Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма,
или Дхарма для жизни
17. Как справиться с эмоциями
по книге:

Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Пер. с англ. К. Левина
- М. : Открытый Мир, 2006.
ISBN 5-9743-0015-7



Теперь, когда вы определили свою главную проблему, каким бы ментальным ядом она ни оказалась в вашем случае и насколько бы вас ни беспокоила, сядьте, расслабьтесь и в медитации намеренно вызовите эту эмоцию — пусть это будет гнев, ревность, гордость или зависть. Затем познакомьтесь с этим «существом», так долго вносившим хаос в вашу жизнь, исследуйте это ощущение. Насколько оно большое? Продолговатое ли оно? Или круглое? Чёрное? Белое? Какого оно цвета, какой формы?

Вглядитесь в сущность своей эмоции, так долго заставлявшей вас страдать. Вы же всё время думали, что эта эмоция существует по-настоящему, но если это так, то она должна иметь форму, цвет, размеры. Если вас что-либо беспокоит, то это что-то должно где-то находиться, чтобы беспокоить вас! Но что и как может вас беспокоить, если вы ничего не обнаруживаете? Если бы это было нечто материальное, реально существующее в вашем теле, то вы могли бы просто удалить его с помощью операции и таким образом избавиться от проблемы. Однако эмоции не обладают подобными свойствами.

думаю, настало время провести должное исследование посредством медитации. Надеюсь, вы убедитесь, что волноваться не о чем, потому что там действительно ничего нет и искать, собственно, нечего. И тогда вы обнаружите, что сами ответственны за создание своих эмоций, которых на самом деле не существует, и что вы сами овеществляете их и придаёте им плотность.

Именно поэтому с нашими эмоциональными состояниями так трудно справиться. Каким-то образом нам удаётся выстроить из нашей эмоции некое твёрдое изваяние, которое потом всё время нас донимает. Оно лишает нас покоя и уничтожает всё, что бы мы ни делали. Если бы я сказал, что не существует ничего, что может вас тревожить, вы, конечно, возразили бы: «Что бы там лама Еше ни говорил, но мои чувства действительно меня беспокоят!» Вот поэтому я и прошу, чтобы вы провели это исследование здесь, сейчас, в своей собственной медитации. Иного способа не существует. Как только вы сами поймёте, что действительно нет ничего, что могло бы вас беспокоить, вы освободитесь. Осознание того, что вы были порабощены чувствами, которых на самом деле не существует, освободит вас.

Выполнение этой техники снова и снова похоже на демонтаж «иконостаса», который вы создавали всю свою жизнь. Посредством медитации вы можете устранить ощущение, что существует нечто постоянно беспокоящее вас. Но пока не проведёте должного исследования, ВЫ этого не добьётесь. Чтобы всё выяснить, необходимо совершенно искренне погрузиться в это исследование. Если вы до сих пор позволяете чему-то отравлять вашу жизнь — вы явно не правы, не так ли? Но как бы вы ни вглядывались, сколько бы времени этому ни уделяли, вы ничего не обнаружите. А если ничего нет, то чего вам бояться?

Например, если что-то вас очень пугает, вглядитесь в его сущность. Предстаёт ли этот страх в виде некоего чудовища? Много ли у него рогов и клыков? Каково на самом деле то, чего вы боитесь? И если вы ничего не смогли обнаружить, подумайте: возможно, кто-то испугал вас в детстве, а вы выстроили на этом свой собственный устрашающий образ и до сих пор от него не избавились, хотя сейчас не существует ничего, что могло бы вас беспокоить.

Этот вид медитации по-тибетски называется лхактхонг, что означает тщательное исследование, ведущее к глубокому пониманию.

Обучаясь обращаться с эмоциями, мы постепенно привыкаем к идее возможности внутренней трансформации. Согласно тибетской традиции, ум наш подобен дикому существу. Мы должны приручить этого дикаря. Обычно люди считают, что вся проблема — в других, а сами они совершенны, и это заканчивается тем, что они никогда не обретают душевного покоя. Правильный подход состоит в том, чтобы приручить дикаря в себе, а всё остальное затем прекрасно раскладывается по местам. И достичь этого можно только с помощью медитации.

Однако не рассчитывайте на немедленный результат. Кому-то может потребоваться десять или двадцать лет, а кому-то и больше. Как буддисты, мы верим, что наши привычки набирали силу в течение многих жизней. Те, кто не верит в реинкарнацию, могут всё же согласиться с фактом, что на усвоение «семейных ценностей», национальной культуры и традиций у них ушло двадцать, тридцать или сорок лет. У нас так много привычек и стереотипов, что мы не можем избавиться от всех сразу. Поэтому не проявляйте нетерпение. Мы просто должны признать, что задача трудна, но отказываться от неё ни в коем случае нельзя.


<<Предыдущая глава Следущая глава>>  Оглавление


Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100