Порядок очень важен, поскольку одно следует из другого. Если человек не хочет заниматься бескорыстным служением и жертвовать, он не сможет соблюдать заповеди. Если человек не может соблюдать заповеди, то его мысли будут блуждать, он не будет способен сосредоточиться и не сможет вытерпеть возвращение плохой кармы, не говоря уже о том, что у него не будет намерения прилагать предельные усилия для развития медитативных способностей. Итак, Парамита (= совершенство, предел) Жертвования. Для чего нужна эта ступень? С помощью правильных пожертвований очищается карма, и усилия направляются на то, чтобы стать способным осознавать высокие миры. Причем, существует три основных вида жертвования или дарования. Первое – материальные пожертвования денег и вещей истинному Гуру или истинному учению; затем – дарование душевного успокоения, приносящее окружающим счастье; и третий вид жертвования – проповедь Дхармы с целью его распространения. Первый вид жертвования необходим для установления кармической связи или отношений с высокими мирами, отношений, направленных на очищение души. Очень важно правильно выбрать объект пожертвования, иначе эффект может быть прямо противоположным. Далее: дарование душевного успокоения. Здесь имеется в виду следующее: нужно избавлять окружающих от страданий, утешая их и давая ценные советы, соответствующие Дхарме. Благодаря этой практике человек обретает духовную зрелость, а окружающие – кармическую связь с Учением Будд. Далее: с помощью третьего вида жертвования – проповеди Дхармы – устанавливается ещё большая связь с Учением Будд, и благодаря этому даже в миру станет легко практиковать Парамиту Соблюдения Заповедей и Обетов. У монахов может быть несколько сотен заповедей,
а у мирян их обычно десять. Первые три связаны с телом. Прежде всего –
не убивай. Затем – не кради. Далее, не увлекайся тратой сексуальной энергии
вообще и особенно сексуальными отношениями без любви. Затем следуют четыре
заповеди для правильной речи. Не лги. Не сквернословь. Не делай того, что
приводит ко вражде между людьми, не клевещи и не злословь. Не пустословь
(например, в большинстве случаев не следует рассказывать анекдоты
). И три заповеди для ума: не желай сверх необходимого. Не испытывай ненависти,
не думай неприязненно о людях. И последнее – принимай Истину, не отвергай
её. Таковы десять заповедей. И когда вы сможете легко их соблюдать,
благодаря упорной и последовательной практике отмоется ваша карма, укрепится
сила воли и сама собой появится способность к терпению во время длительной
медитативной практики. Это третья Парамита – усиление воли, совершенство
Терпения. Затем, на основе того, что уже достигнуто, надо в полную силу
вести практику, имеющую форму. И это будет совершенством Упорного Усилия.
А на стадии, когда достигнуто и это состояние, переходят к пятому процессу,
то есть начинают упорно заниматься медитацией, направленной непосредственно
на Достижение (Сиддхи). Это пятая Парамита – совершенство Медитации. Собственно
говоря, все Парамиты становятся воистину Парамитами, только когда достигается
совершенство в последней – Парамите Мудрости. А если после первых достижений
состояния Мудрости культивировать её постоянно, то в конце концов достигается
Истина. Это - учение буддизма Махаяны. И этот путь практики называется Шестью
Совершенствами.
|