Четыре Демона и основной принцип их отсечения. 3. Демон самодовольства.
Из книги Чогьял Намкая Норбу "Драгоценный Сосуд. Наставления по основам Санти Маха Сангхи".
Глава 6. Чод: Метод, в совершенстве связанный с поведением Сутры и Тантры.
Как возникает демон самодовольства?
Как обычные и высшие демоны*,
Возникающие из разнообразных заблуждений ума.
Если во внушающем ужас месте тебе не досаждают злые духи
И это служит предметом твоей гордости -
Это проявление демона самодовольства.
Если проявляются знаки твоей духовной энергии
И по этой причине возрастают заслуги и богатство -
Это проявление демона отвлечения.
Если наслаждаешься материальным успехом и славой, (победой над) врагами и (помощью) друзьям -
Это проявление демона удовлетворённости.
Если, получив сиддхи от божеств или духов,
Окружённый детьми, друзьями и родными,
Испытываешь гордость и удовлетворение -
Это проявление демона самодовольства.
Какие бы <благие> качества ни проявлялись,
Не разделяй ум и воспринимаемые объекты,
Не держись ни за какие <благие> качества:
Относясь ко всему как к сновидению
Оставайся естественно свободным от привязанностей.
Как украшения придают красавице ещё больше очарования,
Так и всё, что самопроизвольно проявляется, украшает само себя.
В этом нет причины для гордости,
А если гордишься, то омрачаешь себя заблуждениями.
Пусть это высшее естественное поведение непривязанности
Тайно хранится в сердцах тех, кто разумеет!
Таково описание демона самодовольства и способа его отсечения.
*Высшие демоны, связанные с облечением переживаний практики в умозрительные понятия, рассматриваются в разделе о демоне собственной значимости (эго).