Отрывок из "Ста Тысяч Песен Миларепы": О пастушке из Рагма

Текст взят у Rita Redsky.



Однажды два юных пастуха пришли к Миларепе, [который находился в Пещере Бодхи в Рагма]. Младший из них спросил, - Дорогой Лама, есть ли у тебя компаньон?
Миларепа ответил, - Да.
- Кто же он?
- Его зовут «Друг Сердце-Бодхи».
- А где он сейчас?
- В доме универсального сознания-основы.
- Что ты имеешь под этим в виду?
- Моё собственное тело.

Старший пастушок тогда сказал, - Лама, наверное, нам лучше уйти, - ты не расположен дать нам поучения. Но младший спросил, - Лама, ты имеешь в виду, что это сознание и есть ум, а физическое тело – просто дом для ума?
- Да, это так. – сказал Миларепа.
Тогда юноша продолжал, - Мы знаем, что хотя дом обычно принадлежит одному человеку, многие могут в него войти, так что, обычно всегда есть несколько людей, живущих в доме. Точно также, в теле есть только один ум или их много? Если их много, то как они уживаются вместе?
- Хм... О том, находится в одном теле один ум или несколько, попробуй разобраться сам.
- Дорогой Лама, я попробую.
После этого юноши ушли домой. На следующее утро младший пастушок вернулся к Миларепе и сказал:
- Дорогой Лама, всю ночь я пытался узнать, что же такое мой ум и как он работает. Я внимательно наблюдал за ним и понял, что у меня есть только один ум. Даже если ты хочешь, ты не можешь убить этот ум. Как бы сильно ты не желал избавиться от него, он не исчезнет.
Если ты пытаешься его поймать, его невозможно ухватить; также невозможно удержать его, надавливая на него. Если ты хочешь, чтобы он стоял в одном месте, он не сделает этого; если ты отпустишь его, он не уйдёт.
Ты пытаешь собрать его, но его невозможно подцепить. Ты пытаешься увидеть его, но его нельзя увидеть. Ты пытаешься понять его, но понять его невозможно.
Если ты думаешь о нём, как о существующей вещи и отбрасываешь его, он не уходит. Если ты думаешь, что его нет, ты чувствуешь, как он бушует.
Это нечто светящееся, осознающее, бодрствующее, и в то же время непостижимое. Говоря кратко, очень трудно сказать, что же такое ум на самом деле. Пожалуйста, будь так добр ко мне и разъясни - что же всё-таки такое этот мой ум.
В ответ Миларепа спел эту песню:

Слушай меня, дорогой пастушок, защитник [овец]!
Просто услышав о вкусе сахара,
Невозможно испытать сладость;
Хотя умом можно понять,
Что такое сладость,
Её невозможно испытать непосредственно;
Только язык может сделать это.
Точно также нельзя понять полностью
Природу ума.
Хотя и можно увидеть её на миг,
Если кто-то указал на неё.
Если ты не полагаешься на этот миг,
А продолжаешь поиски природы ума,
То ты постигнешь её полностью в конце концов.
Дорогой пастушок, так тебе и надо наблюдать
Свой ум.

Юноша тогда сказал, - В этом случае даруй мне, пожалуйста, глубокие наставления, и сегодня вечером я взгляну в свой ум. А завтра вернусь и расскажу тебе о результате.
Миларепа сказал, - Очень хорошо. Когда ты вернёшься домой, попробуй определить цвет ума. Какой он – белый, красный или какой-нибудь другой? Какой он формы? Вытянутый, круглый или другой? Также, попробуй определить, в какой части тела он находится.
На следующее утро, едва взошло солнце, пастушок пригнал своих овец к месту, где находился Миларепа.
- Ночью ты попробовал увидеть, на что похож ум? - спросил его Миларепа.
- Да, я пытался. - ответил юноша.
- И на что же он похож?
- Он прозрачный, светящийся, движущийся, непредсказуемый, его нельзя ухватить и у него нет ни цвета, ни формы. Когда он ассоциирует себя с глазом - он видит; когда с ухом – слышит; когда с языком – ощущает вкус и говорит; когда с ногами – идёт.
Когда тело возбуждено, ум тоже встряхнут. Обычно ум направляет тело; когда тело в хорошей форме, ум может командовать им по желанию, но когда тело становится старым, дряхлым, разрушенным, ум покидает его без сожаления, - это как некто отбрасывает камень, которым только что подтёрся. Ум реалистичен и гибок. С другой стороны, тело не остаётся тихим и подчинённым, но часто создаёт проблемы уму. Оно причиняет страдания и боль, пока ум не теряет самоконтроль.
Ночью, во время сна, ум где-то бродит; он на самом деле очень занят и постоянно трудится. И мне абсолютно ясно, что все мои страдания вызваны этим умом.

В ответ Миларепа спел:

Слушай же меня, юный пастушок.
Тело – находится между состоянием сознания и обморока,
В то время как ум – критично важная и решающая вещь!
Именно он ощущает страдания нижних миров
И именно он – пленник самсары.
Но всё же, именно ум освобождает тебя из самсары.
Ты уверен, что хочешь достичь другого берега?
Ты уверен, что тоскуешь по Городу Счастья и
Освобождения?
Если ты желаешь отправиться туда, дорогое дитя,
Я могу показать
Тебе путь и дать наставления.

Юноша ответил, - Конечно же, дорогой Лама! Я готов искать этот путь.
Тогда Миларепа спросил, - Как тебя зовут?
- Сангже Джап.
- Сколько тебе лет?
- Шестнадцать.

Затем Миларепа дал ему учения о принятии Прибежища, кратко объяснив всю пользу и важность этого. После этого он сказал:
- Когда ты вечером вернёшься домой, не переставай начитывать Молитву. И в это время постарайся понять, что же всё-таки принимает Прибежище, – ум или тело? А завтра расскажи мне о результате.
Ранним утром следующего дня юноша пришёл к Миларепе и сказал, - Дорогой Лама, всю ночь я пытался понять, что же всё-таки принимает Прибежище – ум или тело. Я понял, что и ни то, и ни другое.

Сначала я наблюдал за телом. Каждая часть его, от головы до мизинца на ноге, имеет своё собственное название. Я спрашивал себя, «Это ли тело как единое целое принимает Прибежище?» Но ведь когда ум покидает тело, всё остальное тоже перестаёт существовать. Люди тогда называют это тело «трупом» и оно определённо не может называться «ищущим Прибежище».
Более того, когда оно распадается на части, то со временем перестаёт быть даже трупом. Поэтому, тело точно не может принять Прибежище в Будде.

Затем я спросил себя, «Может, это ум принимает Прибежище?» Но ищущий Прибежище точно не может быть только умом, потому что последний – только [изменчивый] ум и ничего больше. Если некто скажет, что имеющийся в данный момент ум – реален, то, тогда таким же будет и тот ум, что примет Прибежище в следующий момент, - и так получается, что будет уже два ума. И тогда им обоим надо дать названия вроде «ум настоящего момента» и «ум будущего».
Кроме того, получается, что во время поиска Прибежища оба ума, - и «ум настоящего момента», и «ум будущего» уже исчезли! Если некто скажет, что оба этих ума принимают Прибежище, тогда получается, что ум – неизменен, никогда не меняется; то, что не возникает и не исчезает. Если бы это было так, тогда во всех жизнях прошлого и будущего, во всех шести мирах самсары, это и был бы тот самый настоящий «ищущий Прибежище».

Но на самом деле я не могу вспомнить ничего из прошлой жизни. И также не знаю, что произойдёт в будущем. Ум прошлого года и вчерашний – исчезли; завтрашний – ещё не возник; тот, что струится прямо сейчас – не стоит на месте. Молю тебя, мой учитель, объясни всё это, пожалуйста! Я полностью доверяю тебе; ты знаешь всё, ты знаешь, что мне нужно!»
В ответ на его просьбу Миларепа спел эту песню:

Со всей искренностью молю своего Гуру,
Того, кто познал истину Без-Эговости,
Молю телом, словами и умом;
Молю с великой верой и чистосердечно.
Молю, благослови меня и моих учеников,
Помоги нам понять Истину Без-Эговости!
Пожалей нас и выдерни из бедственной ситуации
Цеплянья за Эго!
Слушай внимательно, дорогой пастушок.
Цеплянье за понятие Эго –
Характеристика нашего сознания.
Если же взглянуть в это сознание,
Ты не увидишь Эго; ничего от Эго просто не увидеть!
Если практиковать Махамудру,
И знать, как видеть «ничего», то тогда можно кое-что
Увидеть.
Чтобы практиковать Махамудру,
Нужна великая вера, скромность и усердие
Как Фундамент.
Нужно понимать истину о карме и
Причинности как Пути.
Чтобы обрести Реализацию,
Необходимо полагаться на Гуру,
Получая от него Инициации, Объяснения
И внутренние Поучения.
Ученик должен иметь заслуги,
Чтобы получить все эти поучения.
Это должен быть человек, которому безразличны
Дискомфорт и страдания;
Необходима также сила бесстрашия
И желание бросить вызов смерти!
Дорогой пастушок, есть ли всё это у тебя?
Если да, то ты достаточно силён для пути.
Если нет, то лучше даже и не говорить обо всём этом.
Просто спроси себя и поразмысли об этом хорошенько.
Когда ты искал «Я» [прошлой ночью], ты просто
Не смог бы его найти.
Это практика Без-Эговости личности.
Если ты хочешь практиковать Без-Эговость существования,
Следуй моему примеру и медитируй двенадцать лет.
Тогда ты познаешь природу ума!
Подумай хорошенько об этом, дорогой юноша!

Пастушок сказал, - Я подношу тебе своё тело и свою голову. Пожалуйста, помоги мне понять мой собственный ум ясно и со всей определённостью.
Миларепа подумал, «Мне надо убедиться, что это дитя действительно может практиковать», и сказал, - Сначала обратись с молитвой к Трём Драгоценностям, затем визуализируй образ Будды перед своим носом... Так Миларепа дал пастушку инструкции для развития концентрации и отправил его практиковать.
Целых семь дней о пастушке не было никаких известий. На седьмой день к Миларепе пришёл отец пастушка и сказал, - Дорогой Лама, моего сына не было дома уже целую неделю. Это очень странно. Мы уже начали думать, что он заблудился, и я пошёл спрашивать других пастухов, которые его видели. Они сказали, что он пришёл к тебе спросить о Дхарме, и были уверены, что потом он пошёл домой. Но где же он?

- Он был здесь, - ответил Миларепа.- Но не приходил больше уже семь дней.
Отец был безутешен и сильно горевал, покинув Миларепу. На поиски пастушка отправились много людей. Наконец, они нашли его, сидящего с прямой спиной и открытыми глазами и смотрящего перед собой.
- Что ты здесь делаешь? – спросили они.
- Я практикую медитацию, которую дал мне Лама, - ответил юноша.
- Но почему ты не приходил домой неделю?
- Я только что сел медитировать, а вы, должно быть, шутите про неделю.
Сказав это, он взглянул на солнце и увидел, что, было раньше, чем когда он начал медитировать. Абсолютно удивлённый, он воскликнул, - Что это такое произошло?
С того дня семья юноши стала испытывать некоторые сложности с ним, потому что он почти что полностью потерял ощущение времени. То, что ему казалось одним днём, для других пролетало как четыре или пять дней. Много раз родители отправляли людей на его поиски. Наконец уставшие родители спросили его, не хотел бы он жить рядом с Миларепой. Он сказал, что не мог бы даже желать чего-то другого. Так, они сказали, что будут снабжать его едой и отправили поближе к Ламе...



Созвучные материалы:

Обсудить(Для обсуждения нужно зарегистрироваться на форуме)   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100