Чогъям Трунгпа - Шамбала: Священный путь воина
Глава 5 Синхронизирование ума и тела

По книге:
Чогьям Трунгпа.
Преодоление духовного материализма
Миф свободы и путь медитации
Шамбала: Священный путь воина
Перевод: Н. Б.
Редакция перевода: И. Старых
Пер. с англ.— К.: «София», Ltd., 1993
© Оформление. И. Старых, 1993 © Редакция. И. Старых, 1993 © Макет. И. Петушков, 1993 © «София», Киев, 1993
ISBN 5—7101—0007—2


Предыдущая глава

«Синхронизирование ума и тела — это не какое-то понятие, не какая-то произвольная техника, придуманная кем-то для самоулучшения. Это скорее основной принцип человеческого существования, способ совместного использования чувственных восприятий ума и тела».

Выражение глубинного добра всегда связано с мягкостью; здесь имеет место не слабенькая, теплая, приторная мягкость, а чистосердечная бодрая мягкость с поднятой головой и крепкими плечами. Мягкость в этом смысле является следствием отсутствия сомнения, несомненности. Пребывание вне сомнений не имеет ничего общего с признанием ценности какой-то философии или концепции. Дело не в том, что вам необходимо обратиться в какую-то веру или быть объектом чьего-то крестового похода, пока у вас не исчезнет сомнение по поводу своих убеждений. Мы не говорим о людях, лишенных сомнений, которые становятся евангелистами-крестоносцами, готовыми пожертвовать собой за свою веру. Отсутствие сомнения — это доверие к сердцу, доверие к самим себе. Не иметь сомнения — значит находиться в связи с самими собой, почувствовать свои ум и тело синхронизированными. Когда ум и тело синхронизированы, тогда у вас нет никаких сомнений.

Синхронизирование ума и тела — это не какое-то понятие, не какая-то произвольная техника, придуманная кем-то для самоулучшения. Это скорее основной принцип человеческого существования, способ совместного использования чувственных восприятий, ума и тела. Тело можно уподобить фотоаппарату, а ум — фотопленке внутри камеры. Вопрос заключается в том, как пользоваться ими вместе. Когда фокус объектива и отверстия диафрагмы правильно установлены в соответствии со временем выдержки, вы способны получать хорошие снимки, точные фотографии, потому что вы синхронизировали аппарат и пленку. Подобным же образом, когда правильно синхронизированы ум и тело, вы обладаете ясным восприятием, обладаете особым ощущением несомненности; вы не ощущаете дрожи, колебания и близорукой озабоченности, которые делают ваше поведение совершенно ошибочным.

Когда ум и тело не синхронизированы, ваш ум иногда оказывается коротким, а тело длинным; иногда же ум длинный, а тело коротко. Поэтому вы не обладаете уверенностью даже в том, как взять со стола стакан воды. Иногда вы протягиваете руку слишком далеко, иногда не дотягиваетесь — и не можете взяться за стакан. Если ум и тело не синхронизированы, вы, стреляя из лука, не сумеете попасть в цель, а занимаясь каллиграфией, не сможете даже окунуть кисть в тушечницу, не говоря уже о том, чтобы провести ею штрих.

Синхронизирование ума и тела имеет также связь с тем, как мы синхронизированы или связаны с окружающим миром, как мы вообще с ним работаем. Этот процесс имеет две стадии, которые мы могли бы назвать «смотрением» и «видением». Мы могли бы также употребить выражение «слушать» и «слышать», «касаться» и «осязать»; но объяснить этот процесс синхронизации в понятиях зрения как-то легче. Смотреть — это ваша первая проекция; и если вы имеете какое-то сомнение, тогда ваше смотрение может обладать качеством неустойчивости, дрожи. Вы начинаете смотреть, а затем чувствуете колебание или озабоченность, потому что не доверяете зрению, поэтому иногда вам захочется закрыть глаза; вы не желаете более смотреть. А все дело в том, чтобы смотреть, правильно смотреть, видеть цвета — белый, черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый. Посмотрите! Это ваш мир! Вы не можете не смотреть. Другого мира нет. Это ваш мир, это ваше наслаждение. Вы унаследовали все это — эти глаза, этот красочный мир. Взгляните на величие всего этого мира, посмотрите! Посмотрите без колебания! Откройте глаза.

Не мигайте, смотрите, смотрите и еще раз — смотрите!

Тогда вы, может быть, и увидите нечто, и здесь будет вторая стадия. Чем больше вы смотрите, тем более вы любознательны, тем больше вам хочется увидеть. Процесс смотрения не ограничен, потому что вы — подлинный человек, чуткий, которому нечего терять, не с чем бороться. Вы можете смотреть много, смотреть дальше; тогда вы сможете увидеть нечто прекрасное. Фактически вы сможете почувствовать теплоту красного цвета, прохладу синего, богатство желтого, проникновенность зеленого — все сразу. Вы по-настоящему почувствуете окружающий вас мир. Это будет невероятным новым открытием мира, Вам захочется исследовать целую вселенную.

Иногда, воспринимая мир, мы воспринимаем его, не пользуясь языком. Мы воспринимаем его спонтанно при помощи доязыковой системы. Но иногда, глядя на мир, мы сперва произносим в уме слово, а потом воспринимаем. Иными словами, в первом случае имеет место непосредственное чувство, или восприятие, во втором — мы говорим себе, какой именно мы видим вселенную. Таким образом, вы или глядите и видите без помощи языка, или же видите мир сквозь фильтр своих мыслей, как бы разговаривая с собой. Каждый знает, на что это похоже — воспринимать вещи непосредственно. Напряженные эмоции — страсть, агрессивность, зависть,— не обладают языком; они чрезвычайно интенсивны при первой вспышке. А после этой первой вспышки вы начинаете думать: «Я вас ненавижу» или «Я вас люблю», или же говорите: «Следует ли мне любить вас так сильно?»,— т.е. в вашем уме начинается небольшой разговор.

Синхронизировать ум и тело — это смотреть и видеть непосредственно, не пользуясь языком. Это необходимо не из-за недостатка уважения к языку, а потому, что ваш внутренний диалог становится подсознательной болтовней. Вы нарабатываете собственную поэзию и сны наяву, вырабатываете собственные клятвы, ведете разговоры в уме с самими собой, со своим возлюбленным, со своим учителем — и все пни существуют в вашем уме. С другой стороны, когда вы чувствуете, что можете позволить себе освободиться от напряжения и воспринимать мир непосредственно, ваше зрение может расшириться. Вы можете видеть немедленно и в состоянии пробужденности. Ваши глаза начинают раскрываться все шире и шире, и вы видите, что мир так красочен, свеж и точен; каждый новый ракурс оказывается необычайным.

Таким образом, синхронизирование ума и тела связано с развитием бесстрашия. Говоря о бесстрашии, мы не хотим сказать, что вы испытываете желание прыгнуть со скалы или сунуть палец в огонь. Бесстрашие здесь скорее означает способность точно реагировать на мир явлений в целом. Оно просто значит, что вы проявляете и абсолютную прямоту по отношению к реальному миру, пользуясь чувственными восприятиями, умом, зрением. Это бесстрашное видение действует отраженным образом и на вас — на то, как вы видите самих себя. Если вы смотрите на себя в зеркало — на свои волосы, на зубы, на усы, на пиджак, на рубашку, на галстук, на свое платье, на свои ожерелья и серьги,— вы видите, что все это принадлежит данному месту, и вы, такой как есть, также принадлежите данному месту. Вы начинаете понимать, что имеете полное право находиться в этой вселенной, существовать в ней именно таким образом; вы видите, что этот мир проявляет по отношению к вам глубинное гостеприимство. Вы посмотрели и увидели; и вам нет нужды извиняться за то, что вы родились на этой Земле.

Такое открытие представляет собой первый отблеск того, что называют Великим Солнцем Востока. Когда мы здесь говорим о солнце, мы имеем в виду солнце человеческого достоинства, солнце человеческой силы. Великое Солнце Востока — это восходящее, а не закатное солнце; оно представляет рассвет, пробуждение человеческого достоинства, восход человека-воина. Синхронизирование ума и тела ведет к рассвету Великого Солнца Востока.



Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100