ОБРЕТЕНИЕ ДУШЕВНОГО ПОКОЯ И ПРОСВЕТЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИТАЦИИ

Наставления достопочтенного Калу Римпоче
Часть 1
 

Я очень рад, что сегодня здесь собралось много людей из разных стран, желающих услышать Дхарму. Говоря о Дхарме, мы можем иметь в виду одно из двух: мирская дхарма или же духовная дхарма. Все, что совершается ради обеспечения собственного счастья и благополучия в этой жизни, является мирской дхармой. В наше время мирская дхарма достигла высокого уровня развития во всех странах мира. Что же касается духовной дхармы, то ее цель - привнести в эту жизнь больше внутреннего мира и счастья и, в конечном итоге, к полному овладению собственным умом и достижению состояния Будды, полного Пробуждения.

Говорят, что Будда всеведущ и всевидящ. Обладая знанием такой полноты, глядя на каждое живое существо с любовью матери к своему единственному чаду, он преподал великое разнообразие учений в соответствии с различными способностями каждого существа. В мире также существует много других духовных учений, таких как христианство, индуизм и т.д., которые можно рассматривать как выражение сострадания, благословения и чудотворных проявлений Будды (или Пробужденности). Каждое из этих учений отвечает тем или иным устремлениям.

Можно сказать, что все учения едины в той степени, в какой позволяют существам избежать перерождения в низших мирах: в аду, среди голодных духов или животным. Вы могли бы сказать: "Раз уж все учения приносят людям одинаковую пользу, то одного было бы вполне достаточно. Зачем так много?" Это было бы неверно. Когда вы идете в ресторан, то меню предлагает вам не одно лишь блюдо, но множество блюд, дабы удовлетворить любой вкус. Каждый посетитель выбирает то, что ему нравится, хотя цель у всех блюд одна - насытить. Точно так же различные учения отвечают различным устремлениям, так что разнообразие необходимо.

Это не означает, что конечный итог всех духовных учений один и тот же: некоторые из них ведут к достижению высших перерождений (удачное человеческое рождение или рождение небожителем) в одном из миров сансары; другие к перерождению в каком-либо из божественных миров, будь то миры страстей, миры чистых образов или миры без образа вплоть до "вершины бытия", то есть высочайшей точки среди всех возможностей сансары. Некоторые приводят к состояниям личного освобождения, таким как состояния шраваки (слушателя), пратьекабудды (пробужденного для себя) или архата. Что же касается пути парамит (совершенств), будь их перечислено шесть или десять, то он ведет к состоянию, которое всецело благо как для себя, так и для других, к полному Пробуждению. Однако, чтобы полностью пройти этот путь необходимо три безмерных космических века. Наконец, Ваджраяна, также называемая путем тантр, представляет такие искусные средства, которые дают нам возможность обрести состояние Будды за одну жизнь, в одном теле.

Все эти подходы к духовному развитию невыразимы в рамках одного учения; поэтому учений должно быть много и уже ваша задача изучить их и увидеть, что вам больше подходит.

Учение, о котором будет идти речь в ближайшие дни, называется по-тибетски "нангпа-сангьепа". Первое слово "нангпа" означает "внутренний" и указывает на то, что связано с умом, внутренней стороной вашей личности (тело при этом уподобляется внешней оболочке). Смысл в том, чтобы привнести в ум больше покоя и счастья, затем полностью овладеть им и постичь его истинную, высшую природу. "Сангьепа" означает "буддийский" и попросту относится к тому, что данное учение было проповедано Буддой. Полностью этот термин можно перевести как "внутренняя наука, преподанная Буддой".

Все явления шести миров круговорота бытия, равно как и Совершенное Пробуждение, состояние Будды, испытываются только лишь умом, который является всеобщей основой любого опыта или переживания. Вот почему темой этих первых наставлений является природа ума. Обретение некоторой степени понимания истинной природы ума может позволить вам развить внутренний покой и счастье и даже может привести вас, в конечном итоге, к состоянию Будды. Если у вас нет этого понимания природы ума, созерцание становится чем-то трудным, все равно как вести машину по скверной дороге. Но как только вы постигли природу ума, созерцать становится легко, словно лететь по небу на самолете.

В определенном смысле это постижение истинной природы ума может оказаться очень-очень легким, чем-то, что у вас уже наверняка есть, ведь ум не находится где-то вовне. Ум всегда у каждого под рукой и, следовательно, каждый должен бы знать, что это такое. С другой стороны, это может оказаться очень сложным, поскольку мы обычные существа и, соответственно, наш ум затемнен четырьмя великими завесами: завесой неведения, завесой привычной склонности к дуалистическому мышлению, завесой беспокойных эмоций (санс. клеша) и завесой кармы. Эти завесы затрудняют переживание чистой природы ума, точно так же, как трудно увидеть солнце, когда небо покрыто густыми облаками или туманом.

Однако, вам очень повезло быть людьми, поскольку это дает вам возможности понимания и духовной практики, чего нет больше ни в каком другом из шести миров бытия. Человеческого рождения как такового, конечно же, недостаточно для духовного роста. Оно бывает трех видов: низшее, обычное и высшее. Человеческое рождение низшего вида относится к тому, как бесполезно, в духовном смысле, используется жизнь: либо человек не знает ни о каком духовном пути, либо, обладая таким знанием, но будучи далек от веры и уважения, он питает воззрения, направленные против духовности. Такие люди накапливают огромную дурную карму. Это зовется человеческим рождением низшего вида, поскольку приводит к перерождению в низших мирах (ад, голодные духи, животные).

Во вторых, о том множестве людей, которые не совершают ни благих, ни пагубных действий, говорят как о тех, кто имеет обычное человеческое рождение. Плоды их будущих жизней не будут ни хорошими, ни плохими, просто ни то, ни се.

Что же до высшего человеческого рождения, то к нему относятся те, кто соприкоснулся с духовной дхармой, в чьих умах взросли вера и почитание и кто следует ее наставлениям. Это также называется "драгоценным человеческим рождением", поскольку ведет к освобождению к полному Пробуждению. Сейчас у каждого из вас есть это драгоценное человеческое рождение. Вообще говоря, золото, алмазы и тому подобное считаются драгоценными, потому что даже на малое их количество вы можете много чего приобрести. Точно так же ваша жизнь с духовной точки зрения исключительно ценна.

Теперь, обладая этой драгоценной жизнью, вы должны наполнять ее смыслом, то есть продвигаться к освобождению и Пробуждению. Лучше всего достичь освобождения прямо в этой жизни, если нет, то освободиться в течение бардо (промежуточное состояние между этой и следующей жизнями), или по крайней мере освободиться за три или за семь жизней. Средства, позволяющие столь быстрое осуществление, доступны, и если вы их используете, ваша жизнь всецело исполнит свое предназначение.

Наставления, данные Буддой, по всеохватности сравнивают с небом, а по глубине - с океаном, и потребовалось бы довольно длительное время, чтобы обсудить все их стороны. Но самое важное, что объемлет наиболее существенные моменты, это слушать непосредственные практические наставления своего гуру, размышлять над ними и изучать их смысл, а затем воплощать в созерцательной практике. Следование этим наставлениям быстро принесет очень благотворные плоды.

Прежде всего, делая все, что можете, при том малом владении собственным умом, которое у вас есть, вы должны обрести некоторое понимание истинной природы ума - этого никак не миновать.

Так что же такое ум? Говорят, что он пуст, но понятие "пустота" в приложении к уму зачастую понимается неверно.

Вы можете сказать, что небо пусто, что в комнате есть пустое пространство и так далее, но если бы ум был пуст только в этом смысле, вы бы никогда не опознали его [как таковой]. С другой стороны, нельзя сказать, что ум может быть опознан как нечто вещественное - у него нет ни цвета, ни формы, ни геометрической структуры, и т.д. Если сказать, что ум ни существует, ни не существует, ни то и другое вместе, это может оказаться очень трудным для понимания. В литературе Праджняпарамиты (Совершенной Премудрости) ум описывается как избавление от "четырех крайностей" и "восьми достоверностей"; это можно постепенно изучать с помощью писаний, но понять сразу также довольно трудно.

Так что же такое ум? Прежде всего это то, что осознает всевозможные мысли, порождает всевозможные беспокойные эмоции и испытывает всевозможные страдания и радости. Вот каков ум.

Далее, чтобы описать его исконную природу следует сперва сказать, что его сущность пуста, что у него нет ни цвета, ни образа, ни вещества и как таковой он иначе, чем пустой, описан быть не может. Эта пустота подразумевает отсутствие пределов и всеохватность. Нельзя сказать, что пустота в каком-то месте начинает существовать, а в каком-то месте прекращает, это было бы бессмыслицей.

Но если бы ум был только пуст, вы не могли бы ничего знать: ни внешних, ни внутренних явлений, поскольку пустота не подразумевает осознавание. Так что ум описывается еще и как ясный по природе. Например, комната, в которой вы сидите, наполнена пустым пространством, но люди и предметы в ней видны благодаря проникающему через окна солнечному свету и электрическому освещению. Точно так же ум благодаря своей ясности может знать все и дать всему проявиться. Хотя вы сейчас сидите в этой комнате, вам на ум могут прийти образы далеких пейзажей и стран, будь-то Индия, Америка или что-то еще. Это признак ясности. Без ясности ничто не могло бы проявиться.

Теперь вы можете сказать, что пустоты и ясности недостаточно для описания ума - в этой комнате есть и ясность, и пустота, но у комнаты нет ума. Так что должен быть еще и третий элемент, а именно беспрепятственное различающее знание. Например, думая об Индии, вы можете отчетливо опознать, определить, что предстает вашему уму: "это великая ступа в Бодх Гае, а это такой-то город, вот человек, а вот корова" и т.д.

Всякий раз, когда есть пустота ума, есть и ясность; когда есть ясность, есть и различающее знание. Пустота, ясность и беспрепятственное различающее знание - это три нераздельных качества, которые описывают ум. Ум, обладающий этими тремя свойствами, существует с безначальных времен, не будет иметь конца и никогда не прервется. Он вечен. Было бы бессмысленно сказать, что пространство, будучи пусто, существует с некоторого времени или прекратится через какое-то число лет. Точно так же, благодаря своей пустоте ум неизбывен, вечен.

Ум, обладающий этими тремя качествами, также свойственен всем живым существам. Он есть и у нас, и у всех без исключения обитателей шести миров. Он называется: "потенциальная природа пробужденности" (санс.Татхагатагарбха). Поскольку вы наделены этой потенциальной природой пробужденности, то, совершив, что необходимо, вы можете обрести истинную Пробужденность. Например, если бы морская раковина, покрывшись грязью, почернела, то, будучи белой по природе, она восстановит свою белизну, когда вы ее отмоете. Но сколько бы вы ни мыли кусок угля, он никогда не побелеет. Точно также, если бы у нас не было потенциальной природы пробужденности, не было бы никакого способа обрести истинную Пробужденность. Как сказал Будда: "В сущности, все живые существа - будды, но они покрыты временными омрачениями; как только омрачения устранены, они - истинные будды".

Хотя у вас и есть ум, наделенный этими тремя основополагающими качествами, вы не распознаете его как таковой и, в таком омраченном состоянии, подвержены рождению, болезни и смерти; вы проходите через переживание обманчивых (иллюзорных) явлений. Сами же эти обманчивые явления возникают от неведения. Когда вы что-то потеряли, вы не видите этой вещи и не знаете, где она. Точно таким же образом вы не распознаете истинную природу своего ума. Это и есть неведение. Откуда же берется само неведение? С самого рождения у вас есть глаза, тем не менее, ваши глаза не могут видеть ни вашего лица, ни самих себя, хотя и видят все остальное. Точно так же неведение - это попросту неспособность ума видеть самого себя, узнавать себя. То, что ум и неведение всегда сосуществовали, называется "изначальным неведением". Нельзя сказать, что неведение стало омрачать ум с какого-то времени в прошлом, так же, как нельзя найти в земле чистое золото. До очистки золото всегда сосуществовало с золотоносной рудой. Руду к золоту не добавляли.

Неведение подразумевает нераспознание трех основополагающих качеств ума. Не распознавая пустоту ума, вы принимаете ее за "Я"; не распознавая ясность ума, которая выражает себя в мыслях и внешней видимости явлений, вы принимаете ее за "другого". Наш мир становится миром двойственности: себя и другого. Хотя ум не имеет независимого, ограниченного существования, ваше восприятие его как самосуществующего образует второй уровень неведения - "обусловленное неведение".

На основе, как изначального, так и обусловленного неведения, а также вашего цепляния за "Я" и "другое" как за истинно существующие, вы счастливы тем, что приятно, и развиваете к нему привязанность; вы также несчастны от того, что неприятно, и, соответственно, развиваете к нему гнев и неприязнь. Не осознавая этого взаимодействия привязанности и неприязни, ваш ум, в большей или меньшей степени, находится в состоянии отупления. Привязанность, неприязнь и тупость - это три коренных беспокойных эмоции, рожденных от неведения. Далее, от привязанности рождается жадность, от неприязни - ревность и от тупости - гордыня, составляя в целом шесть беспокойных эмоций.

Сама привязанность многообразна: привязанность к себе, своему телу, дому, имуществу и так далее. Обычно насчитывается 21000 видов привязанности. Так же можно насчитать 21000 видов неприязни, 21000 видов тупости, а также 21000 видов сочетаний этих трех. Вместе все это составляет 84000 беспокойных эмоций.

Под воздействием этих беспокойных эмоций существа совершают огромное количество пагубных действий, ведущих к прохождению через шесть миров сансарного бытия.

Неведение является основным омрачением ума. В качестве побочного продукта возникает вера в истинное существование себя и других, называемая омрачением "привычной склонности к двойственному (дуалистическому) мышлению". Двойственность с безначальных времен коренится в нашем уме и будет длиться до самого Пробуждения, вот почему это привычная, постоянная склонность. Эта склонность управляет не только нашим бодрственным состоянием, но также и состоянием сна и бардо. Она никогда нас не оставляет. 84000 беспокойных эмоций, рожденных от двойственого мышления, образуют третью великую завесу омрачений - омрачения беспокойных эмоций. Далее, всевозможные пагубные действия, совершенные под воздействием беспокойных эмоций, ведущие преимущественно к перерождению в трех низших мирах, образуют завесу [омрачений] кармы.

Ум, наделенный тремя чистыми качествами, являющийся зародышем Пробуждения, также называется "изначальным сохраняющим осознанием" (алая-джняна). Будучи покрыт [завесами] неведения, двойственности и так далее, он зовется "обычным сохраняющим сознанием" (санс. алая-виджняна). Эти две стороны, чистая и нечистая, существуют сейчас, смешанные воедино. В этом сосуществовании, благодаря благодати и состраданию Трех Драгоценностей, равно как и благодаря самостоятельно накопленным благоприятным обстоятельствам, изначальное осознание - благая часть ума - время от времени выражает себя через веру, благожелательность, сострадание, духовную проницательность и так далее, и, исходя из этого, совершаются различные благие деяния, ведущие к перерождению в высших мирах: люди, небожители и т.д.

В добавление к четырем великим омрачениям (неведение, привычная склонность к двойственному мышлению, беспокойные эмоции и карма) есть еще множество вторичных омрачений. Как только все эти омрачения устранены, ум становится совершенно чист, что обозначается тибетским словом "санг", которое используется по отношению к небу, когда оно чисто и без единого облачка. В таком небе солнце сияет в полном своем величии и как-бы "развито" в полной мере. Развитый по-тибетски "гье". Вместе эти два слога "санг-гье" обозначают в тибетском языке Будду, так что это можно перевести как "тот, кто полностью очищен и чьи качества всецело развиты".

Путь к полному Пробуждению, состоянию будды, проходит через десять ступеней бодхисаттвы: на первой ступени идущий освобождается от омрачения кармы; на седьмом очищается от омрачения беспокойных эмоций; в течении восьмой и девятой ступеней от омрачения привычной склонности к двойственому мышлению. В конце десятой ступени устраняется омрачение неведения и достигается состояние будды.

Многие думают, что состояние будды - это что-то вроде небытия или отсутствия, некая пустота без осознавания, подобно небу. Это вовсе не так. Состояние Будды означает, что ум полностью очищен (санг) от всех омрачений, но также и то, что присущие ему качества развиты в полной мере (гье). Это подразумевает полное понимание всех явлений в их сущности и многообразии. Это также подразумевает совершенное, постоянное действие трех основополагающих качеств ума, которые мы исследовали раннее. В этом случае сущностная пустота есть "Тело Истины" (санс. Дхармакая), ясность - "Тело Наслаждения" (санс. Самбхогакая), а беспрепятственное различающее знание - "Воплощенное тело" (санс. Нирманакая). Таким образом ум наделен всеми свойствами трех Тел Будды.

Дхармакая, будучи пустотой, невещественна и чувственно невоспринимаема. Она всеобъемлюща, словно пространство, и постоянна, вечна. Самбхогакая обладает качествами, именуемыми "пять достоверностей" и также вечна. Нирманакая есть выражение энергии Дхармакаи и Самбхогакаи. Ее задача - направлять омраченных существ, таких как мы. Будда Шакьямуни, к примеру, был высшим проявлением Нирманакаи. У такой Нирманакаи насчитывается 112 телесных отличий, подразделяемых на 32 главных и 80 меньших признаков, которые превосходят любые телесные качества, какие только можно встретить среди богов и людей. Подобным образом, Будда обладает 60 качествами речи, несравненными среди богов и людей, такими как способность преподать одно учение, которое будет одновременно понятно людям, говорящим на сотне разных языков. Что же касается ума Будды, считается, что он способен знать прошлое, настоящее и возможное будущее всех живых существ. Он обладает тридцатью двумя особыми качествами, а именно: десятью силами, четырьмя видами бесстрашия и восемнадцатью видами отсутствия заблуждений.

На уровне Будды присутствуют все эти качества. Следовательно, это вовсе не небытие и не отсутствие. Будда, обладающий тремя Телами, - это не просто кто-то, кому вы можете молиться, но также и состояние пробужденности, которого можно достичь самому.

Хотя ваш ум и обладает тремя основополагающими качествами, дающими возможность пробуждения, эта возможность пока не осуществлена и вы все еще - обычные существа, продолжающие накапливать карму, которая заставляет вас снова и снова рождаться в сансаре. Будда говорил, что для того, чтобы узнать кем ты был в прошлой жизни, достаточно изучить свое нынешнее состояние. Многие люди не верят в прошлые рождения, но уже сами обстоятельства вашей теперешней жизни являются доказательством жизней прошедших. Говорится также, что кармическое семя, которое было заронено в ум тем или иным действием, не может исчезнуть, но должно так или иначе проявить себя, пусть даже через сотню космических веков (санс. кальпа).

Сейчас вы рождены людьми. Это плод совершенных в прошлых жизнях определенных поступков и у всех людей нашей планеты есть однотипная карма как основа существования. Наряду с этой общей основой можно видеть и множество различий, возникающих в связи с особенностями личной кармы: некоторые, благодаря хорошей карме, счастливы, богаты и наслаждаются долгой жизнью без болезней; другие, хотя и обрели человеческое рождение, что само по себе уже хорошая карма, много страдают, претерпевают болезни, нищету и недолгую жизнь по причине своих прошлых неразумных действий. Говоря в целом, великое многообразие кармы рождает великое многообразие видов существования.

Если у вас есть некоторое знание того, как действует карма, вы обретаете способность совершать благие действия, избегать неблагих и, как следствие, получите благоприятные обстоятельства при своем будущем рождении человеком или небожителем. Ваше нынешнее тело лишь обманчивая видимость, и как таковое непостоянно. Некоторым дано насладиться долгим сроком жизни, но никто не может в итоге избежать смерти.

Многие возражают, что нельзя увидеть так называемую карму, говорят, что она вовсе не существует, что совершаемые нами действия не имеют никакой связи с тем, каковы будут наши последующие жизни, буде таковые существуют. Но вам следует поразмыслить над фактом, что это наш ум является тем, кто накапливает карму и испытывает ее, и, поскольку ум увидеть невозможно, то карма не является чем-то, что можно увидеть глазами.

Ваш ум, наделенный тремя основополагающими качествами, вечен, и вы перерождались вновь и вновь вплоть до вашей предыдущей жизни, в конце которой вы опять умерли и вступили в бардо. В конце бардо ваша карма подтолкнула вас к человеческому перерождению. Видя своих будущих родителей в соитии, вы притянулись и вошли в чрево матери. Но в это время ни ваш отец, ни ваша мать не видели, как вошел ваш ум, потому что ум невещественен и увидеть его нельзя. Подобным же образом в конце жизни тело и ум разделяются: это то, что называется смертью. В это время, пусть даже умирающий окружен сотнями и тысячами людей, никто не может видеть, куда отправляется ум. Это также показатель того, что ум в своей сущности пуст.

Когда наступает смерть, "я" в растерянности и испытывает ужасные страдания и страхи, которые приводят к падению в глубокий обморок, в состояние полной бессознательности, длящееся обычно три с половиной дня. Этот пустой промежуток составляет первый период бардо, называемый бардо истинной природы (дхармата). Затем обманчивые (иллюзорные) видения, подобные тем, что мы испытываем сейчас, начинают появляться и, в соответствии с ними, ум испытывает всевозможные радости и страдания. Этот второй период бардо называется бардо становления.

Вкратце, все, что мы испытываем, имеет своей основой ум, который есть пустота, ясность и различающее знание. Для того, чтобы обрести уверенность в отношении этой основополагающей природы ума, необходима практика созерцания.



Созвучные материалы:




 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100