ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ

Глава одинадцатая
 

В отношении заповедей зарождения пробужденного настроя вовлечения существуют три аспекта: практика особенной дисциплины, практика особенного настроя и практика особенной мудрости понимания. Так, в "Светильнике пути пробуждения" говорится:

"Посредством пребывания в состоянии обетов - самости настроя вовлеченности -

Монастырь в Шигадзэ

И хорошенько напрактиковавшись в трех практиках дисциплины

Увеличишь почтение к трем практикам дисциплины".

Итак, практика особенной дисциплины - это щедрость, дисциплина и терпение. Практика особенного настроя - это медитативное созерцание. Практика особенной мудрости - это мудрость. Усердие является союзником [этих] трех частей. В "Украшении сутр" сказано:

"Что касается трех практик,

То Победоносным шесть парамит

Были доподлинно объяснены так: первая - это три,

Последние две - два аспекта,

И одна относится ко всем трем частям."

Поэтому, говоря вкратце, необходимо знать, что

Щедростью, дисциплиной, терпением,

Усердием, созерцанием и мудростью -

Этими шестью аспектами

Обобщаются заповеди развития настроя вовлечения.

Также в "Сутре вопрошений Субаху" сказано так: "Субаху! Для того, чтобы Бодхисаттва-Махасаттва быстро и прямо достиг совершенного пробуждения, необходимо постоянно, длительно и подлинно совершенствоваться в этих шести парамитах. Каковы же [эти] шесть? Они суть: парамита щедрости, парамита дисциплины, парамита терпения, парамита усердия, парамита созерцания, и шестая - парамита мудрости."

Также эти шесть парамит должны быть понятыми посредством двух [разделов]: сжатого изложения сути и подробного объяснения частей.

Первое, сжатое изложение сути, вкратце таково:

Точное число, точный порядок,

Определяющие характеристики, этимология,

Полная классификация и группирование -

Этими шестью [пунктами] обобщаются шесть парамит.

Что касается точного числа шести парамит, то с точки зрения [обретения] благой участи и "определенно доброго" три ведут к благой участи и три - к "определенно доброму". Что касается благой участи, то щедрость ведет к богатству, дисциплина - к [хорошему] телу, терпение - к [хорошему] окружению. В отношении "определенно доброго" усердие ведет к возрастанию качеств, созерцание - к умиротворенному состоянию, мудрость - к исключительному видению. Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано:

"Имущественная и телесная полноценность

И наилучшее окружение - благая участь..." и так далее.

Что же касается точного порядка, то преемственный порядок возникновения таков: поскольку из-за щедрости не взираешь на богатства, обретаешь подлинную дисциплину; если обладаешь дисциплиной, возникает терпение; в силу обладания терпением становишься способным прилагать усердие; прилагая усердие, рождаешь медитативное погружение; если есть стабильное равновесие в медитативном погружении, всецело понимаешь подлинность "как оно есть".

Порядок же от низшего к высшему таков: то, что ниже, объяснено ранее, а то, что находится наверху, объяснено позже. Опять же, порядок от очевидного к тонкому таков: то, что очевидно, и возникает очевидно, и [в это] легче вовлекаться, что и объяснено ранее; то, что тонко, и возникает тонко, и [в это] труднее вовлекаться, что и объяснено позже. Также в "Украшении сутр" сказано:

"На основе раннего возникает позднее,

Поскольку низкое содержится в высоком.

И поскольку есть очевидное и тонкое,

Они расположены по порядку."

Определяющие характеристики парамит Бодхисаттвы - щедрости и прочих - имеют четыре аспекта: уменьшение несообразных обстоятельств, развитие совершенно неконцептуальной изначальной мудрости, совершенное исполнение всех желаний и три способа приведения чувствующих существ к полной зрелости. Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано:

"Щедрость уменьшает несообразные обстоятельства,

[Приводит] к обладанию совершенно неконцептуальной изначальной мудростью,

Полностью исполняет все желания

Тремя способами приводит чувствующих существ к полной зрелости..." - и так далее.

Этимология: поскольку "отстраняется бедность" - это щедрость; поскольку "обретается прохлада" - это дисциплина; поскольку "претерпевается гнев" - это терпение; поскольку происходит "сочетание с высшим" - это усердие; поскольку "ум постигается внутренне" - это созерцание; поскольку этим "понимается абсолютное" - это мудрость. И поскольку с их посредством достигается "другой берег самсары - нирвана" - это парамита. Сообразно с этим в "Украшении сутр" говорится:

"Поскольку это объяснено как отстранение от бедности,

Обретение прохлады, претерпевание гнева,

Сочетание с высшим, восприятие ума

И понимание абсолютного."

Полная классификация: щедрость щедрости, дисциплина щедрости... - и так же далее каждая из шести парамит подразделяется на шесть, что составляет тридцать шесть. Сообразно с этим в "Украшении прямого постижения" сказано так:

"Когда шесть аспектов - щедрость и прочие

Присоединяются к каждому из них самих,

То осуществление становится снаряженным.

Так объяснено - шесть групп по шесть."

Группирование - это объединение по двум накоплениям: щедрость и дисциплина являются накоплением заслуги, а мудрость - накоплением изначальной мудрости. Терпение, усердие и созерцание относятся к обоим накопления. Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано:

"Щедрость и дисциплина являются

Накоплением заслуги, а мудрость - изначальной мудрости;

Остальные три - двояки".

На этом одиннадцатая глава, объясняющая общее представление шести парамит из "Драгоценного украшения освобождения, подобного исполняющей желания драгоценности истинного Учения", завершается.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100