Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма,
или Дхарма для жизни
19. Физическая боль; Семичленная поза
по книге:

Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Пер. с англ. К. Левина
- М. : Открытый Мир, 2006.
ISBN 5-9743-0015-7



Физическая боль

Медитируя, мы нередко сталкиваемся с физической болью. Во время моего ретрита в Америке я, помню, тоже испытывал сильную боль в спине. Вскоре я разъясню, как с помощью правильной позы можно частично уменьшить боль. Однако в основном боль опять же связана с занятостью нашего ума.

Чтобы исследовать боль, мы можем использовать метод лхактхонг. Это несложно, если вы проявите твёрдость и силу воли. Марпа, патриарх школы кагью тибетского буддизма, обучал тому, как можно растворять физическую боль. Если при медитации вы испытываете боль, сосредоточьтесь на ней, исследуйте её изнутри: как она возникла, почему находится именно там, какого она цвета, какой формы? И постепенно, постепенно вы так или иначе становитесь частью этой боли, или боль становится частью вас и вы больше не чувствуете, что она болезненна.

Конечно, это временное решение, и боль возвращается, но тот факт, что вы однажды смогли от неё избавиться, должным образом исследуя её, придаст вам уверенность в себе. Сделав это однажды, вы теперь точно знаете, что такое возможно.

Однажды в моём монастыре ученики сказали мне:

«Лама, вы не обучаете, вы только медитируете! А я- то думал, что давал им самый лучший урок: как принимать боль и страдание! Как можно говорить, что чему- то учишься, когда на деле не принимаешь тот факт, что каждый день нашей жизни пронизан болью и страданиями, но в то же самое время стараешься от них убежать? Научиться медитировать означает научиться признавать, что приходится принимать страдания, пока наше «я находится здесь. Только до конца познав природу истинной пустоты, мы сможем освободиться от страданий.

Если вы знакомы с историей жизни Миларепы, то знаете, что он был способен преодолевать боль и сумел избавиться от неё навсегда. Свидетельство тому — история его смерти.

Один очень богатый и образованный геше, живший в тех местах, где учил Миларепа, стал завидовать его славе и духовным свершениям. Он пообещал одной своей тайной подруге большой кусок бирюзы, если она даст Миларепе чашу йогурта с подмешанным в него смертельным ядом. Она пришла к Миларепе, но тот отослал её, не приняв йогурт, и велел принести его позже. Она очень обеспокоилась, не узнал ли Миларепа о яде, и, чтобы убедить её отнести этот йогурт снова, геше дал ей бирюзу. Когда женщина принесла йогурт Миларепе, он выпил его и спросил: «Так тебе дали бирюзу за то, что ты сделала? Миларепа знал, что, если бы ей всё удалось с первого раза, геше обманул бы её.

Когда Миларепе стало очень плохо, геше не мог поверить, что возможно сносить боль от такого сильного яда, и он попросил Миларепу передать эту боль ему. Но когда Миларепа сделал это, геше почувствовал ужасные муки, и страдания его были столь велики, что он не смог вынести их даже минуту.

Это переживание заставило геше раскаяться в содеянном и стать хорошим человеком. В прошлом он не испытывал никаких добрых чувств к Миларепе. Он был совершенно невежествен и очень завистлив, он даже не был хорошим геше, и Миларепа знал это. Будда даже Смерть может использовать во благо другим, и Миларепа знал, что если он не освободит геше, то этому человеку одна дорога — вниз, ибо он накопил Слишком много дурной кармы. Миларепа должен был освободить его. Желание в первую очередь освободить своего врага, ибо тот Совершил очень много грехов, — вот подлинное прощение. Поэтому даже смерть Миларепы имела чистую мотивацию: она явилась актом освобождения.

Впоследствии геше ощутил такое глубокое раскаяние, что пожертвовал всё своё состояние ученикам Миларепы и следовал с тех пор путем дхармы настолько усердно, что, как считается, достиг высокой духовной реализации.

Для Миларепы физическая боль уже ничего не значила, но что касается нас, мы должны научиться избегать ненужной боли и облегчать её. Я уже упоминал, что для этого необходимо следить за своей позой при медитации, корректируя её по мере необходимости. Сейчас я опишу, какова эта правильная поза.

Семичленная поза

Когда Марпа вернулся из Индии в Тибет, он объявил, что принёс глубочайшее учение, которое эффективнее любых учений, когда-либо прежде достигавших Страны снегов. Это — Семичленная поза.

Во время медитации мы должны синхронизировать тело и ум. Ум может извлечь пользу из учения, но тело не понимает слов, и словами его не научишь. Телу необходима правильная поза. Вот почему следует обучаться Семичленной позе и стремиться овладеть ею.

1. Первое правило этой позы — сидеть надо со скрещёнными ногами в полной или полуваджрной позиции, то есть сидеть подобно тому, как сидит Будда Шакьямуни.

В отличие от школы кагью в современной хатха-йоге ваджрной позой, или <ваджрасаной», называется поза сидя на согнутых ногах коленями вперед. В данном случае имеется в виду поза, известная в хатха-йоге как "поза лотоса", или падмасана.

Когда я был очень худым, то мог сидеть в полной ваджрной позе в течение многих часов. Недавно, находясь в ретрите, я вновь попытался сидеть в этой же позе. Я просидел тридцать минут и не смог выйти из неё! Было очень больно, и я понял, что ддя меня эта поза больше не подходит. Прежде всё было хорошо, а теперь... ну очень больно! Должно быть, это из-за возраста. Поэтому если вы не можете сидеть именно так — что ж, сидите как умеете.

Когда мы учимся медитировать, не следует слишком еспокоиться из-за физических проблем, ведь чем спокойнее наш ум, тем меньше боли мы будем испытывать. Если наш ум.напряжён, то мы будем испытывать физическую боль, как бы мы ни сидели.

Когда наш ум спокоен, мы можем не замечать своего тела часами. Давайте разберёмся, кто начальник: ум или

тело? Восстановление физических сил, хорошее здоровье — всё это начинается со спокойного, мирного и позитивного состояния сознания. Ведь именно ум управляет физическими реакциями. Всё возникает из ума, всё начинается в нём. Нужно помнить, что хозяин — это наш ум. Мы ДОЛЖНЫ стараться не бежать от боли, а продолжать сидеть, сохраняя спокойствие.

Когда я пожаловался одному из высоких лам, Калу Ринпоче, на боль, которую испытывал, находясь в затворе в Америке, он сказал, что боль является частью медитации. Но не думаю, что это понравилось бы моим европейским слушателям, поэтому считаю, что для них можно пойти на некоторые поблажки. действительно, нет нужды проходить через такую боль, если её можно облегчить.

Если испытываешь физическую боль, особенно вначале, не надо стараться её пересидеть. Виной тому всего лишь проблемы с гибкостью, и, разумеется, кому понравится мучить себя, если этого можно избежать. Вытяните ноги, если вам так удобнее, но сделайте это мягко, чтобы не нарушить медитацию. Иногда, просто поправив или чуть изменив позу, можно легко избавиться от боли. Во время медитации можно испробовать различные позы, визуализации и другие методы. Если ничего не помогает и боль не отступает, то, возможно, это лишь потому, что мы недостаточно старались отыскать решение. Необходимо больше экспериментировать.

Тем, кто испытывает сильную боль в коленях, сидя со скрещёнными ногами на полу, ничего, пожалуй, не остаётся как сесть на стул. Я могу понять это: жители Запада не привыкли сидеть на полу, они приучены сидеть на стульях. Если вы можете медитировать, сидя на стуле, выпрямив верхнюю часть туловища, это тоже совсем неплохо. А постепенно, успокоив ум, вы наберётесь храбрости, чтобы сесть, скрестив ноги. И возможно, однажды обнаружите, что боли уже нет.

Если вы испытываете боль в спине или бёдрах, значит, вы заняли неправильное положение. Вы можете немного изменить позу и тем самым уменьшить физическую боль. Если вы сидите в неправильной позе, то позвонки соприкасаются и трутся друг о друга. Вытягивая вверх шею, вы вытягиваете всё тело. Таким образом, растягивая позвоночник, вы чувствуете себя комфортнее.

2. Второе правило этой позы — положите одну руку на другую ладонями вверх: правую ладонь поверх левой. Большие пальцы должны соприкасаться друг с другом. держите руки приблизительно на четыре пальца ниже пупка. Не обязательно отмерять точно, можно так, на глаз.

З. Говорится также, что, сидя в этой позе, нужно выпрямить руки. Это заставляет многих считать, что руки у них слишком длинные! Есть несколько способов «укоротить’> наши руки, например — сесть на более высокую подушку. Наш предыдущий ретритный наставник в Самье Линге обычно обходил учеников и поворачивал им руки, чтобы выпрямить их. Иногда легче воспользоваться чьей-то помощью, чем пытаться сделать это самому. Плечи также должны быть расправ- лены, как крылья орла. Когда мы выпрямляем руки, наши лопатки естественным образом касаются спины и мы становимся похожи на орла, расправляющего крылья.

Вы можете подумать, что это не обучение, а настоящая пытка, но вам кажется так лишь потому, что у вашего тела есть вредные привычки. Принимая эту позу, вы фактически впервые предлагаете своему телу освоить какую-то полезную привычку!

4. Четвёртое — вам следует слегка изогнуть шею.

для этого тяните голову вверх, немного опуская подбородок.

В Тибете некоторые йоги действительно фанатичны в своей медитации. Они закручивают длинные волосы в узел и привязывают их к крюку в потолке: никаких шансов уснуть не остаётся! другие используют специальные палки с приспособлением в форме полумесяца, чтобы поддерживать подбородок. Они привязыввают их к телу, чтобы не упасть. Но я не рекомендую вам пробовать всё это, потому что если вы себя свяжете и упадёте, то не сможете снова встать Медитирующие испробовали многое. Иногда, чтобы не заснуть, они кладут перед собой дордже, и если засыпают, то бьются о него лбом. Болезненность этого процесса гарантирует, что они в течение ещё многих часов будут бодрствовать! 5. Пятое: позвоночник должен быть прямым как стрела. Это на самом деле очень полезно для тела. Если держать спину прямо, то позвоночник постепенно становится гораздо крепче.

б. Шестое правило: взгляд должен быть сфокусирован на точке, расположенной приблизительно в четырёх пальцах от носа. Мы смотрим не на свой нос, а пристально вглядываемся в пространство примерно на четыре пальца ниже. Согласно указаниям по махамудре мы должны смотреть не мигая, неподвижным взглядом, но взгляд при этом должен быть расслаблен, без напряжения. Мы смотрим в пространство, и пространство это широко, глубоко и безгранично.

7. Седьмое: рот не должен быть открытым, но и плотно сжимать губы не следует. Язык касается нёба за передними зубами, чтобы препятствовать излишнему слюноотделению.

Кроме того, чтобы не допустить трёх ошибок, медитирующий должен сидеть очень удобно, свободно и не напрягаясь. Это и есть правильная Семичленная поза.

Вначале она может казаться слишком неудобной, но при регулярной практике вам станет гораздо легче и вы найдёте её весьма комфортной. В ретрите все поначалу думают, что это невозможно, но со временем приспосабливаются.

Понимание того, чем полезна эта поза, несомненно, вам поможет. Ум европейца очень пытлив, и, прежде чем что-то предпринять, он требует детального объяснения.

Если нет веской причины, то зачем утруждать себя, сидя в неудобной позе? Поэтому я объясню, какова польза от правильной позы и какой вред может причинить неправильная поза при медитации.


<<Предыдущая глава Следущая глава>>  Оглавление


Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100