Осознание тела
Учение буддизма можно разделить на две колесницы - Хинаяну и Махаяну. В последней, в свою очередь, можно выделить совершенно отдельное направление Тантраяны или Ваджраяны, но в каждом из направлений, при наличии большого количества других практик, Четверичная Святая Истина, Десятеричный Святой Путь и Двенадцать Ступеней Возникновения Условий рассматриваются как высшая Дхарма. Это вершина учения буддизма.

Четверичная Святая Истина, лежащая в основе Десятеричного Пути, по сути говорит вот о чем. Существуют мирские желания. А существование мирских желаний и существование страданий - это две стороны одной медали. Возникновение мирских желаний влечет за собой возникновение страданий. Уничтожение мирских желаний эквивалентно уничтожению страданий. А практика пути, ведущего к уничтожению желаний, — это практика обретения успокоения и счастья. Мышление же идущего по этому пути основывается на Четырех Ступенях Овладевания Запоминанием: Тело и Я - не одно и то же, Чувства и Я — не одно и то же, Сознание и Я - не одно и то же, моему Истинному Эго не принадлежат никакие идеи и представления. Это медитация, целью которой является достижение Пратьяхары - направленности чувств и сознания в себя, в глубину своей души, для чего необходимо временно отстраниться от внешнего мира - от тела, чувств, ума и идей. Карма человека накапливается по трем направлениям: мысль, речь и действия. Карма мысли самая главная, поскольку именно она определяет и речь, и поступки, и само состояние физического тела. А мысли человека, его желания, поведение и, конечно, перевоплощение определяет информация, находящаяся в подсознании. Подсознание в сотни и тысячи раз сильнее внешнего сознания, поэтому и логика, и здравые рассуждения бесследно исчезают, как только мы сталкиваемся с сильными желаниями, исходящими из подсознания. На этом и основан принцип рекламы. Этот же принцип, только для других целей, используют духовно практикующие. Чтобы в конечном итоге обрести способность входить в Самадхи, необходимо начать с первой ступени Десятеричного Святого Пути -Правильного Взгляда на мир, для чего в нашем подсознании должна появиться информация, способствующая духовному продвижению и ослабляющая мирские желания. Причем в количестве, равном или превышающем количество информации о мирских радостях и удовольствиях от удовлетворения чувственных желаний, которую человек впитывает ежедневно с момента рождения. Уже всего лишь после двух-трехтысячного проговаривания вслух текстов медитации "Это тело не есть я", люди чувствуют заметное улучшение энергетики, обретают устойчивую концентрацию и душевное успокоение. Монахи справляются с этим заданием за три недели, в результате чего они обретают основы Правильного Мышления - второй ступени Десятеричного Святого Пути, а оно, в свою очередь, формирует Правильную Речь, Правильные Деяния, Правильную Жизнь. Затем, еще упорнее занявшись практикой, можно войти в Самадхи, что дает обретение Освобождения и Просветления.

Первая Ступень Овладевания Запоминанием Мое тело непостоянно. Значит, оно является причиной моих страданий. Значит, оно не является мной. Значит, я должен разделить себя и тело и стать Освобожденным. Такие суждения, как "я" и "мое", а также производные от них, управляют нами. Но это лишь слова, а надо четко различать, где "я", а где "мое". "Я" - это "я", а "мое" - это "мое". Ни ногти, ни зубы, ни волосы, ни кожа, ни мясо, ни жилы, ни кости, ни жир, и ни мозг — это не я, это все "мое". А что же тогда "я"? Истинное Эго не имеет ничего общего с грубой материей, а тело мое, наоборот, состоит из нее. Поэтому, если его не мыть, тело станет потным, от него будет исходить запах, оно покроется салом и грязью. Если я буду активно двигаться, я стану чесаться еще быстрее, чем обычно. Это означает, что за ним обязательно нужно регулярно ухаживать. А чтобы эта машина функционировала, в нее надо время от времени заливать "бензин" и давать ей отдыхать. Но "бензин", то есть еда, выходит после переработки мочой и фекалиями. Более того, тело не вечно. Оно стареет, болеет и умирает. То есть жизнеспособность его определяется лишь наличием в нем души и поддержанием энергии на определенном уровне. Не более того. И функционировать оно способно только при наличии этих двух условий. Я не питаю антипатии к моему телу. Неприязнь к своему телу, которую многие буддисты взрастили в себе этой медитацией, не позволила им достичь Освобождения. Это тело создано работой моей же души, поэтому ненавидеть его бессмысленно и в корне неверно. Кроме того, оно совершенно с точки зрения этого грубого мира и удобно для его познания, но оно действительно причиняет мне страдания, ограничивая мою свободу познания других миров.

Это тело не есть я сам. Оно только создано мной. И теперь я лишь объективно наблюдаю его. Оно покрыто волосами. Затем, кожный покров, пронизанный вдоль и поперек множеством мельчайших капилляров, скелет, к которому крепятся красные мышцы, семь-восемь метров кишок, печень, селезенка, два полупрозрачных пакета легких, испещренные темными сосудами, пульсирующий красный мешочек сердца, достаточно хрупкие хрящи и кости, мягкий розовый мозг, еще пять-шесть литров солоноватой крови, другие невкусные и дурно пахнущие жидкости. Это вместилище души, необходимое мне для признания того, что жизнь здесь — страдание, а душа — вечна. Это всего лишь материя, которая, кстати, и без моего участия прекрасно управляет физиологическими процессами и перегоняет жидкости из одного конца организма в другой. Это никак не может быть чашей радости. Какое бы сильное и красивое тело ни было, я обязательно его потеряю. Внешнее - это иллюзия. Останется только душа. Всё остальное исчезнет. Все люди когда-нибудь становятся монахами — либо добровольно, либо по смерти, но тогда потеря тела для них ужасна. Поэтому я не буду делать исчезающую со временем иллюзию своей основой, иначе это приведет меня к страданиям. Я не буду привязываться к телу. Тело — это не я. Тело - это не я. Тело — это не я. Что бы я ни рассматривал в моем теле: череп или мозг в нем, грудь или живот - все, что ни возьми, - в корне непостоянно. И как бы я ни желал сохранить мое тело вечно - это невозможно. Мирская радость и страдание - это две стороны одной медали. Чем больше я привязан к своему телу, тем большее страдание я испытаю при потере его, ухудшении состояния или просто при отдалении от пего. Тело - это псснобода, даже когда оно здоровое и молодое, а если из-за своих загрязнений души потерять руки, ноги, зрение, слух? Что произойдет с ним, когда оно заболеет или начнет стареть? Я - не тело, и у меня с ним мало общего, но болезни и старость тела причинят мне еще больше боли и страданий. Так зачем привязываться к нему? Надо стремиться к божественному - к Абсолютной Свободе - и учиться создавать другие тела по своей воле.

Мое нынешнее тело-это покойник. И означает оно для меня не больше, чем одежда или машина. Все люди смертны. Смерть неизбежна. Это касается и меня тоже! Тело — это форма. Любая форма со временем разрушается. Когда разрушится мое тело, я не знаю. Может, сегодня, может, завтра. Неспособность правильно воспринимать эту грубую конструкцию — неважно, свою или чужую, - приводит к тому, что тело будет контролировать меня, а не я — тело. Это и приводит к ужасу в Бардо. И наоборот , правильный процесс мышления, основанный на Четырех Основах Запоминания, ведет к очищению сознания, и тогда я смогу стать Душой, Достойной Пожертвования. Когда исчезают захваченности тела, я испытываю ни с чем не сравнимые радость и восторг. Душа моя пребывает в блаженстве и тишине. Происходит пробуждение жизненной энергии, затем начинается опыт вспышек, затем начинает струиться прохладный нектар, происходит выход тела Воплощения и, после раскрытия Лотоса на макушке, сознание погружается в Мир Без Формы. И это логично, ведь привязанность к телу - это сильная утечка энергии; постоянные болезни и быстрая утомляемость; слабый элемент Земли, блокирующий остальные; боль в ногах при сидении в позе Лотоса; накопление кармы Ада; постоянный страх и неправильное перевоплощение, а значит, и неспособность встретить Истину в будущем.

Ведь если я привязан к физическому телу, то — хочу я этого или нет — подсознательно я буду бояться боли и ненавидеть тех, кто может мне ее причинить, я буду сожалеть о том, что не могу сделать тело более красивым или сохранить его таким, я буду презирать тех, у кого нет крепкого, здорового тела, или завидовать тем, у кого оно лучше. Если привязанность очень сильна, то эти страх, ненависть. обида, осуждение, презрение, необоснованные претензии, ревность и зависть еще глубже проникнут в меня, еще сильнее привяжут меня к телу и сделают работу моей души чрезвычайно низменной. А любая мысль подобного рода создает соответствующую карму и вибрации, на которые люди реагируют уже сейчас и относятся ко мне таким же образом. Поэтому я твердо запомню, что все болезни, травмы, несчастные случаи созданы только работой моей души, стремящейся к чувственным удовольствиям, комфорту и готовой ради этого на предательство и нарушение любых заповедей. Поэтому я устраню свою рабскую зависимость от тела! Я отброшу привязанность к нему! Только тогда страх, ненависть и незнание покинут меня и я стану по-настоящему свободным и великодушным. Я стану свободным! Я стану свободным! Я стану свободным!

Моя цель - устранить три корневых яда, два из которых происходят из третьего. Поэтому если устранить Незнание, то и Гнев, и Привязанности исчезнут сами собой. Незнание это Различение. Различение на себя и других. Когда внешнее дает приятные ощущения, возникает привязанность, когда неприятные - агрессия, раздражение. Но тело - внешнее — не может доставлять только радость, и чаще бывает наоборот. Да и радость эта телесная, не духовная, и душу никак не возвышает. А мысль человека должна стремиться к божественному. Нельзя ставить мирское выше божественного! Махакала-разрушитель мирских желаний. Он отнимает у нас то, что мы любим больше него, иначе нарушается гармония. Вселенная может существовать только на вселенской святой любви. Эгоизм подлежит немедленному уничтожению или унижению. Пока я обладаю этим телом, я буду использовать его только для духовного совершенствования. В позе "Лотоса" есть два пути - нарушить позу или же разрушить желания, отделить сознание от физического тела и перестать чувствовать боль даже в Падмасане. Первый путь дает временные удобства. Нет нужды упорно работать над собой. Так и живет большинство людей. Это легко, но делается это из-за привязанности к физическому телу. Когда я состарюсь, заболею и приду к смерти, не будет той Падмасаны, от которой я смогу освободиться. Без разрушения желаний нет Абсолютного Счастья. Итак, существуют два фактора: привязанность к телу и Падмасана. Их сочетание приводит к боли. Конечно, если я изменю условия, боли не будет. Но я не могу это делать вечно. Я не могу контролировать тело, которое болеет, стареет и умирает. Я всегда буду попадать в условия, в которых я буду страдать и которые я не смогу изменить. Единственный путь - искоренить причину Нет причины - не будет и страданий.

Все люди смертны. Смерть неизбежна. Но смерть прекрасна, если человек готов к ней. Это переход к новой жизни, к более высокой ступени развития, и по состоянию души перед смертью можно судить о будущем воплощении. Если же человек умирает от болей или просто цепляется за свое тело в момент смерти, он падает в Ад. Если он перестает что-либо понимать и умирает слабоумным, он падает в Мир Животных. Если же он уходит с мыслями жадности, привязанности или желанием есть - это Мир Претов. Я добьюсь ого, что моя смерть будет другой! Я не буду потворствовать чувственным желаниям своего тела! Я не буду привыкать к нему! Тело -это не я! Тело - это не я!

Но, кстати, для чего я живу? Для чего мне тело? Оно стареет, болеет и, наконец, умрет. Или я просто жду, когда моя кожа станет похожа на старый пергамент, появится одышка и я не смогу даже пережевывать пищу без посторонней помощи? Как я могу использовать его, пока оно крепкое и здоровое? Люди используют его для удовлетворения желаний, но есть ли в этом смысл? Ведь есть другой способ - посвятить свою жизнь Истине, людям, вернее, приведению людей к пониманию Истины. Об этом хорошо сказал Лама Сопа:
Смысл обладания нашим драгоценным человеческим телом состоит не просто в том, чтобы обрести счастье для себя, но чтобы устранить страдания всех прочих существ и сделать их счастливыми. Это и есть цель человеческого существования. Это замечательное человеческое тело, наделенное восемью свободами и десятью богатствами у нас есть для того, чтобы служить прочим живым существам. Счастье - это то, чего желают все, а чего все не желают - так это страданий. Счастье, в котором нуждаются все люди, - не просто временное счастье; в чем они действительно нуждаются - это абсолютное счастье, несравненное счастье просветления. Например, когда люди идут в магазин, они стараются купить наилучшие веши, которые станут служить как можно дольше; подобным же образом каждый желает продолжительного, высшего счастья. Каждый желает обрести то, что, по их мнению, является высшим счастьем, согласно их собственному пониманию Дхармы и уровню притязаний. Единственная причина, по которой кто-либо может не желать достичь просветления, состоит в недостатке у него мудрости Дхармы. На самом деле всякий, кто повстречался с Дхармой и знает о существовании таких понятий, как освобождение от пут кармы и заблуждений, а также о несравненном счастье, состоящем в пресечении всех помрачений и в полной реализации всех своих возможностей, желает обрести это. Таким образом, все существа желают достичь несравненного счастья просветления, и величайшее благо, которое можно предложить им, состоит в том, чтобы вести их к этому состоянию. Для достижения этого они должны следовать пути просветления, поэтому необходимо указать им этот путь. Чтобы указать путь другим, Вы должны быть способны полно и точно видеть все мельчайшие аспекты их ума. Поскольку живые существа имеют разнообразные типы и уровни умственных способностей, им должны быть продемонстрированы различные методы движения к просветлению. Поэтому Вы должны без малейших заблуждений знать все эти разнообразные методы. Только всеведущий ум знает все отдельные типы и уровни умственных способностей живых существ, а также все методы, необходимые для помощи им. Вот почему Вы сами должны достичь просветления, состояния всеведения.
 

Обсудить  Учение  Главная  страница



Rambler's Top100