бывает подвержен заблуждениям, сонливости эгоизма. Он целиком и полностью пробужден. Таким образом, и энергия мастера-воина тоже всегда связана с наивысшей драла, с необъятным видением царей Ригдэн. Поэтому он свободен от неведения.

Во - вторых, поскольку мастер-воин полностью отождествил себя с линией мудрости царей Ригдэн, он начинает вырабатывать огромную чуткость, огромное сострадание, обнаруживая глубинное добро во всех существах. Когда мастер-воин взирает на окружающий его мир, он знает, что все люди обладают глубинным добром, что они имеют возможность постичь, по крайней мере, принцип своей собственной подлинности. И, кроме того, они обладают возможностью породить внутри себя вселенского монарха; поэтому в уме мастера-воина существуют огромное сострадание и бескрайнее великодушие.

Он обнаруживает, что Великое Солнце Востока полностью вошло в его сердце - вошло в него настолько полно, что он действительно проявляет в себе блеск этого Великого Солнца Востока, распространяет лучи его света на все живые существа, которые страдают в сумерках закатного солнца. Мастер-воин видит путь воина в его завершении, и он способен протянуть этот путь к ученикам-воинам, обеспечить путем как их, так и всякого человека, который пожелает осуществить цель своего драгоценного рождения в облике человека.

Наконец, мастер-воин в силу своего огромного сострадания к людям способен соединить небо и землю. Иными словами, силой мастера-воина можно соединить идеалы людей с: той почвой, на которой стоят эти люди. Тогда небо и земля начинают свой танец друг с: другом; люди чувствуют, что нет никакого столкновения за обладание лучшей частью небес или худшей частью земли.

Для того, чтобы соединить небо и землю, вам необходимо доверие к себе, уменье полагаться на самих себя. Но далее, соединяя небо и землю, вы должны сверх того преодолеть эгоизм, должны остаться без эгоизма. Если человек подумает: "Есть ли у меня эгоизм? Ха-ха-ха!" - дело не пойдет. Соединение неба с землей происходит только в том случае, если вы преодолели эгоистическое отношение, Никто, будучи эгоистом, не в состоянии соединить небо и землю, потому что у него нет ни неба, ни земли. Вместо соединения неба с землей он оказывается привязанным к какой-то пластиковой сфере, к какому-то искусственному существованию; и его положение бывает ужасным. Соединение неба и земли приходит лишь тогда, когда вы преодолели желание и вышли за пределы своих эгоистических нужд. Оно приходит благодаря бесстрастию, благодаря тому, что вы переступаете за пределы желания. Если бы мастер-воин оказался опьяненным собственным подлинным присутствием, это было бы гибельным для него. Поэтому мастер-воин весьма смиренен; это чрезвычайно смиренный человек. Его смирение проистекает из его работы с другими людьми. Когда вы работаете с другими людьми, вы понимаете необходимость быть терпеливыми, дать другим людям пространство и время для развития их собственного понимания добра и пути воина. Если вы яростно стремитесь впихнуть в других глубинное добро, из этого не выйдет ничего, кроме дальнейшего хаоса. Зная это, вы становитесь чрезвычайно смиренными и терпеливыми в работе с другими людьми. Вы даете вещам возможность принимать их собственную форму в их собственное время. Это терпение есть распространение мягкости и веры на других; оно не имеет границ во времени. Вы никогда не теряете веру в глубинное добро других людей, в их способность воплотить в жизнь настоящий момент и принцип священного, в способность стать воинами в этом мире.

Мастер-воин ведет своих учеников с терпением; он также сообщает им мягкость, состояние свободы от агрессивности. Затем он руководит своими учениками, будучи истинным человеком - прочным и устойчивым. Если бы истина походила на флаг, треплющийся по ветру, вы никогда не знали бы, в какую сторону смотрите. Поэтому идея здесь в том, что быть истинным - значит быть прочным и вполне устойчивым подобно горе; вы можете положиться на здравый смысл мастера-воина. Он никогда не колеблется; он - вполне подлинный человек.

Поскольку ни в собственном состоянии ума мастера-воина, ни в его физическом существе нет страха, в его присутствии постоянно имеет место процесс помощи другим людям. Ум мастера-воина начисто свободен от лености. Бесстрашно двигаясь навстречу другим мастер-воин проявляет напряженный интерес к деятельности своих учеников, начиная с того уровня, где решается, что им приготовить на обед, до уровня состояния их ума - веселы они или печальны, радостны или подавлены. Поэтому между мастером-воином и его учениками могут естественно существовать взаимное понимание и юмор.

Но самое важное - в любой деятельности и в жизни мастера-воина, в каждом предпринимаемом им действии всегда наличествует магия - она всегда присутствует здесь. Во всех своих делах мастер-воин Шамбалы вводит своих учеников в фантастический мир царей Ригдэн, в пространство космического зеркала. Он постоянно побуждает учеников выйти за пределы самих себя, вступить в обширный и ослепительный мир реальности, где пребывает он сам. Эти побуждения для учеников заключаются не столько в том, что он всегда создает для них препятствия или подталкивает их. Скорее, его подлинное присутствие является постоянным побуждением быть подлинными и правдивыми.

В целом идея линии учений Шамбалы относится к нашей связи с изначальной мудростью. Такая мудрость доступна и чрезвычайно проста, но также обширна и глубока. Путь к деспотизму и коррупции лежит в привязанности к концепциям, в отсутствии доступа к чистой сфере, где неизвестны надежда и страх. В области космического зеркала никогда не было и речи о привязанности к концепциям или о сомнении; и те, кто провозгласили существование в людях истинного, врожденного, изначального добра, постоянно имели доступ к этой сфере, проявлявшейся в той или иной форме.

В течение столетий существовало много людей, искавших это наивысшее добро "и старавшихся поделиться им со своими собратьями-людьми. Для постижения этого добра требуется безупречная дисциплина и непоколебимая убежденность.. Проявившие бесстрашие в своих исканиях принадлежат к линии мастеров-воинов, независимо от своей религии, философии или веры. Таких вождей человечества и хранителей человеческой мудрости отличает их бесстрашное выражение мягкости и подлинности от имени всех живых существ. Мы должны отнестись с: почтением к их примеру и уважать проложенный ими для нас путь. Это отцы и матери Шамбалы; и они дали нам возможность среди этого века деградации увидеть просветленное общество.

Приложение

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШАМБАЛЫ

Практика сидячей медитации являет собой основу понимания и реализации всех принципов, рассмотренных в этой книге. Для лиц, интересующихся возможностью идти по пути воина, который был кратко здесь описан, система воспитания Шамбалы предлагает серию воскресных программ, где изучающих знакомят с: практикой сидячей медитации, а также с принципами видения Шамбалы. Первый вечер каждой такой программы представляет собой вводную лекцию. В течение остального времени даются личные наставления в медитации и производятся индивидуальные встречи с руководителем программы, а также лекции, групповые дискуссии и продолжительные периоды медитационной практики.

Система воспитания Шамбалы делится на пять частей:

1. Искусство быть человеком;
2. Рождение состояния воина;
3. Пробужденное сердце;
4. Открытое небо, или изначальный толчок;
5. Великое Солнце Востока, или единение неба и земли.

Система воспитания Шамбалы также предлагает программу повышенного обучения для завершивших подготовку на пятом уровне; с этой целью организуются разнообразные культурные и социальные мероприятия, открытые для участников программы, друзей и всех заинтересованных. Как видно из прилагаемого перечня, центры воспитания Шамбалы учреждены в следующих городах Соединенных Штатов, Канады и Европы.

Коротко об авторе:

Чогьям Трунгпа, основатель курсов подготовки Шамбалы, является также основателем и президентом Института Наропы, колледжа свободных искусств нового типа; в то же время он остается президентом Ваджрадхату, ассоциации более чем ста центров буддийской медитации и исследования буддизма в Соединенных Штатах, Канаде и Европе.

Мастер медитации школы кагью в тибетском буддизме и хранитель ее линии, Чогьям Трунгпа был верховным настоятелем монастырей Сурманг в Тибете; там он получил степень кхенпо, приблизительно соответствующую степени доктора богословия на Западе, В качестве составной части своего тибетского образования Чогьям Трунгпа также изучал и практиковал художественные дисциплины - каллиграфию, поэзию, танцы и живопись тхангка.

В 1959 году автору пришлось оставить родину; он бежал в Индию, и там, по назначению Его Святейшества Далай-ламы, он служил духовным воспитателем в домашней школе для молодых лам. В 1963 году он отправился в Англию, где прослушал курс в Оксфордском университете как стипендиат. Там он изучал западную философию, религию, искусство, английский язык. Находясь в Оксфорде, Чогьям Трунгпа также изучал японское искусство икэбана (искусство составления букетов) и получил степень учителя школы икэбана Могэцу.

В 1970 году Чогьям Трунгпа был приглашен в Соединенные Штаты Америки и с этого времени поселился в Боулдере, шт. Колорадо, читая лекции и проводя курсы медитации в различных местах Соединенных Штатов, Канады и Европы. Он написал много популярных книг по буддизму, среди которых: "Медитация в действии", "Преодоление духовного материализма", "Миф свободы", "Путешествие без цели". Предлагаемая здесь книга - его первая работа, посвященная учениям Шамбалы.

Чогьям Трунгпа широко известен как мастер медитации, учитель и ученый. Он также является и художником, образцы его каллиграфии, икэбана и орнаментальных узоров выставлялись в галереях Сан-Франциско, Лос-Анжелеса, в Денвере и Боулдере. Фильм о его художественной деятельности - "Открытие изящного" - можно получить через центр в Боулдере, шт. Колорадо.

"Силой веры в золотое Солнце Великого Востока
Да расцветет цветок лотоса мудрости Ригдэн,
Да рассеется мрак неведенья живых существ,
Да обретут все эти существа глубокую,
сияющую славу!".


Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100