Чогъям Трунгпа - Шамбала: Священный путь воина
ЧАСТЬ ВТОРАЯ СВЯЩЕННОЕ — МИР ВОИНА
Глава 13. Как призывать магию

По книге:
Чогьям Трунгпа.
Преодоление духовного материализма
Миф свободы и путь медитации
Шамбала: Священный путь воина
Перевод: Н. Б.
Редакция перевода: И. Старых
Пер. с англ.— К.: «София», Ltd., 1993
© Оформление. И. Старых, 1993 © Редакция. И. Старых, 1993 © Макет. И. Петушков, 1993 © «София», Киев, 1993
ISBN 5—7101—0007—2


Предыдущая глава

«Когда в своем окружении вы проявляете мягкость и точность, тогда на эту ситуацию могут снизойти подлинные блеск и сила. Если вы попытаетесь произвести это присутствие из собственного «я», оно никогда не проявится. Вы не можете присвоить силу и магию этого мира. Она всегда доступна, но не принадлежит никому в отдельности».

Мир явлений, переживаемый всеми людьми, оказывается непостоянным, гибким и безжалостным. Вы часто сомневаетесь в том, удастся ли вам оседлать эту ненадежную, подвижную и беспощадную ситуацию, или она оседлает вас. Воспользуемся аналогией: или вы едете верхом на осле, или осел едет на вас. Обычно в вашем переживании мира трудно сказать, кто на ком едет. Чем больше вы боретесь, чтобы одержать верх, чем больше энергии и агрессивности проявляете, чтобы преодолеть свои препятствия, тем в большую зависимость от мира явлений попадаете. Подлинный вызов со стороны мира требует от нас полного преодоления такой двойственности. Существует возможность войти в соприкосновение с энергией превыше агрессивности, превыше двойственности, которая не выступает ни за вас, ни против вас. Это энергия драла.

Драла — не какое-то божество, не дух; по своей фундаментальной сущности — это связь мудрости вашего собственного бытия с силою вещей каковы они есть. Если вы способны связать оба эти фактора, при помощи такой связи вы способны открыть магию во всем. Но остается еще вопрос: что позволяет вам установить подобную связь? В предыдущей главе принцип драла уподоблен солнцу: хотя солнце всегда находится на небе, что заставляет вас смотреть вверх и видеть его там? Хотя магия доступна, что позволяет вам открыть ее? Основное определение драла — это «энергия превыше агрессивности». Единственный путь к соприкосновению с этой энергией состоит в том, чтобы пережить внутри себя мягкое состояние бытия. Таким образом, открытие драла не является случайным. Для установления связи с фундаментальной магией реальности внутри вас уже должны существовать мягкость и открытость. Нет иного способа узнать в этом мире энергию неагрессивности, энергию драла. Таким образом, индивидуальное обучение и дисциплина воина Шамбалы представляют собой необходимое основание для переживания драла.

Мир закатного солнца, основанный на страхе перед самим собой и на страхе перед смертью, не имеет связи с принципом драла. Трусость и агрессивность, свойственные мировоззрению закатного солнца, фактически рассеивают любые магические возможности, любые возможности пережить подлинные и блестящие качества реальности. Противоположный миру закатного солнца взгляд на вещи и способ вызвать драла заключается в проявлении видения Великого Солнца Востока. Видение Великого Солнца Востока, рассмотренное нами в предыдущих главах, есть выражение истинного человеческого добра, основанного не на агрессивности, не на самонадеянности, а на мягкости и открытости. Это и есть путь воина.

Суть этого способа, этого пути, заключается в том, чтобы преодолеть трусость и проявить храбрость. Наилучший и единственный способ призвать драла достигается при помощи создания атмосферы храбрости. В предыдущих главах мы уже говорили о качествах храбрости. Фундаментальный ее аспект заключается в бытии без обмина. Обман в данном случае — это самообман, сомнение в самом себе, так что вы оказываетесь отрезанными от видения Великого Солнца Востока. драла могут снизойти к вашему существованию только тогда, когда вы должным образом подготовили для этого почву. Если налицо хотя бы малейший обман, вы рассеете драла. С этой точки зрения обман представляет собой магию закатного солнца.

Обыкновенно, если мы говорим, что кто-то храбр, мы хотим этим сказать, что он не боится никакого врага, или готов умереть за какое-то дело, или всегда остается неустрашимым. Понимание храбрости, свойственное Шамбале, является совершенно иным. Здесь храбрость — это храбрость бытия, т.е. храбрость, которая не боится жить в мире без какого бы то ни было обмана, с огромной добротой и заботливостью по отношению к другим. Возможно, вам непонятно, как это качество способно ввести магию в вашу жизнь. Обычная идея магии состоит в том, что вы в состоянии подчинять себе элементы так, чтобы превращать землю в огонь, или огонь в воду, или игнорировать закон тяготения и летать. Однако истинная магия есть магия реальности какова она есть; эта магия видит землю землей, воду — водой и т.д., т.е. общается с элементами таким образом, что они в каком-то смысле становятся едиными с вами. Когда вы вырабатываете храбрость, вы устанавливаете связь с изначальным качеством храбрости, с качеством существования. Храбрость начинает возвышать ваше существование, т.е. привносить в ваше окружение и в ваше собственное бытие блестящие и подлинные качества. Так вы начинаете соприкасаться с магией реальности, которая в известном смысле всегда присутствует здесь. Вы действительно можете привлечь мощь, силу и первоначальную мудрость, возникающие из космического зеркала.

В этом месте вы начинаете видеть, как вам можно повлиять на свое окружение, чтобы принцип драла отражался в любом виде деятельности вашей жизни. Вы видите, что способны по-настоящему организовать свою жизнь,— таким образом, чтобы магнетизировать магию, или драла, для проявление блеска и изящества в своем мире. Путь к достижению этого делится на три части, которые называются тремя способами призыва драла.

Первый способ есть призыв внешней драла, т.е. призыв магии в ваше физическое окружение. Это пространство может быть небольшим и ограниченным, как однокомнатная квартира, или более обширным, как жилой дом или гостиница. Очень важно то, как вы организуете это пространство, как будете заботиться о нем. Если оно окажется в состоянии хаоса и путаницы, в это окружение не вступит никакая драла. С другой стороны, мы не говорим о том, чтобы следовать каком-то особому курсу во внутреннем убранстве и тратить большие деньги на мебель и ковры, создавая «образцовую обстановку». Ибо воин, призывая внешнюю магию, создает гармонию в своем окружении для того, чтобы поощрять сознание и внимательность к деталям. Таким образом, ваше физическое окружение способствует вашей дисциплине воина. Кроме того, организованность вашего физического пространства должна быть основана на заботе о других; вы делитесь своим миром при помощи создания удобного окружения. Дело не в том, чтобы сделать осторожные заявления о себе, а в том, чтобы ваш мир стал доступным для других. Когда это качество начинает проявляться, становится возможным проявление и еще чего-то. Иначе говоря, когда в своем окружении вы проявляете мягкость и точность, тогда на эту ситуацию могут снизойти подлинные блеск и сила. Если вы попытаетесь произвести это присутствие из собственного «я», оно никогда не проявится. Вы не можете присвоить силу и магию этого мира. Она всегда доступна, но не принадлежит никому в отдельности. Есть много других примеров призывания внешней драла. Например, я читал, как некоторые американские индейцы на юго-западе страны выращивают овощи в песках пустыни. С объективной точки зрения, эта почва совершенно бесплодна. Если вы просто бросите в нее горсть семян, ничего не вырастет. Но индейцы возделывают эту почву в течение целых поколений; они сохраняют глубокую связь с этой землей, они заботятся о ней. Для них эта почва священна; и поэтому семена способны в ней развиваться. Здесь — подлинная магия. Отношение к своему окружению как к святыне привлечет туда драла. Вы можете жить в землянке, не имеющей пола, с одним лишь окном; но если вы считаете это пространство священным, если заботитесь о нем всем сердцем и умом, тогда оно станет дворцом.

Идея священного пространства также придает величие большим соборам, как собор в Шартре, или домам правительства, как здание английского парламента. Церкви намеренно строят в качестве священных мест, тогда как правительственное здание, может быть, никогда не было задумано архитекторами в качестве «священного». Тем не менее, эти места обладают особым присутствием, которое использовалось при их сооружении в большей мере, чем конструкция здания или красота материала. Они излучают особую атмосферу, которую вы не можете не почувствовать. Греки и римляне закладывали свои города с некоторым пониманием внешней драла; вы можете сказать, что расположение фонтана в центре площади или на перекрестке было следствием случайного выбора; но когда вы подходите к этому фонтану, вы чувствуете, что его расположение не случайно. Он находится на своем собственном месте и как будто усиливает окружающее его пространство. В наше время мы придерживаемся невысокого мнения о римлянах, обо всей их невоздержанности и разложившихся правителях; мы склонны принижать мудрость их культуры. Несомненно, разложение рассеивает драла. Но в ранней цивилизации римлян имелись также некоторые мощь и мудрость, и мы не должны упускать их из виду.

Поводя итог, скажем, что призыв принципа внешней драла связан с такой организацией вашего окружения, при которой оно становится священным пространством. Это дело начинается с организации вашего личного окружения, вашего дома и хозяйства; сверх того, оно может охватывать гораздо более обширное пространство, такое, как целый город или даже страна.

Затем следует призыв внутренней драла,— это означает умение призвать драла внутрь собственного тела. В основе своей переживание внутренней драла заключается в том, что вы чувствуете в своем теле некоторое единство — единство в том смысле, что ваши голова, плечи, туловище, руки, половые органы, колени, ноги, пальцы ног — все они связаны вместе как одно по существу своему хорошее тело. Вы не чувствуете, никаких разногласий между головой и плечами, пальцами и ногами и т.д. В сущности, неважно то, что ваши волосы седеют, что на лице появляются морщины, а руки трясутся. У вас все еще имеется чувство, что ваше тело обладает слаженностью, собственным единством. Когда вы смотрите, вы слышите; когда вы слышите, вы ощущаете запах; когда вы нюхаете, вы ощущаете вкус; ощущая вкус, вы осязаете. Все ваши чувственные восприятия действуют как одна единица, как одно глубинное добро, как одно выражение глубинного здоровья.

Вы призываете внутреннюю драла посредством взаимоотношений со своими личными привычками; здесь имеет значение то, как вы подходите к деталям одежды, еды, питья, сна. В качестве примера мы могли бы воспользоваться одеждой. Для воина одежда по-настоящему создает некое свойственное дисциплине вооружение, которое предотвращает нападение из мира закатного солнца. Дело не в том, чтобы прикрываться своими одеждами из-за опасений проявить себя хорошим воином, а скорее в том, что когда вы носите хорошую, удобную одежду, эта одежда может предотвращать непредвиденные случаи и придать носящему ее огромное достоинство.

Иногда, хотя одежда хорошо вам подходит, вы чувствуете, что она вам тесна. Одевшись, вы можете почувствовать стеснение от галстука, или от костюма, или от туго сидящей рубашки, или от платья. Идея призыва внутренней драла состоит в том, чтобы не поддаваться очарованию случайностей. Случайное раздражение шеи, или промежности, когда вам кажутся тесными трусы, или стеснение в талии обыкновенно бывает хорошим признаком, свидетельствующим о том, что одежда сидит на вас хорошо, но ваш невроз не мирится с этой одеждой. Современный подход к этому вопросу часто оказывается произвольным и небрежным. В этом и заключается привлекательность просторной одежды из полиэстера. Если вы одеты как следует, вы чувствуете себя стесненными и испытываете искушение снять галстук, или пиджак, или туфли. Затем вы можете развалиться, положить ноги на стол и вести себя свободно, надеясь в то же время освободить и ум; однако именно тогда он начинает как бы сочиться, и из него выходят всевозможные отбросы. Такая версия отдыха совсем не обеспечивает подлинной свободы. Поэтому для воина ношение хорошо подогнанной одежды имеет значение ношения доспехов. Ваш способ одеваться может действительно призвать подъем духа и изящество.

Внутренняя драла также проистекает из установления правильных взаимоотношений с пищей, проявлением интереса к диете. Это не обязательно означает, что вам надо обшаривать лавки в поисках самых лучших лакомств. Но вы можете потратить некоторое время на то, чтобы составить себе меню из вкусных и питательных блюд; вы можете с удовольствием готовить себе пищу, есть ее, а затем убирать за собой посуду и остатки пищи. Кроме того вы привлекаете внутреннюю драла, вырабатывая большее осознание того, как вы вообще пользуетесь своим ртом. Вы кладете в рот пищу, пьете ртом жидкости, курите сигареты; рот оказывается как бы большой ямой или большим ведром для отходов; вы пропускаете через него все. Ваш рот — самые большие ворота, из него исходят разговоры, крики, а также и поцелуи. Вы пользуетесь ртом так часто, что он становится каким-то космическим проходом. Вообразите, что вас наблюдают марсиане; они изумились бы тому, как часто вы пользуетесь своим ртом.

Для призыва внутренней драла вам нужно обратить внимание на то, как вы пользуетесь ртом. Может быть, вам нет нужды раскрывать его так часто, как вы это делаете. Правильное понимание своего мира не означает, что вы все время должны поглощать то, что видите. Когда вы едите, вы можете есть медленно и умеренно, можете почувствовать то, что едите. Когда вы разговариваете, нет необходимости выбалтывать все, что у вас на уме. Вы можете мягко сказать то, что вам нужно, затем остановиться. Можно дать высказаться кому-нибудь другому или почувствовать молчание.

Основная идея призыва внутренней драла состоит в том, что вы можете синхронизировать или гармонизировать тело и свою связь с миром явлений. Эта связь, или синхронизация, есть нечто такое, что вы действительно можете увидеть. Вы способны увидеть связь людей со внутренней драла по их манере вести себя, по манере брать чашку с чаем, курить сигарету, приглаживать руками волосы. Все, что вы делаете, всегда выявляет ваше самочувствие и ваше окружение, выявляет то, что вы чувствуете по отношению к себе: доброту, разочарование и гнев, удовольствие от своего окружения или дискомфорт. Это всегда можно обнаружить по вашей походке и по жестам,— всегда. Похоже на то, что вы как бы связаны супружеством с вашим миром явлений. Все мелкие детали — как вы поворачиваете кран, принимая душ, как вы чистите зубы — окрашивают вашу связь с миром или отрыв от него. А когда эта связь полностью синхронизирована, тогда вы переживаете внутреннюю драла.

Наконец, существует так называемый призыв тайной драла; этот призыв представляет собой соединение принципов внешней и внутренней драла. Поскольку вы создали вокруг себя священное окружение, поскольку вы столь прекрасно и незапятнанно синхронизировали свое тело, ваш ум оказывается в состоянии огромной бодрственности, колоссальной погруженности в настоящее.

В главе об освобожденности введено понятие «коня ветра», или езды верхом на энергии глубинного добра в вашей жизни. «Конь ветра» — это перевод тибетского слова «лунгта»: «лунг» означает «ветер», а «та» — «конь». Призыв тайной драла есть переживание пробуждения «коня ветра», пробуждение ветра восторга и силы, а также подчинения этой энергии, езды верхом на ней. Такой ветер иногда приходит с большой силой, подобно тайфуну, который способен ломать деревья, разрушать постройки, поднимать в воде огромные волны. Личное переживание такого ветра приходит в виде полного и мощного присутствия в настоящем мгновении. Аспект «коня» заключается в том, что, несмотря на мощь этого сильного ветра, вы чувствуете также и устойчивость. Вас никогда не поколеблет путаница жизни, никогда не потрясет возбуждение или депрессия. Вы можете ехать верхом на энергии своей жизни. Таким образом, «конь ветра» — это не чистое движение, не чистая скорость; понятие «коня ветра» заключает в себе практичность и распознавание, естественное чувство умения. Это качество «лунгта» подобно четырем ногам лошади, которые придают ей устойчивость и равновесие. Конечно, в данном случае вы едете не на обычном коне — вы едете верхом на коне ветра!

Призывая принципы внешней и внутренней драла, вы поднимаете в своей жизни ветер энергии и восторга. Вы начинаете чувствовать, как в вашем существовании проявляются естественная сила и возвышенность. Затем, пробудив «коня ветра», вы сможете урегулировать все, что возникает в состоянии вашего ума. Нет и речи о каком-либо колебании. Таким образом, использование призыва тайной драла состоит в том, что, пробудив «коня ветра», вы переживаете состояние ума, свободное от колебаний и неверия. Вы переживаете данный момент состояния своего ума. Он свеж, молод, чист. Данный момент — невинный и подлинный. Он не содержит никакого сомнения, никакого неверия. Он доверчив в положительном смысле; он полностью свеж. Тайная драла есть переживание именно этого момента состояния нашего ума, который представляет собой самую суть погруженности в настоящее. Вы действительно переживаете свою способность установить связь с непостижимым видением и мудростью космического зеркала прямо на этом месте. В то же время вы понимаете, что это переживание погруженности в настоящее может слить воедино необъятную изначальную мудрость с мудростью традиций прошлого и с реальностью современной жизни. Именно так вы начинаете видеть, как вообще можно создать мир священного — мир воина. В последующих главах мы исследуем этот мир более основательно.



Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100