Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма,
или Дхарма для жизни
23. Польза от медитации.
по книге:

Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Пер. с англ. К. Левина
- М. : Открытый Мир, 2006.
ISBN 5-9743-0015-7



Будда дал восемьдесят четыре тысячи различных типов учения. Ведь у людей разные способности и не все могут идти одной дорогой. для тех, кто любит учиться и добиваться знаний, медитация может оказаться трудной, поэтому они могут направить свою энергию на изучение буддийской философии.

Наша линия кагью называется «линией практики». Мы придаём огромное значение медитации, усердию, доверию и вере, ибо, если нет веры, трудно медитировать. Но если есть вера или уверенность, если вы старательны, наша традиция практики вам подходит и быстро принесёт плоды. Через медитацию вы внутри себя испытаете всё то, о чём, возможно, уже узнали из книг.

Я считаю, что для обычных людей, у которых есть семья, медитация — правильный путь. Ведь ежедневная медитация в течение тридцати минут или часа обогащает вашу жизнь и увеличивает способность эффективно функционировать в этом напряжённом мире.

Очень важно понять и принять, что-то, кем мы сейчас являемся, всё то, через что мы вынуждены в этой жизни пройти, — результат наших прошлых действий. Что же касается будущего, то всё в наших руках. Мы сеем семена своего будущего в этой жизни, именно сейчас, в этот самый момент. Мы действительно способны изменить своё будущее, и в этом не может быть никаких сомнений! Иногда, неправильно истолковывая природу кармы, люди думают, что буддисты — детерминисты или фаталисты. Они считают, что карма — нечто застывшее, слишком реальное и незыблемое. Однако карма, благая или неблагая, в действительности не является чем-то неизменным и статичным. Я всегда привожу пример с телом и его тенью. Пока тело плотное, у него есть тень. Когда мы осознаём пустую природу всего, то карма растворяется, её больше не существует.

Знание этого и есть источник счастья, потому что, сколь плохую карму мы бы ни накопили, её можно изменить. И не стоит впадать в депрессию, чувствуя себя грешниками, у которых нет выхода. Так быть не должно! Разумеется, мы совершаем много ошибок, но, до тех пор, пока мы способны учиться на своих ошибках, у нас есть поистине чудесная возможность духовного роста.

Не списывайте на карму возникающее у вас в уме чувство безнадёжности и бесконечное повторение прежних ошибок. Если мы работаем над собой, становимся лучше, это определённо вызовет эффект снежного кома во всём, что окружает нас. Буддизм очень практичен. Если мы станем мудрее, спокойнее, уравновешеннее, родственники и друзья станут обращаться к нам за советом. Они поверят нам, потому что суждения наши не основаны на эгоцентризме, не преследуют личных интересов. У нас в Тибете говорят: если человек хочет завоевать почтение и уважение своего семейства, он не сможет достичь этого эгоистичными средствами. Прежде всего, он должен сделать счастливыми своих домочадцев.

Краткий курс медитации не изменит сразу всю вашу жизнь, но если вы сможете хотя бы начать с соблюдения моих основных указаний, то постепенно вы научитесь помогать себе, когда на вашем пути будут возникать трудности. Если вы примените это учение на практике, оно принесёт вам огромную пользу. Сделав медитацию регулярной практикой, вы научитесь успокаивать свои тело и ум, принимать самих себя, а также принимать ответственность за собственные действия.

Главное, что нужно запомнить, — это как приручить свои тело, речь и ум. Иногда мы называем это "совершенствованием" тела, ума и речи. Вы должны научиться правильно пользоваться своими физическими и речевыми действиями. Что касается ума, то никогда не забывайте о позитивном отношении. Если вы сможете всегда оставаться позитивным человеком, вам будет гораздо легче укротить ваше тело и речь и хаоса вокруг станет намного меньше.

Когда глядишь сквозь стакан, наполненный мутной водой, ничего не увидишь. Но если подождать, пока грязь осядет и вода станет прозрачной, сквозь стакан будет всё хорошо видно. Точно так же, если ум ваш всегда возбуждён и суетлив, вы не добьётесь никаких результатов в работе с телом и речью, всё потеряется на эмоциональном уровне. Медитация же сделает ваш ум спокойным и ясным, и вы сможете правильно распорядиться своей жизнью.

Мы всегда должны помнить, что наша истинная природа совершенна, а всё, через что мы проходим в жизни, лишь временные привычки. Нужно помнить, что есть свет в конце туннеля и, сколь бы ни было трудно сейчас, этому настанет конец. Следует помнить о нашей природе будды, совершенной сущности всей нашей жизни. Если мы навсегда это запомним, то никогда не станем забывать и о необходимости правильного обращения со своими телом и речью.

Однако для изменения ума необходимо время. Это внутренняя работа, и она происходит только в процессе регулярной практики медитации.

Если вы можете медитировать по крайней мере в течение тридцати минут, то так и делайте. Но если вам, как начинающим, это трудно, сократите время медитации минимум до пятнадцати минут утром и ещё пятнадцати минут после работы или в любое удобное для вас время.

Кроме того, вы должны следить, насколько успешно продвигается ваша практика и удаётся ли превращать в неё все свои действия. Только так вы сможете совершенствоваться. Усилия в этом направлении следует прилагать снова и снова. Будет нелегко, но польза перевесит все вложенные вами силы и время. Постепенно вы заметите прогресс, поймёте, что стали лучше и легче справляться с жизненными ситуациями.

Медитация — это самая необходимая часть нашей жизни. Если вы состоялись и достигли в жизни всего, но всё же не чувствуете настоящей целостности и удовлетворения, то, думаю, вам пора начать медитировать и достичь настоящего наполнения через это внутреннее осознание. Я собственными глазами видел, насколько отличаются практикующие от непрактикующих. В старости практикующие никогда не чувствуют себя одинокими. Они подготовлены к смерти. Они знают: смерть неизбежна. Более того, для них она шанс преуспеть в практике. Из-за чего им бояться смерти? Их физическая форма увядает, зато их ум ясен как никогда.

Когда здесь, в Европе, мы стали проводить традиционные для Тибета трёхлетние затворы, Самье Лииг ещё был никому не известен. Европейских врачей весьма интересовало, что мы делаем с людьми, держа их взаперти. Они относились к нам с большим недоверием. Один молодой человек, помогавший строить Самье Линг, заболел. Врачи диагностировали у него рак и отвели ему не более двух месяцев жизни. Человек этот много лет прожил в Самье Линге, работал там, но никогда не практиковал дхарму. Этот парень пришёл ко мне и сказал: Лама Еше, я впустую потратил своё время! Когда мне было хорошо, я работал и думал, что заняться практикой ещё успею. Но теперь, похоже, мне осталось всего пару месяцев... Пожалуйста, не могли бы вы мне помочь?

Он присоединился к тем, кто находился в ретрите, и я обучил его практикам. Другие затворники также по очереди о нём заботились. Его вера в процессе практики укрепилась, и он был счастлив. Перед самой его кончиной я решил, что лучше бы ему переехать в больницу, и позвал врача. Он обсудил это с больным и пришёл к выводу, что этот человек настолько безмятежен и счастлив, что нет никакой нужды отправлять его в больницу. Несколько дней спустя он умер, спокойный и умиротворённый. Все члены его семьи были атеистами, но они приехали, чтобы поблагодарить нас за всё, что мы смогли для него сделать.

Ещё у одного из наших затворников была диагностирована опухоль мозга, И снова мы помогали и заботились о нём. Он практиковал, медитировал и стал настолько позитивен, настолько счастлив, что врач был вынужден признать: «Ваши пациенты не нуждаются в нас, это мы нуждаемся в них. Всякий раз, когда они появляются в больнице, там меняется вся атмосфера, потому что они не приходят, чтобы стонать, страдать и бояться. Им не страшно умирать, ум их чист и позитивен. Они исполнены радости и готовы к тому, чтобы уйти».

Опыт такого рода наглядно демонстрирует, что правильно выполняемая практика приносит реальное благо, Я говорю это потому, что иногда люди стараются изо всех сил, но никаких перемен не замечают. Однако даже если нет немедленных результатов, изменения всё же происходят. Этот процесс подобен сену благих семян. Ты пропалываешь и вспахиваешь поле, готовя его к доброму урожаю. Для этого необходимо время, но всё же урожай будет. Так что, надеюсь, вы не сочтёте практику медитации ненужной частью своей жизни.

Как видите, есть очень серьёзные причины постараться и найти тридцать минут для занятий медитацией, а не заявлять: «Я так занят! У меня совсем нет времени!» Когда вы умираете, вы уходите в одиночестве — ваши родные, близкие, друзья, ваш дом и весь ваш бизнес не последуют за вами. Близкие не смогут защитить вас. Как бы они вас ни любили и как бы вы ни любили их, расставание неизбежно. Вам придётся уйти одному. Вы сами пришли в этот мир — сами из него и уходите. Вот оно — время, которое вам нужно, чтобы подготовиться к этому моменту. Медитация и практика — это накопление истинного богатства, которое у вас никто никогда не отнимет, даже сама смерть.

Практика обязательно поможет нам в смертный час. Многие могут не верить в жизнь после смерти, но если наш ум постигнет та же участь, что и наше тело, которое, умерев, распадается в прах, если он подобен свече, которая может просто угаснуть, то о чём тогда вообще беспокоиться? Однако если бы ум походил на свечу, он старился бы вместе с телом. Когда тело переставало бы действовать, то и ум должен был бы прекращать свою работу. Если вам доведётся стать свидетелем смерти человека, вы увидите, что он либо безмятежен, либо очень испуган. Тот, кто находится в позитивном умонастроении, переживает чудесный опыт видения Христа, или ангелов, или будд. А в негативном умонастроении человек крайне напуган и испытывает ужасные переживания. В тот самый момент, когда тело разрушается, ум становится сильнее. Если вы не верите в жизнь после смерти, вам действительно следует понаблюдать за умирающими.

Буддизм учит, что нам следует жить в ожидании смерти. Смерть предоставляет нам все необходимые возможности. Для йогина смерть — благой шанс, ведь то, что произойдёт в следующей жизни, находится сейчас в ваших руках, и у вас есть реальная возможность достичь освобождения. Если мы практиковали, то чётко распознаем всё происходящее во время смерти, например растворение стихий-первоэлементов. К смерти можно подготовиться с помощью практики и медитации, и тогда мы сможем умереть спокойно, в самом позитивном состоянии ума. Я говорю так, потому что смерти не избежит никто в этом мире. Однажды это случится с каждым из нас. Поэтому медитировать и учиться успокоению своего ума для достижения внутренней мудрости — жизненная необходимость.


<<Предыдущая глава Следущая глава>>  Оглавление


Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100