Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел пятый
Махамудра и Дзогчен: непостепенный Путь.
2. Передача и степени восприимчивости


М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>
Каковы бы ни были способности человека — превосходные, средние или небольшие, — лучшие знаки успеха — это ослабление привязанности к «Я» и успокоение страстей Гампопа, «Драгоценные чётки возвышенного пути»

Махамудра, сущность сутр и тантр и основа всех наставлений Будды, не должна передаваться неосмотрительно и разглашаться необдуманно, ибо это драгоценнейшее и священнейшее наставление. Объяснять её можно тем, кто готов её воспринять, у кого достаточно разума, чтобы уразуметь её, и веры и усердия, чтобы практиковать.

Золотой самородок

Если человек, чья восприимчивость позволяет ему понять Махамудру, устанавливает глубокую связь с подготовленным ламой, то может произойти подлинная передача и настоящее постижение. Такой человек будет в состоянии извлечь из этого величайшую пользу, и это прекрасно и в высшей степени благотворно.

С другой стороны, если наставление в Махамудре получает ктото неподготовленный, то, коль скоро она есть «тайна по своей природе», не будет ничего неуместного, если такой человек услышит наставление, но оно не окажется для него по-настоящему полезным; в таком случае это незначимое событие. Есть, однако, риск, что у человека из-за этого возникнут превратные представления, или же он потеряет имевшуюся прежде веру, и такое было бы крайне скверно. Так что подобные наставления следует давать с большим разбором и в правильной форме.

У ламы, излагающего наставления, должна быть правильная мотивация, искренне направленная к благу другого, он должен поистине желать помочь тем, кому он даёт передачу. Наставление само должно быть понято как средство обретения Освобождения и помощи всем существам в избавлении от страданий круга существования.

Чтобы применить наставления во благо, ученики, которые его слушают, должны обладать способностью воистину считать ламу Буддой Ваджрадхарой, а наставление — нектаром, устраняющим все загрязнения Ума.

И вот тогда, если наставление понято, то оно, может быть воспринято. Если же этого не произошло, то, по меньшей мере, надо сохранить веру в него, ибо оно в высшей степени благотворно и способно помочь некоторым существам. И, что особенно важно, не следует зарождать в себе ошибочные представления, ибо если их нет, то нет и никакой ошибки.

Представьте, что у меня в горсти зажат вместе с галькой и ракушками маленький самородок золота: если я брошу всё это

прямо в аудиторию, то кто-то, быть может, найдёт самородок!

Три уровня восприимчивости

Осуществление Махамудры может на деле оказаться и крайне трудным и, напротив, крайне простым — всё зависит от личности. Ведь хотя мы все и тождественны в своей основе, поскольку у всех нас есть природа Будды, мы несопоставимо различны в том, что касается восприимчивости, позволяющей нам осуществить Махам удру.

У некоторых существ восприимчивость и способность постижения превосходны, у других они — средней остроты, у третихи восприимчивость, и способность постижения небольшие.

Все носители средних или небольших способностей к постижению, а это громадное большинство существ, не могут сразу же, немедленно, распознать и осуществить природу Махамудры; необходимо, чтобы они следовали постепенным путём и подготовили себя, как мы это уже описали (см. главу «Продвижение в Ваджраяне» - прим. пер.).

Существа с низшими способностями — это индивидуумы, которые, услышав о Махамудре, вовсе не понимают объяснений, не могут взять в толк, о чём же идёт речь. Пытаясь медитировать, они вязнут в сомнениях и то и дело думают: «Нет, что-то тут не так» или «Не выходит у меня, не понимаю я, в чём тут суть». Такие настроения означают существование покровов Ума, которые будут развеяны практикой накопления двух взращиваний и избавления от покровов.

У людей со средними способностями, когда их знакомят с Махамудрой, возникает некоторое понимание, но оно неполно, а потому, чтобы обрести высшую восприимчивость, им тоже необходимо заниматься накоплением двух взращиваний и избавлением от покровов.

К людям с превосходным способностям относятся те, которые немедленно понимают Махамудру, едва лама знакомит их с нею. У них не только очень живой ум, позволяющий им тотчас схватить всю глубину наставления, но они равно способны и ввести свой ум в соответствующее переживание; они немедленно понимают и то, о чём идёт речь, и как это следует практиковать. От этого в них возникает огромная радость, и они тут же обретают результаты. Таким людям естественно присущи большое сострадание, большое усердие практике и великая вера в своего ламу и Три Драгоценности. Эти. люди получают посвящение четырёх уровней; тем самым . устанавливается глубокая связь, и она благодаря искреннему : благоговению служит проводником духовного воздействия. Такое, особо благоприятное, отношение позволяет быстро постичь смысл Махамудры и правильно её практиковать. Тогда распознавание Махамудры рассеивает мрак целых кальп сансары, как один зажжённый факел может рассеять многовековые потёмки. Поэтому практика Махамудры сама по себе может сделаться панацеей для подобных людей, она даст им всё, хотя такое и случается лишь в редчайших, исключительных случаях.

Различие между существами превосходных, средних и небольших способностей не относится к числу внешних качеств; здесь не важны: ни половая принадлежность, ни сила или слабость,ни обладаниеили не обладание — чем бы то ни было... Дело в том, что существа с превосходными способностями и высшей восприимчивостью уже проделали в минувших существованиях практику накопления двух взращиваний и избавления от покровов, а другие не занимались этим.

Обладание превосходными способностями не обязательно должно быть присуще с самого рождения; но если помногу заниматься практикой накопления двух взращиваний и избавления от покровов, то каждый из нас сможет, уже в этой жизни, сделаться существом с превосходной восприимчивостью (см. главу «Продвижение в Ваджраяне» - прим. пер.).

Пробуждение Индрабодхи

Примером человека с высшими, превосходными способностями был индийский царь Индрабодхи, современник Будды Шакьямуни.

Это был великий царь и жил он во дворце, в окружении придворных и танцовщиц, непрестанно предаваясь утехам чувств. В частности, о нём было известно, что днем он наслаждался обществом пятисот куртизанок, а ночью — еще пятисот! Как-то раз, когда он тешился с ними на террасе своего дворца, по небу пролетела стая из пятисот Больших жёлтых птиц.

«Прелюбопытно; я таких больших жёлтых птиц не видывал. разузнайте-ка о них — удивлённо промолвил царь.

Один из министров, практиковавший Дхарму, сказал ему: «Государь, это никакие не птицы. Это Будда отправился куда-то с пятьюстами своими архатами».

«Изумительно! — заметил царь. — Пригласите их пожаловать ко мне во дворец».

«Государь, они живут очень далеко от нас, так что посылать к ним вестника — дело долгое и трудное, да и нужды в том нет. Ведь Будда может читать в фые, достаточно попросить его мысленно, и он придёт».

Тут же царь распорядился должным образом подготовиться к приёму гостей и освободить террасу дворца, чтобы Будде Шакьямуни и его свите было куда приземлиться. Спустя несколько дней, когда угощение было готово, царь распорядился начать пир, трижды простерся ниц перед Буддой Шакьямуни и сказал ему:

«Ты великолепен! Благоволи дать мне наставление; ибо я тоже хочу обрести осуществление, подобное твоему».

«Да, конечно! — сказал Будда Шакьямуни. И он преподал царю четыре аспекта отношения к действительности, объяснивши всеобщность страдания и, в частности, что все услады чувств — это цепи, привязывающие к сансаре, и от них следует отреч ься. »

Царь слегка смутился и сказал: «Ну, это всё очень хорошо, конечно, да только не по мне. Я не собираюсь отказываться от чувственных услад. Так что, если у тебя нет иных наставлений, то, пожалуй, практиковаться я не смогу».

Посредством своей чудесной силы Будда Шакьмуни узрел, что Индрабодхи — это человек с превосходной восприимчивостью. Он сделал так, что ни пятьсот архатов, ни придворные не смогли заметить, как, лишь для одного царя, он явил манадалу йидама Гухьясамаджи и дал царю четыре уровня посвящения в неё, одновременно с этим помог ему распознать природу Ума, Махамудру.

Уже во время посвящения царь достиг уровня, который в Махаяне именуется «первой ступенью Бодхисаттвы» — «великая радость». Затем он стал практиковаться в Махамудре, распознавая природу своего Ума и не отвлекаясь в течение двенадцати лет; всё это время он по-старому предавался утехам пяти чувств и развлекался с куртизанками...

Через двенадцать лет царь достиг высочайшего духовного достижения: он взошел на десятую ступень Бодхисаттвы и полностью туществил Махамудру. Тогда он стал давать подданным своего царства посвящения четырех степеней в Гухъясамаджи и передавать ни Махамудру. Вскоре страна совершенно опустела, ибо всё население тпо из этого мира в Чистые земли Будд...

Царь Индрабодхи был человеком с превосходными способностями, а именно поэтому, получив посвящение, он тут же осуществил Махамудру.

Вы, быть может, решите, что это просто сказание, обычная легенда, потому что трудно состариться с тем, что у Индрабодхи было по пятьсот куртизанок каждый день и каждую ночь, или что всё его царство доспело пробуждения. Тем не менее, это всё же правдивая история. Точно так же, как Ум, одной лишь силою своей мысли, способен переживать всё возможное страдания или любое счастье из тех,которые нам известны в обычной жизни, гак же, когда он становится совершенно чист, делаются возможными вещи, в обыденности немыслимые. Именно поэтому такая история возможна и истинна.

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>


Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100