Чогъям Трунгпа - Шамбала: Священный путь воина
Глава 7 Кокон

По книге:
Чогьям Трунгпа.
Преодоление духовного материализма
Миф свободы и путь медитации
Шамбала: Священный путь воина
Перевод: Н. Б.
Редакция перевода: И. Старых
Пер. с англ.— К.: «София», Ltd., 1993
© Оформление. И. Старых, 1993 © Редакция. И. Старых, 1993 © Макет. И. Петушков, 1993 © «София», Киев, 1993
ISBN 5—7101—0007—2


Предыдущая глава

«Путь трусости состоит в том, чтобы прочно заключить себя в кокон, в котором мы увековечиваем свои стереотипы. Когда мы постоянно воссоздаем основные стереотипы поведения и мышления, у нас никогда не возникает необходимость выскочить на свежий воздух, стать на новую почву».

В предыдущей главе мы говорили о рассвете Великого Солнца Востока. Однако в общем мы гораздо более привыкли ко тьме мира закатного солнца, чем к свету Великого Солнца Востока. Поэтому следующий наш раздел имеет дело с тьмой. Под «тьмой» мы понимаем свою замкнутость в некотором привычном мире, где мы способны укрываться или спать,— как если бы нам хотелось вновь войти в утробу матери и навсегда в ней укрыться, чтобы можно было избежать рождения. Когда мы боимся пробудиться, боимся почувствовать собственный страх, мы создаем особый кокон, чтобы защитить себя от видения Великого Солнца Востока. Мы предпочитаем прятаться в джунглях и пещерах своей личности. Когда мы таким образом прячемся от мира, мы чувствуем себя в безопасности. Мы можем полагать, что успокоили свой страх, но на самом деле — мы лишь заставили себя онеметь от страха. Мы окружаем себя собственными привычными мыслями так, чтобы нас не коснулось ничто острое или болезненное. Мы так опасаемся собственного страха, что омертвляем свое сердце.

Путь трусости состоит в том, чтобы прочно заключить себя в кокон, где мы и увековечиваем свои привычные стереотипы. Когда мы постоянно воссоздаем основные стереотипы поведения и мышления, у нас никогда не возникает необходимости выбежать на свежий воздух, стать на новую почву. Вместо этого мы окутываем себя своим темным коконом, где нашим единственным сотоварищем оказывается запах собственного пота. Мы считаем этот гнетущий кокон своей наследственной принадлежностью; мы не хотим отдавать эти свои хорошие и плохие воспоминания. В коконе не танцуют; там не шагают, не дышат, даже не моргают глазами. Кокон удобен и вызывает сонливость; это прочный и очень знакомый дом. В мире кокона совершенно неизвестны такие вещи, как весенняя уборка помещения. Мы чувствуем, что на такую чистку потребуется чересчур много труда, слишком много забот. А нам хотелось бы лечь и спать.

Внутри кокона нет совершенно никакого понятия о свете, пока мы не почувствуем стремления к раскрытию, не пожелаем чего-то другого, чем запах собственного пота. Когда мы начинаем рассматривать эту удобную тьму, т.е. глядеть на нее, обнюхивать и ощупывать ее,— мы находим, что она является произведением клаустрофобии. Поэтому первым импульсом, выводящим нас из темного кокона к свету Великого Солнца Востока, будет страстное желание проветрить все вокруг себя. Как только мы начинаем чувствовать веяние свежего воздуха, мы понимаем, что наши руки и ноги скованы. Мы хотим потянуться и зашагать, даже попрыгать. Мы понимаем, что тут появляется альтернатива нашему кокону; мы обнаруживаем, что из ловушки можно освободиться. Благодаря желанию свежего воздуха, желанию ощутить восхитительное дуновение, наши глаза раскрываются, и мы начинаем искать другое окружение, альтернативу кокону. К своему удивлению, мы начинаем видеть свет, даже несмотря на то, что сначала он может казаться туманным. Именно в этом пункте происходит разрыв кокона.

Затем мы уясняем, что разрушенный кокон, скрывающийся внутри нас, сопротивляется разрыву, и мы хотим позволить свету проникнуть как можно глубже. В действительности же мы не включаем какую-то лампу, а просто шире открываем глаза, постоянно ищем самый яркий свет. И вот мы ощущаем особого рода лихорадку — лихорадку Великого Солнца Востока. Но нам нужно снова и снова оглядываться на тьму кокона. Для того, чтобы побудить себя двигаться вперед, мы должны оглядываться назад, видеть контраст с тем местом, откуда вышли.

Если мы не будем оглядываться назад, тогда у нас возникнут трудности по отношению к реальности закатного солнца. Понимаете, мы не можем просто отбросить мир кокона, несмотря на то, что он совершенно не нужен и омерзителен. Нам следует выработать подлинную симпатию к собственным переживаниям темноты, а также переживаниям темноты у других людей. Иначе наше путешествие из кокона станет просто одним праздничным днем н мире закатного солнца. Без ориентира, на который можно оглянуться, мы будем склонны создать новый кокон уже в мире Великого Солнца Востока. Потому что, оставив позади тьму, мы чувствуем, что можем просто купаться в солнечных лучах, лежа на песке и ни о чем не думая.

А когда мы оглядываемся на кокон и видим то страдание, которого так много в мире трусости,— это зрелище вдохновляет нас на движение вперед в нашем странствии на пути воина. Это не странствие в том смысле, что мы шагаем по пустыне в надежде догнать горизонт; это скорее такое странствие, которое развертывается внутри нас. Так мы начинаем ощущать Великое Солнце Востока не как нечто внешнее по отношению к нам, подобно солнцу на небе, а как Великое Солнце Востока внутри собственной головы, в плечах, в лице, в волосах, в губах, в груди. Если мы рассмотрим свою позу, свое поведение, свое существование, мы найдем, что атрибуты Великого Солнца Востока отражены в каждом аспекте нашего существа.

Это открытие приносит с собой особое переживание; мы чувствуем себя настоящими людьми. Физически и психологически, в домашней и духовной жизни мы чувствуем, что способны прожить свою жизнь с наибольшей полнотой. В нашей жизни возникает глубочайшее чувство здоровья и благополучия, как если бы у нас имелся слиток золота, тяжелый и объемистый, сияющий ярким блеском. В нашем существовании как людей есть что-то очень реальное и в то же время — весьма богатое. Из такого чувства и на окружающих может распространяться ощущение колоссального здоровья. Фактически, распространение здоровья на наш мир становится основной дисциплиной пути воина. Под дисциплиной мы подразумеваем не что-то неприятное и искусственное, навязанное нам извне. Эта дисциплина скорее представляет собой органический процесс, естественно распространяющийся из нашего собственного переживания. Когда мы сами чувствуем себя здоровыми и благополучными, мы способны также помочь в проецировании этого здоровья на других людей.

Это открытие приносит с собой естественный интерес ко внешнему миру. Обычно «интерес» возникает тогда, когда происходит нечто необычайное, что-то такое, что «заинтересовало» вас. Или же заинтересованность проистекает из скуки, когда вы отыскиваете что-то интересное, чтобы заполнить время. Интерес вспыхивает и тогда, когда вы чувствуете угрозу самим себе — вы становитесь весьма любознательными и внимательными, чтобы предохранить себя, устроить дело так, чтобы с вами не случилось ничего ужасного. Интерес воина возникает спонтанно, потому что в его (или ее) жизни уже налицо такое обилие здоровья и целостности. Воин чувствует, что мир полон естественного интереса — любой мир, какой может ему представиться: видимый, эмоциональный или какой-либо иной. Поэтому интерес, любознательность проявляется как свежее восхищение — восхищение вместе со свежестью и чуткостью.

Обыкновенно, когда вы чем-то наслаждаетесь, вы становитесь толстокожими, чувствуете уют. Вы говорите себе: «Какое это наслаждение — находиться здесь!» Это простое самоутверждение. Но в данном случае наслаждение имеет привкус боли, потому что вы чувствуете болезненность или неустойчивость в отношениях с окружающим миром. Фактически, нежность и печаль, как и легкость, на самом деле порождают некоторое чувство интереса. Вы так ранимы, что не можете не быть затронутыми вашим миром. Это своего рода спасающая благодать, или спасительная предосторожность, так что воин никогда не отклоняется в сторону и никогда не становится толстокожим. Всякий раз, когда существует интерес, воин также вновь возвращается к печали, к нежности, которая проецирует дальнейшую подлинность и вспышку дальнейшего интереса.

Великое Солнце Востока озаряет путь дисциплины воина. Аналогией этого явления можно считать лучи света, которые бывают видны, когда вы смотрите на восход солнца. Идущие к вам лучи света как будто прямо создают для вас дорожку, по которой вам можно идти. Таким же образом Великое Солнце Востока создает атмосферу, где вы можете постоянно двигаться вперед, все время восполняя расход энергии. Вся ваша жизнь непрерывно движется вперед, даже несмотря на то, что вы, может быть, делаете что-то совершенно однообразное — работаете на фабрике или в мясной лавке. Но что бы вам ни пришлось делать, каждая минута каждого часа оказывается новой главой, новой страницей. Воин не нуждается в цветном телевизоре или видеокассетах; ему не нужно читать комиксы, чтобы развлечься или поднять настроение. Мир, который продолжает свое движение вокруг воина,— это то, что есть; и в этом мире вопрос о развлечениях не возникает. Таким образом, Великое Солнце Востока обеспечивает средства для того, чтобы извлечь наивысшую пользу из вашей жизни. И вот тогда вы находите, что вам вовсе не нужно просить архитектора или портного переделать для вас ваш мир. В том пункте, где вы понимаете этот факт, может возникнуть более глубокое чувство пути воина — здесь вы становитесь подлинным воином.

Для истинного воина войны не существует. Это — воплощение идеи всепобеждающего состояния. Когда вы стали всепобеждающим воином, больше нечего побеждать, нет необходимости разрешать какие-то фундаментальные проблемы или преодолевать препятствия. Это состояние не основано на особом подавлении отрицательных сторон или на том, чтобы не обращать на них внимания. Но если вы оглянетесь назад и проследите всю свою жизнь, если посмотрите на то, кто вы такие, что вы такое, почему вы находитесь в этом мире, если вы рассмотрите все это шаг за шагом,— вы не найдете там каких бы то ни было фундаментальных проблем.

Дело здесь не в том, чтобы уговаривать себя, уверять себя в том, что все идет хорошо. Скорее, если вы взглянете по-настоящему, отойдете от всего своего существа и проверите его, вы обнаружите, что вы подлинны и хороши такие, каковы вы есть. На самом деле все существование в целом устроено хорошо, так что для всевозможных неприятностей остается очень мало места. Конечно, налицо постоянные трудности; однако ощущение трудного стимула совершенно отлично от чувства закатного солнца, которое говорит нам, что вы обречены на пребывание в своем мире, среди своих проблем. Иногда это видение Великого Солнца Востока пугает людей. Конечно, не зная природы страха, вы не можете освободиться от него. Но когда вы знаете свою трусость, когда знаете, где находится камень преткновения, вы можете перебраться через него,— и, может быть, для этого будет достаточно всего трех с половиной шагов.



Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100