Четыре философские школы Буддизма
 

В контексте Трёх Колесниц Буддизма можно говорить о различных философских школах, разработанных учениками Будды после того, как они внимательно проанализировали его поучения и много размышляли над их смыслом. Различные школы мысли соответствуют той или иной точке зрения, выработанной в результате такого анализа.

Сам Будда дал эти поучения в Калачакра-Тантре и Хеваджра-Тантре, не обозначив систематически их связь с основой, путём и обретением плода, как это было сделано позже.

Две из четырёх главных философских школ принадлежат Колеснице Слушателей (Шраваков) и, тем самым, традиции Хинаяны. Это - Вайбхашики и Саутрантики. Вайбхашики утверждают, что внешние явления состоят из тонких, неделимых частиц, или атомов, а сознание, или ум - внутренний аспект - состоит из неделимых мгновений сознания. Считается, что эти неделимые частицы и мгновения сознания имеют как относительное, так и абсолютное существование: относительное в том смысле, что грубая физическая материя состоит из большого числа тонких частиц, а абсолютное в том смысле, что они неделимы. Кроме того, они утверждают, что объекты возможно воспринимать непосредственно через органы чувств.

Саутрантики, в общем, также верят в мельчайшие частицы и мгновения сознания, но при этом утверждают, что не может быть непосредственного восприятия объектов через органы чувств, поскольку связь между нематериальным сознанием и материальным миром невозможна. Они утверждают наличие вещества, лишь образ которого воспринимается чувственным сознанием.

Это опровергается школой Читтаматра, или Только Ум, относящейся к Махаяне. Эта школа утверждает, что невозможно непосредственно воспринимать внешние материальные объекты, если они по природе своей отличаются от воспринимающего ума. Из этого вытекает, что не может быть ничего, кроме ума, поскольку всё воспринимаемое должно иметь ту же природу, что и ум, для того чтобы вообще быть доступным для восприятия. Вещество, скрытое за передатчиком, никогда нельзя было бы воспринять, и поэтому оно никак не могло бы существовать для нашего воспринимающего сознания.

Таким образом, последователи Читтаматры верят в истинно существующее сознание. Они говорят о трёх природах, или характеристиках существования:

* Ограниченные явления. Это указывает на ограничение шести объектов сознания в связи с неправильной концепцией истинного и независимого существования.

* Зависимые явления. Сознание Основы Всего, которое хранит впечатления как бы в виде семян, и прочие аспекты сознания существуют как континуум похожих моментов, постоянно влияющих друг на друга в форме причины и следствия. Восприятие внешних объектов отделяется от внутреннего воспринимающего ума, и так развивается двойственное прилипание.

Эти две характеристики составляют относительную истину. Абсолютная истина состоит из третьего аспекта существования:

* Абсолютное присутствие. Ум по своей природе несоставной и свободный от всех ограниченных и зависимых явлений. Это называется «неконцептуалыюе осознавание, свободное от двойственности».

В школе Читтаматра есть разделение на последователей Истинного Аспекта и последователей Обманчивого Аспекта в зависимости от того, утверждают ли они, что внешние явления воспринимаются воспринимающим умом такими, как они есть, или нет.

Высшая философская школа в Буддизме - Мадхъямака (по-тибетски Ума). Название означает: «Даже не середина». Это значит, что данная точка зрения лежит даже не между двух крайностей экзистенциализма и нигилизма, будучи вне всяких жёстких исходных позиций. Явления находятся вне всех пар противоположностей.

Безошибочное постижение относительной истины означает осознать, что все явления без истинной субстанции. Несмотря на то, что проявляются, они подобны отражению луны в воде.

Безошибочное постижение абсолютной истины - это состояние ума, свободное от всего надуманного: естественное состояние, характеризуемое осознаванием того, что все явления пусты в смысле отсутствия у них неотъемлемого существования.

Таким образом, основой точки зрения Мадхьямаки является неразделимость двух истин - относительной и абсолютной.

Продвижение по пути происходит благодаря практике неразделимости двух накоплений - заслуги и мудрости.

Обретением плода является постижение неразделимости двух Будда-тел - Тела Истины и Тел Формы, которые обретаются в силу реализации блага для себя и для других.

Мадхьямака разделяется на Сутра-Мадхьямаку и Тантра-Мадхьямаку. Сутра-Мадхьямака разделяется дальше на Рангтонг (буквально «пустой от себя») и одну часть Шентонга (буквально «пустой от другого»). Другая часть Шентонга относится к Тантра-Мадхьямаке.

Рангтонг разделяется на школы Сватантрика и Прасангика. Эти две точки зрения утверждают, что как самость личности, так и самость явлений не существуют на самом деле. Они опровергают две крайности материализма и нигилизма посредством пяти различных рассуждений.

Разница между этими двумя точками зрения заключается в том, что Сватантрики говорят об относительной реальности с тем, чтобы прийти к абсолютной, в то время как Прасангики всё опровергают посредством силлогизмов (рассуждений) и не принимают относительную реальность.

Поучения Шентонга относятся к третьему Повороту Колеса Дхармы, где абсолютная реальность называется Будда-природой, присутствующей во всех живых существах.

Если практиковать тайную Колесницу Мантры, или Тантры, то следует совмещать эти два взгляда, Рангтонг и Шентонг: они нужны так же, как птице нужны два крыла для полёта.

Ясное понимание этих четырёх философских школ Буддизма устраняет все неправильные взгляды и поэтому является очень важным средством для достижения совершенного Состояния Будд.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Религии    Главная  страница



Rambler's Top100