Чогъям Трунгпа - Шамбала: Священный путь воина
ЧАСТЬ ВТОРАЯ СВЯЩЕННОЕ — МИР ВОИНА
Глава 14 ПРЕОДОЛЕНИЕ САМОНАДЕЯННОСТИ

По книге:
Чогьям Трунгпа.
Преодоление духовного материализма
Миф свободы и путь медитации
Шамбала: Священный путь воина
Перевод: Н. Б.
Редакция перевода: И. Старых
Пер. с англ.— К.: «София», Ltd., 1993
© Оформление. И. Старых, 1993 © Редакция. И. Старых, 1993 © Макет. И. Петушков, 1993 © «София», Киев, 1993
ISBN 5—7101—0007—2


Предыдущая глава

«Когда вы полностью мягки, свободны от самонадеянности и агрессивности,— вы видите блеск вселенной, вы развиваете истинное восприятие вселенной».

В предыдущей главе мы рассмотрели способы призыва принципа драла. В этой и следующей главах мы собираемся рассмотреть препятствия такому призыву, которые необходимо преодолеть прежде, чем мы сможем освоить дисциплины призыва внешней, внутренней и тайной драла. Один из важных пунктов в призыве драла состоит в том, чтобы подготовить почву мягкости и подлинности. Основное препятствие для мягкости — это самонадеянность. Самонадеянность проистекает из привязанности к клише «я» и «другие». Вы, возможно, изучили принципы пути воина и видения Великого Солнца Востока; вы, может быть, получили разные поучения о том, как пребывать в настоящем времени, как пробудить «коня ветра»; но, если вы считаете это понимание своим личным достижением, вы совершаете ошибку. Вместо того, чтобы стать мягким и смиренным, вы можете стать чрезвычайно самонадеянным. «Я, Джо Смит, способен пробудить «коня ветра», я так рад этому! Я начинаю достигать чего-то, поэтому я — крупная личность!»

Быть мягким и свободным от самонадеянности — таково определение благородного человека, свойственное принципам Шамбалы. Согласно «Оксфордскому словарю английского языка», одно из определений поведения джентльмена таково: «тот, кто не груб, чье поведение отличается мягкостью и полной воспитанностью». Однако для воина мягкость — это не просто вежливость. Мягкость воина — это внимательность; быть мягким — это все время выказывать заботу о других. Благородный человек Шамбалы — это достойная личность, подлинная личность. Он или она весьма мягки к себе и к другим. Цель любых правил поведения, манер или дисциплины, которым нас учат,— это внимательность к другим. Мы можем думать, что обладаем хорошими манерами; нас называют очень хорошими юношами или девушками; мы знаем, как правильно есть и пить, как правильно себя вести; разве мы нехороши? Дело не в этом. Дело в том, что если мы проявляем плохие манеры за столом, это неприятно для наших соседей; соседи, в свою очередь, начинают плохо вести себя за столом, а это беспокоит и других. Если мы неправильно пользуемся салфетками и столовым серебром, это создает проблемы и для других людей.

Хорошее поведение необходимо не для самоутверждения, не для того, чтобы мы могли считать себя маленькими принцами или принцессами. Задача хорошего поведения — передать наше уважение к другим. Поэтому нам следует внимательно следить за тем, как мы себя ведем. Когда кто-то входит в комнату, мы должны поздороваться или встать и приветствовать вошедшего рукопожатием. Эти ритуалы связаны с тем, как проявлять большую внимательность к другим. Принципы пути воина основаны на воспитании себя и развитии самоконтроля, так, чтобы мы смогли расшириться и дойти до других людей. Эти виды дисциплины являются важными для культивирования отсутствия самонадеянности.

Мы склонны думать, что угрозы нам или нашему обществу существуют вне нас; мы боимся, что какой-то враг нас уничтожит. Но общество разрушается изнутри, а не вследствие нападений извне. Мы можем вообразить, как приходят враги с копьями или пулеметами, чтобы убить или уничтожить всех нас. В действительности же единственная вещь, которая способна нас уничтожить, находится внутри нас: если мы обладаем слишком большой надменностью, мы разрушим свою мягкость; а если мы разрушим мягкость, тогда мы разрушим и возможность пробудиться; а затем мы не сможем воспользоваться своей интуитивной открытостью для правильного поведения в различных ситуациях — и вместо правильного поведения породим бесконечную агрессивность.

Агрессивность совершенно оскверняет все — пол, на котором вы сидите, стены вокруг вас, потолок, окна и двери. В свою очередь, у вас не остается места, куда призвать драла. Пространство становится похожим на притон курильщиков опиума, делается плотным и тяжелым, так что драла говорят: «Ух ты, кто это хочет, чтобы мы вошли? Кто нас зовет? Кто это со своим обманом призывает нас?» Им совсем не хочется входить. Когда комната заполнена только вами и вашей личностью, ни один восприимчивый не будет привлечен к этому пространству; оно не привлечет даже вас самих.

Когда окружающая обстановка оказывается спертой и наполненной самонадеянностью, самодовольными мужчинами и женщинами, она отталкивает драла. Но что же происходит затем, когда в эту комнату входит воин, человек, воплотивший в себе отсутствие агрессивности, свободу от самонадеянности, смирение? Когда такая личность вступает в напряженную ситуацию, полную надменности и загрязненную, вполне возможно, что обитатели комнаты начнут чувствовать смешную сторону положения. Они почувствуют, что более не в состоянии развлекаться и играть, потому что в комнату вошел кто-то такой, кто не будет соучастником их обмана. Они не смогут продолжать отпускать шутки закатного солнца или беспечно валяться на полу; поэтому они обычно уходят из такой комнаты. И воин остается сидеть в полном одиночестве.

Однако затем, спустя некоторое время, туда может войти другая группа людей, которые ищут свежее помещение с чистой атмосферой. И вот они собираются там; это спокойные люди, которые улыбаются без надменности или агрессивности. Атмосфера полностью отличается от предыдущей, свойственной сборищу закатного солнца. Она может оказаться немного более шумной, чем в опиумном притоне, но воздух будет свежим и бодрящим. Тогда появляется возможность того, что драла начнут заглядывать в двери и окна. Их начинает интересовать это помещение; и скоро им захочется друг за другом войти туда. Они принимают предлагаемые еду и питье, они отдыхают в этой атмосфере, ибо она чиста и ясна. Поскольку врздух свободен от самонадеянности, драла начинают присоединяться к собравшимся и делиться с ними своим глубинным здоровьем.

Когда ученики-воины чувствуют окружение, где присутствуют драла, где налицо реальность, где всегда существует возможность здравомыслия, они могут почувствовать горы и облака, небо и солнечное сияние, деревья и цветы, ручьи, случайные восклицания и смех детей. В этом и заключается главная цель призыва драла: полно и правильно почувствовать реальность. Надменные люди не в состоянии увидеть сверкающий алый или ярко-синий цвет, блестяще-голубой и оранжевый. Надменные люди так поглощены собой, так заняты соперничеством с другими, что они даже не взглянут в эту сторону.

Когда вы вполне мягки, свободны от самонадеянности и агрессивности, вы видите блеск вселенной, вырабатываете истинное восприятие вселенной. Вы способны почувствовать прекрасную форму зеленых листьев травы, почувствовать полосатого кузнечика с черными усиками, окрашенного в цвет меди. Он так красив, когда сидит на месте; вы подходите к нему, и он прыгает. Подобные мелочи — не утомительное зрелище, это — новое открытие. Каждый день вы видите разные вещи. Когда несколько лет назад я был в Техасе, я видел тысячи кузнечиков; и каждый из них вел себя по-своему; они были испещрены всевозможными цветными полосками. Я не видел только фиолетовых, но зато видел медных, зеленых, бежевых и черных со случайными красными пятнами. Куда бы вы ни шли, куда бы ни смотрели, мир оказывается очень интересным.

Все существующее в нашем мире достойно того, чтобы его почувствовали. Допустим, сегодня идет снег; он ложится на сосны; и мы можем наблюдать за тем, как горы улавливают последние лучи солнца поверх своих глубоких железно-синих подножий. Когда мы начинаем видеть детали этой природы, мы чувствуем, что здесь уже присутствует принцип драла. Мы не можем не заметить фантастические ситуации мира явлений; нам следует по-настоящему пользоваться случаем и ловить их прямо на месте. Призыв принципа драла исходит из того очарования, которое мы получаем и должны получить — без всякой самонадеянности. Мы можем почувствовать свой мир, который так ярок, так прекрасен.



Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100