Четыре благородные истины Просветленного
(c) Дзогчен Чога Кхенпо Ринпоче и центр Шри Сингха

Первая истина

Что такое страдание? Это обретение того, чего мы не желаем и отсутствие того, чего мы желаем. Как обретение, так и отсутствие являются созреванием неблагой кармы, в то время как желание и нежелание являются неблагим мышлением. Поэтому страдание - это неблагое мышление и неблагая карма.

Есть три вида страдания: страдание страдания, страдание перемены и всепроникающее страдание. Страдание страдания - это переживание боли, голода и т.п. - того, что люди считают страданием. Страдание перемены - это разлука, изменение и любое другое окончание чего-либо желаемого и приятного. Всепроникающее страдание - это неведение, сохраняющееся в нашем мышлении вплоть до полного просветления.

Взгляните вокруг: кто хочет страдания? Никто, включая вас.

Почему же никто не хочет страдания? Потому что оно не является нашей природой. Все существа не хотят страдания и не забывают об этом ни на мгновение независимо от вида, пола, возраста, национальности, образования и т.п., так как страдание не является нашим естественным состоянием.

Первая истина говорит о страдании неслучайно. Без понимания страдания нет причин что-либо менять. Нет необходимости изучать и практиковать какое-либо учение и путь. Первое учение Будды основано на том, из-за чего оно было преподано.

Вторая истина

Почему мы страдаем? Из-за созревания неблагой кармы - неблагого мышления в прошлом - и неблагого мышления в настоящем.

Что такое неблагое мышление? Это мышление, которое несет вред нам самим и всем существам. Это гнев, зависть, жадность, гордость и неведение.

Гнев - это желание кому-либо страдания и нежелание кому-либо счастья. Различают множество видов гнева, однако в сущности все сводится к определению выше. Гнев является наиболее сильным и очевидным неблагим мышлением, поэтому его легче всего заметить. Гнев накапливает причины для рождения в мире адов и сам по себе является мини-копией ада. Одна секунда гнева порождает в 100 раз больше неблагой кармы, чем одна секунда зависти.

Зависть - это недовольство чужим счастьем и радость чужому страданию. Зависть может возникнуть при виде чужого счастья или страдания, при слышании об этом, при воспоминании об этом и т.п. случаях. Она может быть как сильной в случае наблюдения чьего-то успеха, так и неявной в случае удовольствия от наблюдения нанесения ущерба боевикам в выпуске новостей. Для зависти нужно меньше всего логических оснований, поэтому часто она возникает на пустом месте. Зависть накапливает причины для рождения в мирах асуров, вечно недовольных счастьем богов. Одна секунда зависти порождает в 100 раз больше неблагой кармы чем одна секунда жадности.

Жадность - это заблуждение насчет причины, источника вашего счастья. В целом можно выделить два основных вида жадности: "погоня за счастьем" и "сжимание счастья". "Погоня за счастьем" заключается в поиске источников счастья вовне и в будущем. Наиболее характерным словом для этого вида жадности является слово "тогда": "Если у меня будет машина, тогда я буду счастлив", "Когда наступит отпуск, тогда я буду счастлива" и т.п. "Сжимание счастья" заключается в видении источника счастья в своих владениях. Оно характеризуется нежеланием потерять эти источники, так как вместе с ними будет потеряно счастье. Жадность накапливает причины для рождения в мире голодных духов. Одна секунда жадности порождает в 100 раз больше неблагой кармы чем одна секунда гордости.

Гордость - это нежелание себя менять. В целом различают два основных вида гордости: горячую и холодную. Горячая гордость - это нежелание что-либо менять, полагая что все уже в порядке, совершенно. Например, уверенность в отсутствии необходимости уменьшать гнев или жадность, так как они являются неотемлимой и гармоничной частью вашей жизни. Холодная гордость - это нежелание что-либо менять, полагая что вам в данный момент это не по силам. Например, осознавание наличия у себя вредных привычек и нежелание избавиться от них в силу недостатка времени, энергии, уверенности, навыков, сил, неготовности и т.п. Гордость накапливает причины для рождения в мире богов. Одна секунда гордости порождает в 100 раз больше неблагой кармы чем одна секунда неведения.

Неведение - это недостаток знания и осознавания. В целом есть два основных вида неведения: неведение относительно себя и неведение относительно происходящего. К неведению относительно себя относится неведение того, что мы - лишь мышление настоящего мгновения и того, что наша природа - это Будда. Неведение относительно происходящего - это неведение закона кармы: причины и следствия. Неведение является корнем всего неблагого мышления. Само по себе оно является наиболее слабо выраженным неблагим мышлением, которое накапливает причины для рождения в мире животных.

Погоня за восьми мирскими целями накапливает причины для рождения в мире людей. Восемь мирских целей таковы: нажива, наслаждение, известность, похвала, отсутствие утрат, отсутствие страдания, отсутствие позора и отсутствие осуждения. В целом следствие всегда схоже с причиной, поэтому вы можете испытать в миниатюре страдания того или иного из шести миров существ уже сейчас, во время накопления соответствующей причины - того или иного неблагого мышления.

Очень важно понимать, что ваше страдание и его причины существуют только в вашем мышлении. Вовне есть лишь условия вашего страдания. Это ключевой момент учения об источниках страдания. Именно заблуждение о нахождении источника страдания движет существ к дальнейшему накоплению причин страдания, дальнейшему перерождению.

Причиной вашего страдания является только ваше неблагое мышление. Таким образом, каким бы свинским образом с вами не поступали, необходимо помнить, что испытываемое при этом страдание - в основном результат вашего неблаго мышления в прошлом и лишь в небольшой степени влияние неблагого мышления других существ. Однако, это ни коим образом не отменяет неприятные обидчику ответные действия, если они основаны не на гневе и жадности, а на желании предотвратить подобный негатив с его/ее стороны по отношению к другим в будущем.

Все определяется причинами. Наличие и сила условий целиком и полностью зависит от причины. Если у вас неблагое мышление, вы естественным образом притянете к себе неблагое мышление других и увеличите степень своего страдания. Взгляните на свою жизнь: когда у вас неблагое мышление, вы намного легче теряете терпение, испытываете больше боли, подвержены бoльшим нападкам со стороны других. Для того, чтобы уберечься от вреда извне вам не нужно менять окружающий мир, который представляет собой лишь условия, достаточно избавиться от своего неблагого мышления - причины, которая притягивает эти условия.

Помимо упомянутого выше никогда не стоит забывать о том, что уменьшая свое неблагое мышление, вы уменьшаете не только свое страдание, но и страдание всех существ.

Вторая истина была преподана Буддой для того, чтобы осознав страдание, увидеть его источник - неблагое мышление.

Третья истина

Что такое счастье? Это обретение того, чего мы желаем и отсутствие того, чего мы не желаем. Как обретение, так и отсутствие являются созреванием благой кармы, в то время как желание и нежелание все также являются неблагим мышлением. Таким образом, счастье - это благая карма. Однако, даже при созревании неблагой кармы, имея благое мышление, мы можем быть счастливы, а при созревании благой кармы, имея неблагое мышление, мы можем страдать. Все зависит не от происходящего, а от нашего мышления. Итак, счастье - это благое мышление и благая карма.

Каждый раз, увеличивая свое благое мышление, мы становимся более счастливыми. Это происходит в силу того, что мы уменьшаем наше неблагое мышление и, таким образом, нашу зависимость от внешних условий. Уменьшая неблагое мышление, мы обретаем умиротворение. Мы становимся более открытыми к тому, что происходит, к тем кто нас окружает, к себе самим. Иными словами, счастье - это уменьшение неблагого мышления и неблагой кармы.

Это уменьшение рано или поздно приводит к прекращению неблагого мышления и исчерпанию неблагой кармы - истинному счастью Будды.

Мы говорим: "Будда значит великое пробуждение". Слово "Будда" не является чем-то непереводимым и неопределимым. На русский язык оно переводится как "великое пробуждение", где "пробуждение" указывает на избавление от сна неведения, а "великое" - на обширность обретаемой мудрости, на ее безграничность, всеведение.

Взгляните вокруг: кто хочет счастья? Все существа, включая вас.

Почему же все хотят счастья? Потому что оно является нашей природой. Все существа хотят счастья и не забывают об этом ни на мгновение независимо от вида, пола, возраста, национальности, образования и т.п., так как счастье является нашим естественным состоянием. Это естественное состояние и есть природа Будды, о которой идет речь в учении Махаяны.

Однако здесь пойдет речь о трех видах Будд, учение о которых принадлежат к учению тантры – Ваджраяны. Итак, три вида Будд это: Будда Основы, Будда Пути и Будда Результата. Будда Основы - это ни что иное как наша природа Будды - изначальное чистое состояние счастья. Примером Будды Основы может послужить любое существо, так как природа всех существ - это Будда. Будда Результата, достижение которого описывается как великое пробуждение - это реализация Будды Основы, которая обретается нами при полной актуализации нашего изначального состояния. Примерами Будды Результата являются Будда Шакьямуни, Авалокитешвара, Зеленая Тара, Будда Медицины, Ваджрапани и другие реализованные существа. Именно в этом виде Будд мы принимаем прибежище, когда принимаем прибежище в Будде. Будда Пути - это наше благое мышление, так как оно является отражением, мини-копией благотворной мудрости Будды. Именно благое мышление является причиной Будды Результата - реализации Будды Основы. Это путь, который прошли все Будды Результата в прошлом. Поэтому этот вид Будд почитается как наиболее важный. Мы также принимаем прибежище и в Будде Пути - нашем благом мышлении, когда принимаем прибежище в Дхарме, и в благом мышлении существ, когда принимаем прибежище в Сангхе.

Третья истина говорит о том, что страдание возможно прекратить. Хотя у нас есть иллюзорное страдание, мы можем от него избавиться и достичь истинного счастья, следуя Пути Будды - четвертой благородной истине Просветленного.

Четвертая истина

Итак, Путь Будды - это увеличение благого мышления.

Что такое благое мышление? Это мышление, которое несет благо нам самим и всем существам. Это отречение, милосердие, вера, любовь и мудрость.

Отречение - это решение уменьшить свое неблагое мышление, так как оно является не только причиной нашего страдания, но и условием страдания всех существ. Отречение не зря называют корнем победы, так как практика благого мышления всегда начинается с отказа от неблагого. Мы говорим об уменьшении неблагого мышления, так как это более реалистично, чем полное избавление от него прямо в это мгновение.

Наличие отречения можно увидеть по готовности изменяться: гибкости во взаимодействии с обстоятельствами, в которых привычным образом возникает неблагое мышление. Именно поэтому отречение служить противоядием гордости, являясь полной противоположностью нежеланию изменяться. В учении говорится, что без отречения не может возникнуть милосердия.

Милосердие - это решение уменьшить неблагое мышление и страдание других существ. Мы не зря ставим уменьшение неблагого мышления вперед - именно оно является корнем и двигателем страдания существ. Милосердие - это отречение, сфокусированное на других существах, поэтому оно может сработать только тогда, когда мы считаем других равными себе. Для этого достаточно помнить о том, что на абсолютном уровне все мы обладаем одинаковой природой, все мы - изначально Будды. Кроме того, на относительном уровне все существа с безначальных времен были нашими родителями бесчисленное количество раз, проявляя к нам необусловленную доброту и перенося множество лишений ради нашего блага.

Посредством подобного памятования все существа станут для нас такими же близкими как наша мама или другой самый близкий для нас человек. Нужны ли вам особые причины, чтобы уменьшить страдание мамы, если это возможно сделать прямо сейчас? Если все существа изначально равны и близки друг другу в равной степени, какая разница чье страдание вы уменьшаете: свое или другого существа? Однако помните, что милосердие - это не подставление другой щеки для удара, что является натуральной глупостью, а мудрость в выборе действий, основанная на результатах для существ согласно закону кармы, а не на внешней форме действия. Решение избавить от страдания и его причин является полной противоположностью пожеланию страдания и нежеланию счастья другим существам, поэтому милосердие - это лучшее противоядие гневу.

Вера - это доверие благому мышлению. Будда призывал не принимать мгновенно на веру его учение, но вместо этого проверять на всех уровнях насколько оно соответствует тому, что вас окружает. Он делал это, потому что нам легче поверить в то, что мы видим, чем в какие-то истины со стороны, как бы они не звучали.

Сначала нам просто нравится Будда, его изображения, его речь и учение, учителя, которые следуют его учению - это происходит в силу веры симпатии, первого вида веры. Она возникает в силу кармы - энергии мышления прошлых жизней: с самого рождения у нас есть определенные склонности и необъяснимая антипатия к тем или иным явлениям. Уже здесь у нас есть небольшая вера в Будду Результата.

Изучая Дхарму, мы начинаем понимать почему Будда, учителя Дхармы или окружающие нас практикующие наделены счастьем и избавлены от страдания. Так мы обретаем веру желания, второй вид веры, основанный на понимании, почему мы хотим достичь того же. Здесь мы обретаем небольшую веру в Будду Пути (благое мышление) и Будду Основы (нашу изначальную природу).

Видя, что учение Будды не является чем-то древним и справедливо для всех существ в каждой ситуации в любой момент, мы обретаем веру доверия. Она может возникнуть только из убежденности в воззрении буддизма, основанной на собственном опыте. Если вы попадете в самые дальние уголки бассейна Амазонки или просторов Чукотки, вы увидите, что учение Будды о законе кармы, о счастье и страдании всегда и полностью справедливо для существ, населяющих эти регионы, которые никогда не слышали ни одного санскритского или тибетского термина. Вера в Будду Результата, в Будду Шакьямуни является ничем иным как верой в его учение о законе кармы. Поэтому невероятно важно принимать прибежище в Будде Результата и молиться ему о том, чтобы он вел нас по пути благого мышления к себе - великому пробуждению.

Постепенно постигая истину благого мышления, однажды мы обретаем необратимую веру - веру в нашу всеблагую основу и путь благого мышления в каждое мгновение независимо от обстоятельств. Эта вера является полным доверием учению Будды - практике благого мышления.

Зная, что ваше счастье в любой момент прежде всего зависит не от обстоятельств - созревающей кармы, а от наличия и степени благого мышления, вы естественным образом избавитесь от ассоциации внешней среды с источником, причиной счастья. Именно поэтому вера является лучшим противоядием жадности.

Любовь - это решение увеличить благое мышление и счастье других существ. Точно также как без отречения не может возникнуть милосердия, любовь не может возникнуть без веры. Искреннее желание счастья и его причин другим может быть основано только на равном отношении к себе и другим, а не на следованию нормам и положениям учения Будды. Для того, чтобы желать другим счастья и его причин не нужно быть буддистом, брать какие-то обеты, повторять определенные практики и молитвы. Миллионы людей, следующих другим учениям и убеждениям несут окружающим счастье, так как это является нашей изначальной природой. Отличие учения Будды от других воззрений заключается в том, что Будда полностью объяснил источники счастья, указав на то, что по своей природе все существа - Будды.

Любовь - это естественное выражение нашей сущности, которая является полной противоположностью недовольству счастьем других существ и радости при виде их отделения от счастья - страдания. Поэтому, сорадование счастью существ и пожелание им только счастья и его причин - благого мышления - является лучшим противоядием против зависти.

Мудрость - это ясное знание и неизменное осознавание. Мудрость - это лучшее противоядие неведению. В целом различают два основных вида мудрости: абсолютную и относительную.

Абсолютная мудрость - это природа нашего мышления, Будда Основы, наш истинный всеблагой лик. Актуализация абсолютной мудрости - это реализация нашей природы, Будда Результата, великое пробуждение.

Относительная мудрость имеет три уровня: понимание благого мышления, его переживание и реализация благого мышления. Для того, чтобы понять, нам необходимо изучать Дхарму. Для того, чтобы обрести переживание нам необходимо помнить то, что мы поняли, и размышлять об этом. Для обретения реализации, постижения нам необходимо повторять и применять это в медитации и повседневной жизни.

В соответствии с практикой изучения в «Пути Будды» сначала мы молимся Будде - Учителю - Манджушри, затем делаем подношение и после этого просим об учении. Затем, во-первых, мы должны внимательно слушать, смотреть, читать и т.п. Во-вторых, делать это из благого намерения, в лучшем случае – Бодхичитты. В-третьих, помнить то, что мы услышали, прочитали, узнали – держать учение в сердце. Пожалуйста, делайте практику изучения из "Пути Будды" перед изучением этих подготовительных материалов.

Посредством практики четырех благородных истин Просветленного мы постепенно обретаем естественно возникающие внимательность - видение того, что мы думаем и осознавание - видение того, кто думает. Так, однажды мы придем к абсолютной истине, которая является ничем иным как реализацией относительной.





Созвучные материалы:

Обсудить   Учение    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100