37 факторов Просветления

   

В более подробном объяснении Пять Путей подразделяются на 37 шагов, которые называются 37 факторами Просветления. Это - три раза по четыре фактора на Пути Накопления, два раза по пять факторов па Пути Соединения, семь факторов на Пути Видения и восемь факторов на Пути Медитации, или Взращива-ния.

1.Путь Накопления подразделяется на меньший, средний и высший уровень.

Меньший Путь Накопления состоит из четырёх видов внимательности:
* Внимательности по отношению к телу
* Внимательности по отношению к чувствам
* Внимательности по отношению к уму
* Внимательности но отношению к явлениям
В начале существа нуждаются в общих и особых противоядиях против привязанности:

Наблюдать за своим телом, вникая в восемь видов мыслей - например, видеть тело как скелет, и так далее.

Думать, что чувства являются страданием, лишённым всякой сути, как банановое дерево.

Придерживаться мыслями дыхания и понимать отсутствие самости, а также окончательный смысл, практикуя Пребывание в Покое и Глубинное Видение (по-тибетски Шинэ и Лхагтонг).

Все ментальные факторы и все аспекты сознания подобны иллюзиям. Без сознания не было бы привязанности, то есть не было бы ментальных факторов. Все явления происходят из этого.

Это описание показывает, в то же время, как четыре вида внимательности противодействуют привязанности к Пяти Скандхам. Таким образом мы направляем свой ум к четырём аспектам - тела, чувств, мыслей и внешних явлений. Анализируя их с помощью мудрости и медитируя таким образом на меньшем Пути Накопления, мы приходим к пониманию Четырёх Благородных Истин (см. также Бодхичарьяватару, главу 9).

В Мадхьянта Внбханге (по-тибетски У та Нам Дже) от Майтрейи/Асанги, приводится причина, почему четыре вида внимательности соответствуют Четырём Благородным Истинам:

«Вследствие негативной основы» - тела; этот вид внимательности соответствует Истине Страдания, поскольку тело является основой страданий.

«Вследствие привязанности»; у нас есть мешающие эмоции, а они - источник страданий.

«Потому что ум является основой для веры в истинно существующее я»; распознав истинную природу мыслей, можно достичь прекращения страданий. В медитации на Ламу (на санскрите -Гуру-Йога), содержащейся в Подготовительных Практиках (по-тибетски Нёндро), это выражено так: «Пожалуйста, дай своё благословение, чтобы я узнал свой ум как нерождённый» (по-тибетски «Ранг сем кье ме тог пар джин гьи лоб»).

«Поскольку больше нет неведения по отношению ко всем явлениям»; то есть, мы знаем, что нужно отбросить, а что практиковать, и поэтому понимание всех явлений - это Истина Пути.

И здесь есть прямое соответствие Четырём Печатям:

«Все составные явления непостоянны». Любая физическая форма, будучи состоящей из Скоплений, подвержена страданию, а именно страданию существования.

«Всё загрязнённое есть страдание». Загрязнения, мешающие эмоции - источник страданий.

«Только Нирвана является Освобождением и покоем». Это соответствует Истине Прекращения.

«Все явления Самсары и Нирваны пусты в смысле отсутствия у них неотъемлемого существования и - без самости». Как мы уже видели, внимательность по отношению к явлениям соответствует пути и в этом смысле - Истине Пути.

Теперь продолжим объяснение 37 факторов Просветления.

Следующая часть - средний Путь Накопления. Сюда включаются Четыре Вида Совершенного Отказа:

Мы не позволяем возникать тому, что ещё не возникло, а именно - негативным действиям.

Мы отбрасываем то, что уже возникло, а именно негативные действия, уже совершённые нами. Этого больше не нужно делать в будущем.

Мы позволяем возникнуть тому, что ещё не возникло, то есть позитивным действиям.

Мы позволяем увеличиться тому, что уже возникло. Все позитивные действия нужно развивать дальше.

Вкратце: «Не порождайте негативных действий. Если они уже совершились, отбрасывайте их. Относительно позитивных действий делайте обратное».

Высший Путь Накопления состоит из Четырёх Магических Опор:

* Магическая Опора устремлённости к Дхарме
* Магическая Опора усердия
* Магическая Опора однонаправленного состояния ума
* Магическая Опора анализа. Это - четыре вида состояний стабильного сосредоточения (на санскрите Самадхи), которые вырабатываются один за другим: «Если вы развили Самадхи устремлённости на основе усердия, вы обретёте однонаправленное состояние ума. То же произойдёт, если вы развили Самадхи, анализирующее поучения».

Для практики Самадхи важно поддерживать тело свободным от мирской активности, а ум свободным от привязанности к мыслям.

2 Путь Соединения содержит две группы из пяти пунктов:

Пять Способностей и Пять Сил веры, усердия, внимательности, медитативного сосредоточения и мудрости.

Пять Способностей вызывают появление явного блага - мира людей и мира богов, а также полного Освобождения.

Пять Сил увеличивают Пять Способностей и предотвращают противоположное - то есть пять ошибок, включая отсутствие веры и так далее.

Вера означает развитие уверенности в своей медитации по отношению к Четырём Благородным Истинам, а именно - в том, что нужно знать и что нужно отбросить.

Практиковать с усердием означает проявлять радостное усилие для постижения таковости Четырёх Благородных Истин.

Практиковать с внимательностью означает не забывать объект сосредоточения, который позволяет нам постичь таковость Четырёх Благородных Истин, окончательную истину.

Медитативное сосредоточение означает практиковать однонаправленность ума.

Мудрость (по-тибетски Ше Раб) означает умение анализировать в своей практике каждый из аспектов Четырёх Благородных Истин в Хинаяне и различать аспекты пустоты в Махаяне.

Строфа из «Сокровищницы знания», посвящённая объяснению Пути Соединения, начинается с объяснения высшего Пути Накопления:

«Самадхи устремлённости, усердия, однонаправленности ума и анализа, четыре аспекта, которые приносят несомненное понимание, связывают с шестнадцатью аспектами Четырёх Благородных Истин (на Пути Видения) так, что применяются по два раза вера, усердие, внимательность, меди тативное сосредоточение и мудрость».

В первый раз они применяются по отношению к Пяти Способностям, а во второй раз - к Пяти Силам.

В ходе обретения Пяти Способностей мы одновременно проходим два уровня, «Жара» и «Пика», а в ходе обретения Пяти Сил - другие два уровня, «Терпения» и «Высшей Мирской Дхармы».

Первая стадия называется «Тепло», или «Жар». При трении двух кусков дерева друг о друга сначала появляется сильное тепло и потом - пламя. Таким же образом мы, благодаря постоянной практике, приближаемся к Пути Видения.

Вторая стадия называется «Пик». С ней связано множество позитивных действий, которые достигают здесь наивысшего уровня.

Третья стадия называется «Терпение». Это означает, что мы всегда уравновешенно воспринимаем объяснения о действительности - такие, как поучения о Высшем Знании (по-тибетски Лхагтонг) и так далее. Мы - в стабильном состоянии ума, и больше нет никакой неопределённости. Мы развили совершенное терпение относительно поучений о пустоте и так далее.

Четвёртая стадия - Высшая Мирская Дхарма; это название означает, что на самсарическом уровне существования нет ничего, приносящего больше заслуги.

Посредством совершенствования в Пяти Способностях и Пяти Силах устанавливается связь с шестнадцатью аспектами Четырёх Благородных Истин.

3.В Махаяне на Пути Видения шестнадцать аспектов переживаются в одном Самадхи без отклонений, поскольку это постижение нельзя разделить на отдельные аспекты.

Однонаправленная медитация на эти шестнадцать моментов приносит обретение Семи Ветвей на Пути Просветления. Это - следующие качества: внимательность, различающая мудрость, усердие, радость, гибкость, медитативное сосредоточение и равностность.

Полная внимательность означает не забывать объект медитации, объект Пути Видения.

Полное различение явлений означает понимать таковость явлений. Это суть Пути Видения.

Полное усердие означает находить удовольствие в совершении позитивных действий. Устраняется страдание и достигается уверенность.

Полная радость - это незапятнанная радость, приносящая пользу телу и уму.

Полная гибкость означает, что тело и ум становятся работоспособными.

Полное Самадхи - это однонаправленность ума, свобода от омрачающих состоянии.

Полная равностность означает, что мы никогда не выходим из равновесия, не впадаем ни в тупое и вялое, ни в лихорадочно приподнятое состояние ума. Это по природе своей соответствует свободе от омрачающих состояний ума.

4.Путь Медитации заключается в постижении природы своего ума.
Это постижение обретается на Пути Видения и углубляется на Пути Медитации. Здесь говорится о Восьмеричном Пути Благородных: правильный взгляд, правильное осознание, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность и правильное Самадхи.

1. Правильный взгляд означает понимание того, зачем нужно оставаться в состоянии медитативного равновесия, и это понимание помогает распознавать вещи в фазе после медитации (распознавание относительной и абсолютной истины).
2. Правильный взгляд обуславливает правильное осознание, то есть, знание того, что следует говорить и как себя вести. Мы осознаём природу ума.
3. Из этого осознания возникает правильная речь. Мы знаем, что можно говорить другим, или как лучше высказаться. У пас всегда правильная мотивация.
4. Правильные действия означают, что положен конец негативному.
5. Правильный образ жизни означает практиковать чистое поведение - не лгать, не воровать и так далее. В результате этого чувственное восприятие ощущается чистым.
6. Правильное усилие означает знать, что следует отбросить, и это даёт возможность всегда применять верное противоядие.
7. Правильная внимательность означает никогда не забывать объект сосредоточения, оставаться в Самадхи и осуществлять правильный анализ.
8. Правильное медитативное сосредоточение означает преодолевать особые препятствия и практиковать правильную концентрацию. Это будет способствовать развитию особых качеств, таких, как пять или шесть видов сверхчувственного восприятия.

37 факторов Просветления (12+10+7+8) подробно объясняются в «Ута Нам Дже» от Май-трейи/Асанги.

5 Наконец, Путь без Учения. Это ещё одно описание совершенства Состояния Будд.

Созвучные материалы:
 

Обсудить  Учение  Главная  страница