Тендзин Вангьял Ринпоче
ТИБЕТСКАЯ ЙОГА
СНА И СНОВИДЕНИЙ
Часть Третья.
Практика йоги сновидений.
Глава 6. Осознанность

По книге: Тендзин Вангьял Ринпоче
ТИБЕТСКАЯ ЙОГА
СНА И СНОВИДЕНИЙ
Под редакцией
Марка Далби
“Карма Йеше Палдрон”,
Фонд буддийских изданий и переводов.Санкт-Петербург, 1999
(Tenzin Wangyal Rinpoche,THE TIBETAN YOGAS OF DREAM AND SLEEP,Edited by Mark Dahlby Snow Lion Publications Ithaca, New York 1998)

Предыдущая глава Оглавление

Когда кто-то говорит, что провел в ритрите много лет, это производит на нас большое впечатление, что совершенно справедливо. Если желаешь достичь просветления, такие усилия необходимы. Однако может показаться, что в нашей занятой жизни невозможно выкроить столько времени. Нам бы и хотелось сделать традиционный трехлетний ритрит, но мы считаем, что наши обстоятельства никогда этого не позволят. На самом же деле у всех нас есть возможность выполнить такую длительную практику. Из десяти следующих лет около трех мы потратим на сон. Бывает, в обычных сновидениях мы испытываем нечто приятное, но можем переживать и чувства гнева, ревности, страха. Возможно, подобные эмоциональные переживания нужны, но при этом не следует усиливать свои кармические склонности, чтобы потом не привязаться к эмоциям и фантазиям и не стать их рабами. Почему бы вместо этого не заняться практикой пути? Эти три года сна можно посвятить практике. Когда осознавание в сновидении станет устойчивым, можно выполнять любые практики, а некоторые из них — даже более эффективно и с большей пользой, чем занимаясь ими днем.

Йога сновидений развивает присущую каждому человеку способность к осознаванию во сне. В нашей ситуации осознанное сновидение — такое, при котором спящий осознает, что спит. Многие — вероятно, большинство людей — хотя бы раз в жизни имели осознанное сновидение. Может быть, это был кошмар, в котором вы поняли, что видите сон, и заставили себя проснуться, чтобы от него избавиться. Или это было всего лишь необычное переживание. Некоторые люди часто видят осознанные сны совершенно непреднамеренно. Когда предварительные и главные практики нераздельно войдут в жизнь практикующего, осознанные сновидения станут приходить все чаще и чаще. Сами по себе осознанные сновидения не являются целью практики, но представляют собой важный этап на пути этой йоги.

Осознанные сны имеют много уровней. На поверхностном уровне человек может понимать, что спит, но у него недостает ясности и способности воздействовать на сновидение. Осознавание то появляется, то исчезает, и логика сновидения берет верх над сознательными побуждениями спящего. На высшем же уровне осознанные сновидения могут быть невероятно яркими, даже более “реальными”, чем обычные переживания наяву. Со временем можно обрести большую степень свободы в сновидении и преодолеть ограничения ума, пока не сможешь делать буквально все, о чем только можно подумать.

Очевидно, что сновидения и реальность не принадлежат к одному и тому же измерению. Если во сне вы стали обладателем нового автомобиля, это не значит, что утром вам уже не придется ехать на работу на автобусе. В этом смысле можно сказать, что сновидения не дают удовлетворения: мы понимаем, что они “нереальны”. Тем не менее, чтобы разрешить психологические проблемы или преодолеть нарушения энергии, результаты, полученные в сновидении, можно распространить на состояние бодрствования. Но, что еще важнее, в сновидении можно бороться с ограничениями ума и преодолевать их. На самом деле мы развиваем гибкость ума — вот что главное.

Почему гибкость ума так важна? Потому что косность ума, ограничивающие заблуждения, которые омрачают знание и сужают область переживаний, заманивают нас в ловушку ложной реальности и мешают обрести свободу. На протяжении всей этой книги я постоянно обращаю ваше внимание на то, как неведение, влечение и неприязнь обусловливают нас и держат в клетке кармических склонностей. Чтобы продвинуться на духовном пути, следует уменьшать влечение и неприязнь, пока мы не сможем постичь неведение в самой его основе и обнаружить таящееся в нем знание. Достаточно развитая гибкость ума — это такая способность, которая позволяет нам преодолеть влечение и неприязнь. Она позволяет увидеть все в новом свете и реагировать позитивно, а не слепо повиноваться привычным для нас рефлексам.

Разные люди в одних и тех же обстоятельствах ведут себя по-разному. Одни проявляют большую привязанность, а другие — меньшую. Чем больше привязанность, тем сильнее влияют на нас кармические обстоятельства и тем больше мы зависим от переживаний, с которыми сталкиваемся. Обладая достаточной гибкостью, мы выходим из-под власти кармы. Зеркало не выбирает, что ему отражать: его чистая природа готова принять и отпустить все, что угодно. В этом смысле зеркало обладает гибкостью, поскольку ничего ни притягивает к себе и ничего не отталкивает. Оно не пытается удержать одно отражение и отказать в проявлении другому. У нас такая гибкость отсутствует, поскольку мы не понимаем, что все наши впечатления — всего лишь отражения собственного ума.

В осознанных сновидениях мы учимся преображать все, с чем сталкиваемся. Нет таких ограничений, которые нельзя было бы сломать в сновидении: мы можем делать все, что угодно. По мере того, как мы ломаем привычные рамки восприятия, ум становится все более податлив и гибок. Вначале мы развиваем осознанность в сновидениях, затем — гибкость, а потом применяем эту гибкость ума ко всем аспектам своей жизни. Приобретя опыт преображения привычных явлений и отпуская их на волю, мы меньше от них зависим. Убедившись в относительности и послушности всех впечатлений, мы уменьшаем их гнет.

Как во сне можно преображать сновидения, так и в состоянии бодрствования можно преображать эмоциональные состояния и умозрительные ограничения. Убедившись на собственном опыте в том, что все воспринимаемое по своей природе послушно и похоже на сновидение, мы можем преобразить депрессию в счастье, страх в отвагу, гнев в любовь, отчаяние в веру, рассеянность в присутствие. Все неблаготворное мы можем превратить в благотворное. Тьму превратить в свет. Ограниченное и косное — в открытое и широкое. Бросьте вызов ограничениям, которые вас стесняют. Задача таких практик — сделать осознанность и гибкость нераздельными с любым мгновением жизни, избавиться от той гнетущей ограниченности, с которой мы воспринимаем реальность, объясняем ее и попадаем в плен заблуждений.

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ

Учение предлагает много практик, которые можно выполнять в сновидениях после того, как будет развита осознанность. Первый шаг в развитии гибкости в сновидении, как и в состоянии бодрствования, — понять, что такая возможность существует. Когда мы уясняем, какие возможности дает учение, ум включает их в свой арсенал. Мы получаем способность испытывать такие переживания, о которых прежде даже не имели представления.

У меня есть портативный компьютер, -заниматься с которым очень интересно. Щелкну по одной из иконок на экране — откроется какой-то файл. Щелкну по другой — появится что-то иное. Так и наш ум. Переключить на что-то внимание — все равно что щелкнуть по иконке: внезапно появляется череда мыслей и образов. Ум все время щелкает, переключаясь с одного на другое. Иногда мы как будто открываем два окна сразу: с кем-то разговариваем и одновременно думаем о чем-то другом. Обычно мы не считаем это раздвоением личности, в сновидении же мы можем проявить сразу множество “я”: не просто разделить свое внимание, а сами разделиться на множество одновременно существующих тел сновидения.

Как-то раз, наигравшись днем с компьютером, во сне я увидел, что смотрю на экран с появляющимися иконками, по которым могу мысленно щелкать, изменяя все окружающее. Появилась иконка леса, и я, щелкнув по ней, оказался в лесу. Затем иконка океана — и я оказался посреди океана. Возможность это сделать уже существовала в моем уме, но способ, благодаря которому переживание смогло проявиться, возник при взаимодействии с компьютером. Наши мысли и переживания вызывают появление дальнейших мыслей и переживаний. На этом основана практика сновидений. Учение знакомит нас с новыми представлениями, с новыми возможностями и с новыми средствами осуществления этих возможностей. Нам же остается проявить их в сновидениях и в состоянии бодрствования.

Например, в учении говорится о том, что в сновидениях можно увеличивать количество предметов. Допустим, мы видим во сне три цветка. Благодаря осознаванию, что мы видим сон, и послушности сновидения нашей воле мы при желании можем сделать сто цветков, тысячу цветков, дождь цветов. Но сначала нужно знать о такой возможности. Если мы не знаем о такой опции, как умножение объектов, то эта опция для нас не существует.

Западные исследователи сновидений обнаружили, что можно усовершенствовать свои навыки, упражняясь в них в сновидениях и в мечтах. Понимание этого существовало в учениях много веков назад. Используя сновидения, мы можем изменить привычный образ жизни в этом мире, уменьшив неблагоприятное и увеличив благоприятное. Этот способ нужно не только направить на улучшение способностей, помогающих нам в повседневной жизни, но и применять его на самых глубоких уровнях жизни духовной. Такая высшая, всеобъемлющая цель всегда автоматически включает в себя и цель низшего порядка. Если работать для достижения относительных результатов полезно, то после достижения просветления не остается вообще никаких проблем.

В “Материнской тантре” перечисляется одиннадцать разновидностей впечатлений, которые видимые проявления обычно вызывают в уме. Их всех нужно узнавать, проверять и преображать. Принцип для всех одинаков, но полезно обдумывать каждое из них по отдельности, чтобы дать своему уму возможность их преобразить. Эти разновидности таковы: величина, количество, качество, скорость, достижение, преображение, эманация, путешествия, способность видеть, встречаться и ощущать.

Величина. В сновидениях величине мы обычно уделяем мало внимания, но в состоянии бодрствования — довольно много. Величина бывает малая и большая. Измените свой рост в сновидении: станьте маленькими, как насекомое, а затем большими, как гора. Сделайте из большой проблемы маленькую. Возьмите красивый цветочек и сделайте его большим, как солнце.

Количество. Если во сне вы видите одного будду, увеличьте их число до ста или тысячи. Сделайте из тысячи проблем одну. В сновидении вы можете сжечь семена зарождающейся кармы. Используя осознавание, управляйте сновидениями, а не управляйтесь ими. Смотрите сон, а не позволяйте, чтобы он вам снился.

Качество. Когда люди постоянно испытывают неприятные переживания, это происходит только потому, что они не знают, что переживания можно изменять. Следует не забывать о способности все изменять и пользоваться ею во сне. Когда в сновидении вы сердитесь, превратите это чувство в любовь. Можно изменять страх, ревность, гнев, жадность, чувство постоянного ожидания и тупость. Ни одно из этих чувств не приносит пользы. Скажите себе, что их можно преодолеть, призвав на помощь преображение. Можно даже высказать это вслух, чтобы укрепить свое знание. Получив опыт преображения чувств в сновидении, вы сможете применять его в состоянии бодрствования. Так вы увеличиваете свою свободу и гибкость и освобождаетесь от прежней зависимости.

Скорость. В сновидении всего за несколько секунд можно достичь очень многого, потому что все заключается в уме. Замедлите переживание, пока каждое мгновение не станет целым миром. Посетите за одну минуту сотню мест. В сновидении есть только одно препятствие — ограниченность вашего воображения.

Достижение. В сновидении можно достичь всего того, что вам не удалось исполнить в жизни. Выполняйте практики, пишите книги, переплывите океан, завершите все, что необходимо.

Через год после кончины моей матери она пришла ко мне в сновидении и попросила о помощи. Я спросил, что мне сделать для нее. Она дала мне рисунок ступы и попросила ее построить. Я понимал, что вижу сон, но отнесся к этому заданию как к реальности. В то время я жил в Италии, где существует множество ограничений на строительство и законов о зонах застройки. Я не знал, как достать разрешение, деньги, получить землю. Поэтому я решил обратиться к своим охранителям. Вот что советует “Материнская тантра”: столкнувшись с задачей, кажущейся вам неразрешимой, попросите о помощи охранителей сновидений.

Я попросил о помощи, и охранители явились. Во сне я увидел гигантское дерево бодхи, которое охранители внезапно превратили в ступу. В нашей традиции считается, что построить ступу для умершего — значит помочь ему войти в следующее рождение. В моем сне мать была радостной и довольной, как и я сам. Я понимал, что сделал для нее нечто важное, то, чего, вероятно, не случилось в Индии, где она умерла. Теперь это произошло и мы оба, и мать, и я, были счастливы. Это чувство вошло и в мою жизнь наяву.

Достижения в сновидении влияют на жизнь в состоянии бодрствования. Работая с переживанием, вы работаете с кармическими следами. Используйте сновидение, чтобы выполнить то, что для вас важно.

Преображение. Пробуйте все. Преобразитесь в птицу, в собаку, в гаруду, во льва, в дракона. Из злого человека преобразитесь в сострадательного, из ограниченного и завистливого — в открытого, чистого будду. Преобразитесь в йидама и в дакини. Это очень сильно способствует развитию гибкости и преодолению привычки не выходить за рамки собственного “я”.

Эманация. Она похожа на преображение. Преобразившись в йидама или в будду, эманируйте множество тел, которые могут принести пользу другим существам. Разделитесь на два тела, затем на три, на четыре, на столько, сколько сможете, а затем еще больше. Сломайте ограничения, заставляющие вас воспринимать себя как одно обособленное “я”.

Путешествия. Начните с мест, где вы хотели бы побывать. Хотите попасть в Тибет? Отправляйтесь туда. В Париж? Пожалуйста. Куда вы всегда мечтали попасть?

Дело не в том, чтобы просто куда-то попасть, — это нечто вроде путешествия. Сознательно направляйте себя к цели. Вы можете отправиться в другую страну или в чистую землю, где нет никакой скверны. Или совершить перелет на другую планету или в такое место, которое не видели много лет, или на дно океана.

Способность видеть. Постарайтесь увидеть то, чего не видели прежде. Видели ли вы когда-нибудь Гуру Ринпоче? Тапихрицу? Христа? Теперь можете. Видели ли вы Шамбалу или недра Солнца? Видели деление клеток или свое сердце, бьющееся на вершине горы Эверест, или то, что видит глаз пчелы? Придумывайте себе цели и осуществляйте их в сновидении.

Способность встречаться. В тибетской традиции есть много историй о людях, встречавшихся в сновидениях с учителями и охранителями, с дакини и т. д. Возможно, вы ощущаете связь с учителями прошлого — так повстречайтесь с ними. А при встрече сразу же спросите, можно ли увидеться с ними еще раз. Это увеличит вероятность следующей встречи. Затем попросите учений.

Способность ощущать. Используйте сновидения, чтобы ощутить то, чего вы еще не ощущали. Если у вас нет уверенности относительно своего переживания ригпа, получите его в сновидении. Вы сможете ощутить переживания любых мистических состояний пути, утонченных или простых. Сможете дышать в воде как рыба или проходить сквозь стены, или стать облаком. Сможете пересечь всю вселенную как луч света или упасть с неба как дождь. Вы сможете исполнить все, что задумаете.

Выйдите за пределы перечисленных разновидностей переживаний: ведь это только примеры. В своих переживаниях мы опираемся на такие привычные категории, как скорость, величина, количество и т. д., поскольку привыкли верить в реальность этих относительных понятий. Исчезновение ограничений в уме приводит нас к свободе, которая представляет собой основу ума. Если вам снится грозный огонь, превратитесь в пламя; если снится поток воды, превратитесь в воду. Если за вами гонится демон, превратитесь в еще большего демона. Станьте горой, леопардом, красным деревом. Станьте звездой или лесом. Превратитесь из мужчины в женщину, а потом — в сотню женщин. Или же превратитесь из женщины в богиню. Превращайтесь в животных: в ястреба, парящего высоко над землей, или в паука, плетущего паутину. Превратитесь в бодхисаттву и проявитесь в сотне мест одновременно или во всех тридцати трех адах, чтобы помочь находящимся там живым существам. Превратитесь в Сингхамукху, в Падмасамбхаву или в любое другое божество, йидама или дакини. Эта практика не отличается от тантрийской практики преображения. У нее те же цели и задачи, но в сновидении такую практику выполнить намного легче: вы действительно преображаетесь. В сновидении доступны бесконечные переживания преображения.

Путешествуйте всюду, где вы когда-нибудь хотели побывать: на горе Меру, в недрах земли, на других планетах, в других мирах. Почти каждую ночь я возвращаюсь в Индию — самый дешевый способ путешествовать. Отправляйтесь в миры богов, в ад, в мир демонов. Это только воображение, на самом деле вас там не будет. Но вы ослабите тиски, сжимающие ваш ум.

Участвуйте в практиках и пуджах богов и богинь. Общайтесь с пятью семействами будд. Пролетайте сквозь землю. Путешествуйте внутри собственного тела. Сделайтесь большими как Земля, а потом еще больше. Или малыми как атом, тонкими как бамбук, легкими как летучая пыльца.

Принцип развития гибкости более важен, чем подробности сновидения — так способность хрусталя испускать свет более важна, чем цвет лучей, которые ему случается отражать. Содержащиеся в учениях наставления не должны превращаться в дополнительные ограничения. Придумывайте новые возможности и проявляйте их, пока все, что кажется пределами ваших ощущений, вмиг не станет хрупким и не способным связывать. Осознанные сновидения привносят больше света в рассудочный ум, а упражнение в гибкости развязывает стягивающие его узлы обусловленности. Поскольку нас обусловливает кажущаяся вещественность предметов, с которыми мы сталкиваемся в своих переживаниях, их следует преображать — делать сияющими и прозрачными. Поскольку нас обусловливает кажущаяся вещественность мыслей, их следует растворять в безграничной свободе ума.

Есть основной принцип духовного путешествия, которого мы должны придерживаться даже в свободе сновидения. Возможности сновидения безграничны: мы можем вносить в сновидение любые изменения, какие пожелаем. Однако важно и то, чтобы изменения делались в лучшую сторону, то есть в том направлении, которое максимально служит целям нашего духовного пути. Действия, предпринимаемые нами в сновидении, оказывают на нас такое же внутреннее влияние, как и действия наяву. В сновидении есть огромная свобода, но нет свободы от кармических причин и следствий, пока мы не освободимся от двойственности. Нам требуется терпение и твердое намерение развить гибкость, необходимую для свержения власти неблагой кармы.

Старайтесь сломать рамки переживания, снять гнет обусловливающих и ограничивающих убеждений. Ум удивителен: он способен все это сделать. Ваша личность более гибка, чем вы можете представить. Просто нужно осознать возможность изменить свое восприятие и самого себя — и эта возможность станет реальностью. Если вы убеждены, что ничего не можете поделать, то обычно так оно и бывает. Это очень просто и вместе с тем очень важно. Как только вы заявляете, что способны что-то сделать, это становится началом.

Относитесь к своим сновидениям с уважением и объединяйте все переживания сновидений, как и жизнь наяву, с путем. Использовать сновидения для расширения свободы от ограничений, для преодоления препятствий на пути и, в конечном счете, для распознавания своей истинной природы и истинной природы явлений — значит использовать их мудро.

<<Предыдущая глава Следущая глава>> Оглавление



Созвучные материалы:

Обсудить  Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100