Трактат выдающегося индобуддийского философа Асанги (4-5 вв. н.э.) "Компендиум Махаяны" (Махаянасампариграха шастра или Махаянасанграха шастра) принадлежит к классическим памятникам буддийской философской мысли. Асанга вместе со своим братом, великим мыслителем Васубандху, часто называемым Вторым Буддой, является основателем религиозно- философской школы йогачара (школа практики йоги), или виджнянавада / виджняптиматра (школа "только сознания). Основная идея этой школы заключается в том, что единственной реальностью является сознание (виджняна) и его состояния. Виджнянавадины разработали учение о "сознании-сокровищнице" (алая-виджняна) как источнике всех эмпирических форм сознания вместе с присущей им субъект-объектной дихотомией и о трех уровнях реальности (трисвабхава), разработали методы тончайшего анализа психических состояний и явились пионерами в области феноменологии сознания. Одновременно ими разрабатывались и проблемы сугубо религиозного характера: учение о Трех Телах Будды, доктрина совершенств (парамита) как средств для обретения просветления и теория пути бодхисаттвы. Философское творчество Асанги и Васубандхи подготовило расцвет буддийской эпистемологии и логики в трудах поздних йогачаринов - Дигнаги, Дхармакирти и их последователей. Асанга был весьма плодовитым автором. Помимо "Компедиума Махаяны" ему принадлежит много иных произведений, в частности, самый объемистый из всех буддийских философских текстов - "Йогачарья бхуми шастра" ("Трактат о ступенях учительного делания йоги", обобщивший как религиозно- сотериологическое учение махаянского буддизма, так и философский идеи школы йогачара. Связывается имя Асанги и с пятью трактатами, которые согласно традиции, ему продиктовал сам грядущий будда - бодхисаттва Майтрея (по мнению ряда буддологов, речь идет просто о монахе - учителе Асанги, носившим это имя и позднее отождествленный с бодхисаттвой). Эти тексты также раскрывают фундаментальные аспекты религиозной философии буддизма Махаяны. Трактат Асанги "Компендиум Махаяны" является одним из синтезов философии школы только-сознания. В его десяти главах рассматриваются практически все аспекты учения виджнянавады. В настоящей публикации приводятся первые две главы трактата, посвященные в основном обоснованию доктрины базового сознания - алая-виджняны (дословно: "сознание-сокровищница"). Санскритский оригинал труда Асанги был, как и большинство других санскритских буддийских текстов, утрачен в период упадка буддизма в Индии и мусульманских завоеваний на индийском субконтиненте. Он сохранился лишь в китайских и тибетских переводах. Настоящий перевод, являющийся первой попыткой представить произведение Асанги на русском языке, выполнен с китайской версии буддийского проповедника и мыслителя Парамартхи (Чжэнь-ди, 6 в. н.э.) по изданию: Тайсё синсю дайдзокё ("Трипитака годов Тайсё"). Т.31, № 1593. Токио, 1968. С.112 - 132. Вниманию читателя предлагаются первые две главы "Компендиума Махаяны", посвященные в основном обоснованию доктрины базового сознания ( алая-виджняна) и сопутствующим темам. Г Л А В А 1. "Компендиум Махаяны", это абхидхармическое учение и в одной из сутр Великой Колесницы Превосходнейший в мире Будда так сказал о нем, обращаясь к бодхисаттвам-махасаттвам, вошедшим благим образом в смысл гатх Великой Колесницы и желающим уяснить себе совершеннейшие благие качества Великой Колесницы: "Все Превосходнейшие в мире будды обладают десятью превосходными свойствами, с которыми не могут сравниться и которые не может превзойти ни одно из свойств иных учений". Что касается этих десяти свойств, то они таковы: первое свойство называется превосходным свойством адекватного познания базовой опоры, второе свойство называется превосходным свойством адекватного познания, третье свойство называется превосходным свойством адекватного познания вхождения, четвертое свойство называется превосходным свойством вхождения в постижение причин и следствий, пятое свойство называется превосходным свойством вхождения в постижение причин и следствий для совершенствования в установлении различий, шестое свойство называется превосходным свойством совершенствования в установлении различий для опоры на учение о следовании обетам, седьмое свойство называется превосходным свойством опоры на учение о сознании, исходящее из вышеуказанного, восьмое свойство называется превосходным свойством опоры на учение о мудрости, исходящее из вышеуказанного, девятое свойство называется превосходным свойством учения о плоде блаженного упокоения, десятое свойство называется превосходным свойством премудрого усмотрения различий. Именно относительно превосходных свойств этих десяти принципов Так Приходящий и говорил, что они совершеннее всех свойств иных учений. Если таким образом изъяснять смысл сутр, то станет ясно, что учение Великой Колесницы есть подлинное учение Будды. Спросим еще раз, каким образом из этого беглого объяснения неопровержимо следует, что доктрина Великой Колесницы превосходит все иные учения? Но ведь из этого беглого объяснения тех десяти принципов следует несомненный вывод, что в учении Великой Колесницы есть то, чего нет в учении Малой Колесницы . Что же это за десять свойств? То, что называют алая-сознанием , обозначает свойство адекватного познания базовой опоры. Существует три вида уровней самобытия. Первый называется бытием с опорой на другое, второй называется бытием различаемого, третий называется бытием истинносущего . Разъясняя свойство адекватного познания, учение о только сознании говорит о свойстве адекватного познания вхождения. Доктрина шести парамит разъясняет свойство вхождения в причины и следствия. Учение о десяти ступенях пути бодхисаттвы разъясняет свойство совершенствования в установлении различий через вхождение в причины и следствия. Те благие обеты, заповеди и запреты, которых придерживается бодхисаттва, разъясняются через свойство совершенствования в различении благодаря учению о соблюдении обетов. Созерцательное сосредоточение таких видов, как сосредоточение-шурангама , сосредоточение пустоты сосуда и другие, разъясняют свойство учения о сознании. Лишенная конструирования различий мудрость разъясняет свойство учения о премудрости. Нирвана без местопребывания разъясняет свойство плода блаженного упокоения. Что касается учения о трех видах Тел Будды, то оно говорит о таких Телах, как Тело Самобытия, Тело Соответствия и Превращенное Тело ; учение об этой триаде разъясняет свойство плода лишенной конструирования различий мудрости. Поскольку эти десять свойств присущи только Великой Колеснице, что и отличает ее от Малой Колесницы, говорится о ее первенствовании. Поскольку сам Превосходнейший в мире Будда объяснял бодхисаттвам эти десять принципов, ясно, что все Превосходнейшие в мире Будды Великой Колесницы наделены десятью превосходными свойствами, а поэтому вполне очевидно, что Великая Колесница несравненно совершеннее иных учений. Спросим теперь, каковы же эти десять превосходных свойств, благодаря которым Великая Колесница столь очевидно несравненно совершеннее иных учений? Ведь Так Приходящий поистине верно учил о том, что достижения на пути Малой Колесницы не могут сравниться с достижениями на пути Великой Колесницы. Ведь в учении Малой Колесницы никто не видел объяснения и одного из этих десяти принципов, тогда, как все они исчерпывающе объясняются Великой Колесницей. Кроме того, постижение этих десяти смыслов способно привести к наивысшему бодхи. Свершения и достижения на этом пути таковы что с него нельзя сойти и повернуть обратно. Ведет же он к обретению всеведения всеми живыми существами. Поэтому гатха гласит: Свойства адекватного познания и опоры на него, Вхождения в причины и следствия и совершенствования , Три вида учения и плод упокоения, - Вот та мудрость, которую объемлет наивысшая Колесница. Превыше этих десяти смыслов нет ничего, Ибо они есть условие бодхи-пробуждения . Поэтому будды Великой Колесницы говорят, Что это превосходнейшие десять смыслов. Зададим вопрос, о чем мы будем говорить после изложения этих десяти принципов? Начинающий продвигаться по пути учения бодхисаттва должен сперва научиться смотреть на все дхармы как на причинно- обусловленные по самой их сути. Из этого усмотрения порождения всего по закону двенадцатиричной цепи причинно-зависимого происхождения производится прозорливая мудрость. Далее, относительно причинно порожденных дхарм, следует различать их субстанцию и их свойства. Если мудрость обладает способностью узреть возрастание и увеличение, а также убывание и уменьшение применительно к этим двум аспектам, то можно избежать ошибок. Ведь правильное совершенствование должно привести к проникновению во все свойства причинно обусловленных сущностей, после чего достигается освобождение от всех препятствий. После этого сознанию становится доступным адекватное познание сущности и свойств. Но прежде следует практиковать шесть парамит, обретение совершенства в которых приводит к состоянию чистоты и покоя, и это состояние уже не может быть утрачено. И в свою очередь, опора на чистоту и покой ума приводит к тому, что в чистоте и покое охватываются все парамиты. Движение по пути совершенствования на десяти уровнях восхождения бодхисаттвы, требует от одной до трех асанкхея кальп и только после этого бодхисаттва обретает совершенство в трех учениях. Плодом этого совершенства в учении является нирвана и наивысшее бодхи. Вот, что следует знать после получения знания относительно десяти принципов. Все знающие эту последовательность непременно обретают совершенство на пути Великой Колесницы. Если начать говорить об адекватном познании, то необходимо знать, что базовая опора носит имя алая-сознания. Где же Превосходнейший в мире говорил об этом сознании и где он называл это сознание алаей? Гатха из "Обозрения абхидхармы" Превосходнейшего в мире Будды гласит: ЭТОТ МИР НЕ ИМЕЕТ НАЧАЛА ВО ВРЕМЕНИ И ВСЕ ДХАРМЫ ОПИРАЮТСЯ НА ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ЕСЛИ ИЗВЕСТНЫ ВСЕ ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ, ТО НИРВАНА НЕПРЕМЕННО БУДЕТ ОБРЕТЕНА. В "Абхидхарме" есть также гатха, гласящая: ВСЕ ДХАРМЫ ОПИРАЮТСЯ НА МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ ВО ВМЕСТИЛИЩЕ, ЭТО СОЗНАНИЕ, ВМЕЩАЮЩЕЕ В СЕБЕ ВСЕ СЕМЕНА ; ПОЭТОМУ ОНО НАЗЫВАЕТСЯ "АЛАЯ" , - ТАК Я НАСТАВЛЯЛ ЛЮДЕЙ НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ. Эти две гатхи из агамы ясно сообщают о сущности и имени этого сознания. Вопрос: Почему Будда сказал, что это сознание называется "алая"? Все дхармы, относящиеся к категории рожденных и нечистых скрыты в этом вместилище; по этой причине оно так названо. Ведь это сознание является причиной сохранения всех дхарм, вмещая их в себя. Кроме того, все живые существа, имея это сознание своим вместилищем, из него заимствуют представление о свойстве наделенности "я". Вот поэтому оно и называется "алая-сознанием", как о том и возвещает агама. Гатха из почастного разъяснения сутры гласит: УХВАТЫВАЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ ГЛУБОКО И УТОНЧЕННО; В ЕГО ПОТОКЕ ПЛЫВУТ СЕМЕНА ДХАРМ. Я НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ ОБЫЧНЫМ ЛЮДЯМ, ЧТО ОНО ОТЧЛЕНЯЕТ ОБЪЕКТЫ И КРЕПКО ЦЕПЛЯЕТСЯ ЗА "Я". Вопрос: Почему это сознание также называется "адана-сознанием" ? Оно способно поддерживать все наделенные материальностью корни-индрии. Оно держится за все, имеющее отношение к получению, порождению, приобретению, будучи базовой опорой всего. По какой причине? Это сознание крепко ухватывает все наделенные материальностью корни-индрии и держится за них, не разрушая их и не отпуская. Так достигается последний предел континуальной последовательности развертывания свойств. И в момент восприятия оно способно вобрать воспринятое и скрыть его в себе. Таким образом и обретается тело на одном из шести путей существования. По той причине, что это сознание воспринимает явления и крепко ухватывается за них, его и называют адана-сознанием. Его также называют психикой . В соответствии с этим и Превосходнейший в мире Будда говорил о психике, уме и сознании. Ум бывает двух видов. Ум первого вида способен, взаимодействуя с объектами, порожать последовательность взаимообусловленности. Здесь умом считается сознанием предыдущего момента. Благодаря этому сознанию рождается представление о базовой опоре, как об уме. Ум второго вида - это загрязненный ум. Он находится в полном взаимодействии и гармонии с четырьмя базовыми аффектами. Первый аффект - вера в реальность самости, второй аффект - невежество относительно природы "я", третий аффект - привязанность к "я", четвертый аффект - неведение. Это сознание, в котором находят опору и прибежище все остаточные аффекты. Это аффективное сознание рождается благодаря опоре на ум первого вида. Из-за загрязненности этого ума второго вида и из-за наличия обусловленных чувственных объектов и их последовательного развертывания формируется способность различения и ментального конструирования. Этот второй аспект и называют умом в собственном смысле. Вопрос: А откуда известно о существовании загрязненного ума? Если бы этого вида психики, единственного проводника заблуждения, не существовало бы, то нельзя было бы сказать, что есть и само заблуждение. Дхарма этого ума находится в такой тесной ассоциации с пятью сознаниями чувственных восприятий, что кажется просто не существующей. И по какой причине? Эти пять сознаний чувственных восприятий сосуществуют одновременно, опираясь друг на друга и пребывая друг в друге. В таком случае и говорят о глазе и всех других корнях чувственного восприятия. Кроме того, этот ум называют умом, соответствующим отсутствию предмета. Кроме того, психика, фиксирующаяся на упокоении при условии отсутствия представлений фиксируется на отсутствии иного. И по какой причине? Загрязненная психика, фиксирующаяся на отсутствии представлений не одинакова с психикой, обнаруживающей фиксацию при проявлении упокоения. Но два этих типа фиксации по сути своей не отличаются друг от друга. Далее, во время пребывания на Небесах отсутствия мысли не имеется ни потока сознания, ни утраты, ни загрязнения. В этом состоянии как бы нет ни воззрения о наличии "я", ни привязанности к "я". А что касается всех прочих состояний, неразрывно связанных с возникновением ментального конструкта "я" с благой, неблагой и нейтральной окраской психики, они совершенно не таковы. Однако, именно неблагие психические состояния находятся в соответствии с привязанностью к представлению о "я". Представление о наличии "я" и чувство "я" активизируется такими психическими состояниями, однако не активизируются благими и нейтральными состояниями. Если эти два вида психики проявятся одновременно, то никакого ущерба от этого не будет. Если же они установятся и начнут действовать во взаимодействии с шестым сознанием, то тогда будет ущерб. ПРЕБЫВАЯ В ЗАБЛУЖДЕНИИ, УМ НЕ ДЕЙСТВУЕТ ОДИН, А УПОДОБЛЯЕТСЯ ПЯТИ СОЗНАНИЯМ. ДВЕ ФОРМЫ ФИКСАЦИИ НЕ РАЗНЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, А УМ И ПРИСУЩИЕ ЕМУ ИМЕНА ОКАЗЫВАЮТСЯ БЕСПРЕДМЕТНЫМИ. КОГДА НЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НЕТ И ХВАТАНИЯ ЗА "Я" И НЕТ ТАКЖЕ ПОТОКА СОЗНАНИЯ. ПРИ БЛАГИХ, НЕБЛАГИХ И НЕЙТРАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО ВОЗНИКАТЬ ХВАТАНИЕ ЗА "Я". КОГДА НЕТ ОТДЕЛЕНИЯ ОТ ЗАГРЯЗНЕННОЙ ПСИХИКИ, ТОГДА ДИАДА И ТРИАДА СВОЙСТВ БУДУТ ПРОТИВОСТОЯТЬ ДРУГ ДРУГУ. ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ВСЕХ ЭТИХ МЕСТОПРЕБЫВАНИЙ, ТО ХВАТАНИЕ ЗА "Я" ВООБЩЕ БЫ НЕ РОДИЛОСЬ. ДЛЯ ТОГО, КТО ВИДИТ ПРИРОДУ ИСТИННОЙ РЕАЛЬНОСТИ, НИ ОДНО ИЗ ПРЕПЯТСТВИЙ НЕ ВОЗНИКНЕТ. ТОГО ЖЕ, КТО ДЕЙСТВУЕТ ВО ВСЕХ МЕСТОПРЕБЫВАНИЯХ , НАЗОВУТ ТЕМ, КТО ДЕЙСТВУЕТ ОДИН, ПРЕБЫВАЯ В НЕВЕДЕНИИ. Поскольку этот вид психики является загрязненным, он охватывает также и природу нейтральных состояний. Он также в равной мере взаимосогласуется четырьмя формами сомнений. Например, все психические состояния миров форм и не-форм без исключения являются нейтральными, поскольку в этих двух мирах аффекты пребывают в сокрытии во вместилище шаматхи . В этом состоянии психика развертывается равномерно, не проявляя свою аффективность и третий уровень субстанции ума не может быть достигнут в отрыве от алая-сознания. По этой причине алая- сознание находит свое наиболее полное выражение в уме. Опираясь на вложенные умом в алая-сознание семена, рождаются все остальные формы сознания. Вопрос: В каком случае об этом уме говорят как о психике? Когда его рассматривают в отношении многочисленных видов семян, внесенных в него силой энергий привычки . Вопрос: По какой причине получается так, что последователи Колесницы слушающих голос ничего не говорят об этих свойствах психики, а вы говорите об алая и адана, называя их тончайшими началами, охватывающими всю сферу чувственно воспринимаемых объектов. Слушающие голос не занимают слишком высокой позиции на пути к обретению всеведения, поэтому среди них неизвестны эти учения. Их задача заключается в том, чтобы посредством завершенной мудрости идти к полноте первоначального обета, поэтому им и не сообщается об этих учениях. Но все бодхисаттвы должны занимать высокую позицию на пути к обретению всеведения и поэтому Будда проповедовал им эти доктрины. И по какой причине? Если отказаться от обретения этой мудрости всеведения, то наивысшее бодхи лишится своего местопребывания. Далее, следует сказать, что Так Приходящий прояснил эти учения приверженцам Колесницы слушающих голос , используя для этого другие имена. Так, в одной из сутр агамы говорится: "Все мирские люди наслаждаются алая, любят алая, упражняют алая, облекаются в алая, чтобы упокоить алая" . Так Приходящий проповедовал истинную Дхарму и он, стремясь к тому, чтобы мирские люди любили слушать его, закладывал в их уши наставления, стимулировавшие деятельность ума в направлении проявления мудрости и стремления к правильному усердию. Ведь истиная Дхарма Так Приходящего как раз и предназначена для восприятия и осуществления тех, кто стремится к упокоению и умиротворению алая. И с тех пор, как Так Приходящий покинул мир, это учение остается наиболее редко обретаемым и наделенным недоступными для мысли достоинствами. Это учение было явлено миру как учение о коренном сознании и о нем, уходя из мира, Так Приходящий возвестил в сутрах, наделенных четырьмя видами благих качеств. Учение об этом сознании, называемом, однако, другими именами было явлено и последователям Колесницы слушающих голос. Так, в агамах махасангхиков это сознание явлено как базовое коренное сознание, на которое опираются другие виды сознания подобно тому, как дерево опирается на свои корни. Махишасики , используя другое название, также говорят об этом сознании. Они называют его скандхой - источником смертей и рождений. И по какой причине? Ведь континуальная последовательность развертывания психического и физического временами прерывается, но семена, пребывающие в психическом начале этого типа существуют непрерывно. Поэтому следует знать, и опираться на это знание, что такие сущности, как адана, алая, базовое коренное сознание, скандха - источник смертей и рождений (а все это лишь имена, используемые последователями Малой Колесницы для обозначения алая-сознания) образуют царственный путь Учения. Находятся, правда, и такие наставники, которые говорят, что психика, ум и сознание - только разные слова, имеющие, однако, один и тот же смысл. Но смысл их не одинаков. О том, что ум и сознание отличаются друг от друга, уже говорилось выше, но следует знать, что и слово "психика" употребляется в разных смыслах. Есть также и такие наставники, которые говорят, что когда, как об этом сказано выше, Так Приходящий проповедовал в мире, что миряне радуются сознанию-алая и наслаждаются им, то под алая-сознанием он имел в виду просто пять скандх привязанности. Есть и такие наставники, которые утверждают, что алая - это взаимосоответствие привязанности к приятным ощущениям и влечений. Есть также наставники, которые утверждают, что привязанность к воззрению относительно существования самости и есть алая. Но все эти наставники находятся в заблуждении относительно природы алая, как это видно из содержания агам. Поэтому наставники, придерживающиеся таких точек зрения, хотя и считают себя последователями Малой Колесницы, но в действительности проповедуют учения, не совместимые с ее принципом. Если же найдется человек, не пребывающий в заблуждении относительно природы алая- сознания, то даже если он останется приверженцем Малой Колесницы, его принцип понимания все-таки окажется наивысшим. Почему он окажется наивысшим? Если придерживаться того мнения, что скандхи привязанности суть алая, то подобный взгляд непременно поведет к получению горького плода страданий в последующей жизни. Это хватание за скандхи как за алая - наиболее противоразумное и вредное заблуждение. И эта приверженность идее скандхи отнюдь не то, что следует любить. Ведь живые существа в своих привязанностях и радостях отнюдь не следуют истинному принципу. И по какой причине? Ведь в живых существах не возникает устойчивое желание отрешиться от привязанности к скандхам. Их стремление заключается только в том, чтобы приятные переживания всегда сопровождали их восприятия и они бы получали желаемое. Поскольку начиная с уровня четвертой ступени медитативного сосредоточения и в более высоких мирах подобные приятные переживания отсутствуют, то живые существа, обретшие рождение в высших мирах и не получающие их, чувствуют себя обездоленными и поэтому вновь рождаются в мирах гнета и страдания. Вот поэтому и можно сказать, что живые существа в своих привязанностях и радостях отнюдь не следуют истинному принципу. Если же мы рассмотрим это воззрение о природе телесного существования в свете истинного Учения, то мы увидим, что вера в не-я и наслаждение им отнюдь не есть то, что любят живые существа, поскольку именно за это алая-сознание хватается психика живых существ, воспринимая его в качестве своего внутреннего "я". И если живое существо получит при рождении дурную форму существования, то его скандха, определявшая желание страдать немедленно исчезнет и никогда более не возникнет. Однако, поскольку алая-сознание прочно связано с любовью к своему "я", к этому не прибавится желание наслаждения от пресечения существования самостного "я". И хотя в случае рождения в мирах выше четвертой ступени сосредоточения не наслаждаются больше переживанием чувственных удовольствий, в сознании-алая сохраняется и не прерывается любовь к самостному "я". Если мы посмотрим на это в свете истинного Учения, то увидим, что даже в том случае, если возникает желание наслаждаться "не-я" и противостоять воззрению телесного существования, тем не менее, в алая-сознании все же сохраняется любовь к своему самостному "я" и через это алая-сознание поддерживает свое устойчивое существование. Это сознание является превосходнейшим среди всех видов сознания и поэтому еще одним его именем является "совершенно утвержденное сознание". Г Л А В А 2. Все остальные сознания опираются на алая-сознание и их называют возникающими сознаниями. Следует знать все условия и формы их возникновения. Их также называют полученными и функционирующими сознаниями. Как гласит "Мадхьянта вибхага": ПЕРВОЕ НАЗЫВАЕТСЯ ОБУСЛОВЛЕННЫМ СОЗНАНИЕМ, А СОЗНАНИЯ ВТОРОГО ТИПА НАЗЫВАЮТСЯ ПОЛУЧЕННЫМИ. ПОЛУЧЕНИЕ ПРОИСХОДИТ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧЕНИЯ, А ВСЕ АКТИВНОЕ В НИХ ОТНОСИТСЯ К ДХАРМАМ СОЗНАНИЯ. Эти два типа сознаний взаимообусловливают друг друга. Как гласит гатха из "Махаяна абхидхарма сутры": ВСЕ ДХАРМЫ ХРАНЯТСЯ ВО ВМЕСТИЛИЩЕ СОЗНАНИЯ, СОЗНАНИЕ И ДХАРМЫ - ОДНО И ТО ЖЕ. ОНИ ВДВОЕМ ОБУСЛОВЛИВАЮТ ДРУГ ДРУГА И РАВНО ОПРЕДЕЛЯЮТ ХАРАКТЕР СЛЕДСТВИЙ. Если мы рассмотрим первый тип обусловленного порождения, то увидим, что дхармы и сознание определяют и обусловливают друг друга. А в случае обусловленного порождения второго типа чем обусловлены дхармы? Это дополнительная обусловленность. Эта обусловленность производит шесть эмпирических форм сознания. Всего существует три условия. Это дополнительное условие, обусловленное условие и производное условие. Эти три вида условий также называют так: 1. Условие порождения мира циклического существования рождений- смертей. 2. Условие существования влечения и отвращения. 3. Условие получения следствий и функционирования. Таковы все четыре вида условий. Абхидхарма - третий раздел буддийского канона - Трипитаки, содержащий тексты философско-психологического характера. Абхидхарма - буддийская теория дхарм как элементарных психофизических состояний и единиц описания этих состояний. Великая Колесница - Махаяна, одно из основных направлений буддизма. Превосходнейший в мире (локаджьештха) - один из эпитетов Будды. Бодхисаттвы (просветленное существо) - святой стремящийся к достижению состояния Будды (пробуждению - бодхи) на благо всех живых существ. Махасаттва (эпитет) - "великосущностный". Гатха - стих религиозного содержания. Так Приходящий (Татхагата) - один из основных эпитетов Будды. Малая Колесница (Хинаяна) - одно из основных направлений буддизма, иногда отождествляемое с ранним буддизмом, вследствие чего его сторонники называют эту доктрину Тхеравадой, то есть "Учением Старейших". Алая-сознание (алая-виджняна) - базовое (восьмое) сознание, источник всех прочих эмпирических форм сознания и опыта вообще. Учение об алая-виджняне было разработано буддийскими мыслителями школы виджнянавада (йогачара), одним из основателей которой был автор настоящего трактата Асанга. Имеются в виду три уровня реальносьти в соответствии с учением йогачары / виджнянавады (трисвабхава): уровень иллюзии, или ментального конструирования (парикалпита), соответствующий уровню обыденного сознания, уровень относительной реальности причиннообусловленного сущего, положенного в сознании - от алая- виджняны до шестивидного сознания чувственных восприятий (паратантра - "существующее с опорой на другое") и непостижимый для дискурса уровень абсолютной реальности (паринишпанна), представляющий собой природу сознания (все остальное - явления, феномены, или состояния сознания). Шесть парамит - шесть совершенств, ведущих к пробуждению: совершенства даяния, терпения, соблюдения обетов, усердия, созерцания и премудрости (дана, кшанти, шила, вирья, дхьяна и праджня). Один из видов предельного сосредоточения сознания (самадхи). Слово шурангама означает "победный марш". Согласно учению Махаяны, Будда является в Трех Телах (трикая) - абсолютном Теле Учения (дхармакая), Теле Блаженства (самбхогакая), в котором Будда является бодхисаттвам и йогинам и Магически Созданном Теле (нирманакая), в котором Будда в виде человека-монаха проповедует на уровне нашего "мира желаний". Теория Трех Тел была детально разработана йогачаринами. Двенадцатиричная цепь причиннозависимого происхождения (пратитья самутпада) - одна из основных доктрин буддизма, суть которой состоит в том, что "нет ни одной дхармы, которая не была бы порождением причин и условий" (Нагарджуна). Обычно это доктрина иллюстрируется на примере человеческой жизни, каждый этап которой, будучи обусловлен предыдущим, обусловливает последующий: а) промежуточное существование между смертью и новым рождением: авидья (неведение) - санскары (волевые импульсы, ведущие к новому рождению); б) новая жизнь от зачатия до рождения: виджняна (сознание) - - нама-рупа (психическое и физическое) - шад аятана (шесть баз органов восприятия, включая ум-манас); в) после рождения: спарша (контакт органов чувств и предметов чувств) - ведана (чувство) - тришна / таньха (влечение, жажда удовольствий) - упадана (привязанность) - бхава (полнокровное бытие); следующая жизнь: джати (рождение, обусловленное деяниями, кармой, предыдущей жизни) - джала-марана (старость и смерть); после этого все повторяется. Кальпа - мировой цикл, или период, во время которого космос появляется из пустоты, развертывается, пребывает и вновь разрушается, за чем следует его новое формирование. Асанкхея ("неисчислимый") - обозначение числа, для которого нет названия. По учению Махаяны, бодхисаттве требуется три неисчислимых космических цикла, чтобы достичь состояния Будды для блага всех живых существ. Семена (биджа) - элементарные единицы информации, закладываемые в алая-виджняну в качестве впечатлений прошлого опыта; из них же по закону причин и условий формируется и новый опыт, в свою очередь закладывающий "семена" в алая- сознание (ср. цикл "семя - дерево --- семя"). Слово "алая" означает "вместилище". Агама - базовый доктринальный текст, сутра (обычно, тхеравадинской традиции). Точно определить цитируемое произведение не удалось. Адана-виджняна (базовое, или фундаментальное сознание). Психика -- читта. Ум - манас; здесь - мановиджняна как интегрирующий центр психического опыта, образующий стержень личности, ответственный за противопоставление "я" - "не-я" и привязанность к внешнему миру и собственной самости. Имеются в виду различные уровни мира - тройственного психокосма (траялокья). Согласно буддийскому учению, мир сансары (смерте-рождений) состоит из трех уровней - мира желаний (камадхату), мира форм (рупадхату) и мира не-форм (арупадхату), которые рассматриваются в философии йогачары как явления, или уровни развертывания сознания. Шаматха - полное спокойствие психики; прекращение деятельности ума- манаса. Практика шаматхи является основой буддийской психотехники. Энергия привычки (васана) - предрасположенность сознания к развертыванию и объективации, приобретенная с безначальных времен. Слушающие голос (шравака) - последователи Хинаяны, стремящиеся к индивидуальному освобождению (нирване). Эта цитата восходит к тхеравадинской Типитаке (Трипитаке) на языке пали; раздел "Сутр средней длины" (Маджджхима никая). Слово "алая" однако употреблено там только в связи с идеей привязанностей и без какой-либо отсылки к теории базового сознания. Слов Дхарма (в таком случае пишется здесь со строчной буквы) означает также Учение Будды. Махишасики - одна из 18-ти школ раннего буддизма, первая по времени происхождения, просуществовавшая однако в рамках Хинаяны до 10 в. н.э. Скандха - группа элементов / дхарм, образующих эмпирическую личность (пудгала). Обычно признается пять скандх: рупа (материя, или чувственное), самджня (способность к различению и образованию представлений и понятий), ведана (чувство), санскара (формирующие факторы волитивно-мотивационного характера) и виджняна (сознание). Махишасики добавляли еще базовую скандху - "источник рождений-смертей). Имеется в виду брахманская доктрина атмавада, предполагающая существование индивидуального субстанциального "я", или души (атман). Буддизм отрицает существование атмана, заменяя его пятью скандхами элементов-дхарм, не субстанциальных и мгновенных. Согласно учению буддизма, миры троекосмия соотносятся с уровнями развертывания сознания, а в школе йогачара они рассматриваются как тождественные ему. Созвучные материалы: |