Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том III
Этап духовного развития высшей личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru


 
ЭТАП ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ЛИЧНОСТИ
2. МЕТОДИКА ПОРОЖДЕНИЯ УСТРЕМЛЕННОСТИ
ПРИНЯТИЕ [УСТРЕМЛЕННОСТИ] ПРИ ПОМОЩИ РИТУАЛА

Великий Чжово сказал:

"Тот, кто желает Устремленность воспитать,
пусть долго и усердно культивирует любовь
и прочие из четырех безмерных,
избавится от зависти, пристрастности, - тогда
пусть ритуалом правильным [ее] он порождает."

Согласно сказанному, когда, духовно упражняясь, обретаем твердую основу для зарождения Устремленности, следует исполнить ритуал ее принятия.

1. Достижение недостигнутой [Устремленности]
I. У кого принимается [Устремленность]

В "Порядке действий Учителя" сказано:

"У наставника с [необходимыми] характеристиками."

Это высказывание Чжово еще не вносит ясности. Великие предшественники считали недостаточным, чтобы [Учитель] имел вдохновенную Устремленность и исполнял ее требования; требовали принятие практического обета. Как сказал Джетари36: "Придя прямо к Благому Другу, принявшему обет бодхисаттвы..."

[Что касается эпизода] в "Десятке качеств", упоминается шравака, призывавший к зарождению Устремленности, то он лишь убеждал [в достоинствах Устремленности] и ущербности ее отсутствия: ритуала он не проводил.

II. Кто может принимать [Устремленность]

В общем, согласно сказанному Джетари:

"...- сыны и дочери [благородной] семьи, имеющие полноценные тело и ум."

Ее могут принимать боги, наги и все другие, кому тело и ум позволяют зародить вдохновенную Устремленность. Но, согласно "Толкованию "Светоча Пути Пробуждения":

"Тот, кто удручен сансарой и памятует о смерти, обладает большой проницательностью и великим состраданием".

Соответственно, [достойными принимать обет вдохновенной Устремленности] мы считаем тех, кто, упражняя дух, прошел по ранее изложенным этапам Пути и благодаря этому получил опыт становления Устремленности.

III. Ритуал принятия [Устремленности]
§1.
Подготовительные занятия
1. Практика специального обращения к Прибежищу

(а) Украшение места, выставление символов и расстановка подносимых даров

В уединенном месте, вдали от дурных людей, наведите порядок и чистоту. Умастите его пятью коровьими продуктами37, окропите [благовонной] водой, сандаловой и других душистых ароматов, и усыпьте благоуханными цветами. Расставьте на небольшом возвышении, подставке или алтаре иконы, статуэтки и другие символы Трех Драгоценностей, Книги, образы бодхисаттв и подобное. Разместите балдахины, цветы и другие доступные подношения, музыкальные инструменты, яства, украшения и т.п. Приготовьте украшенное цветами сиденье для Благого Друга. Великие предшественники еще до всего этого накапливали заслуги, оказывая почести Сангхе и поднося балины духам38.

Если не имеете даров, то, согласно сказанному в "Сутре счастливой кальпы", - поднесите хотя бы кусок хлопчатобумажной ткани или что-нибудь вроде этого. Если же возможно, надо, не увиливая, старательно найти [дары] и подготовить, поражая воображение друзей. В Манг-Юл и Самье, когда тибетские учителя попросили Чжово о [проведении ритуала] Устремленности, [он] сказал: "Поскольку подношения плохи, не зародится."

Относительно символов он сказал, что не годится, если отсутствует освященный образ Главы Учения39, и что должны быть книги Праджняпарамиты, по меньшей мере "Собрание [драгоценных достоинств]".

Затем, согласно сказанному в "Порядке действий Учителя", приглашайте Собрание святых40 и, [представив, что оно перед вами], вознесите славословие, трижды произнеся мантру "облака подношений"41.

Затем Учитель побуждает ученика - умывшегося, одевшегося в красивую одежду и соединившего ладони - зародить искреннюю веру в достоинства Поля Собрания и, представив себя перед каждым из Будд и бодхисаттв, медленно исполнять Семеричный ритуал.42

Некоторые говорят: "При этом многие предшественники, принадлежавшие к линии преемственности Нагарджуны и Шантидевы, исполняли [весь] Семеричный [ритуал], а принадлежавшие к линии Майтреи - Асанги исполняли лишь поклонение и подношение, [ибо] необходимость раскаяния в проступках во время исповеди43 делает ум безрадостным, а для зарождения Устремленности необходим радостный энтузиазм...".

Не следует так говорить. Поскольку великий Чжово сказал: "[Перед] ритуалом Устремленности и обета [должны идти] поклонение, подношение и т.д.", - [подразумеваются] и все остальные [части Семеричного ритуала]. И в "Порядке действий Учителя" ясно сказано, что перед [ритуалом] Устремленности следует исполнять все семь частей. Если бы аргументы другой стороны были справедливы, тем самым надо было бы признать, что [у последователей] школ Нагарджуны и Шантидевы [Устремленность] не зарождалась44.

(б) Моление и обращение к Прибежищу

Затем, поскольку сказано, что Учителя надо воспринимать как Вселенского Учителя, - поклонитесь [ему] с почтением, как Будде, поднесите дары, мандалу и, опустив правое колено на землю, молите об Устремленности:

"Как в прошлом Татхагаты-архаты-истинно-совершенные-Будды и великосущные бодхисаттвы великих уровней45 впервые зарождали Устремленность к наивысшему истинно совершенному Пробуждению, так и я, по имени ..., молю Наставника помочь мне зародить Устремленность к наивысшему истинно совершенному Пробуждению".

Произнесите это три раза. Затем исполняйте специальное обращение к Прибежищу. А именно:

[Сначала порождайте] общую мысль: "Обращаюсь с просьбой к Объектам [Прибежища]: к Будде - Победителю, к Дхарме - как Истине Пути, главной [целью] которого является махаянское прекращение46, к Сангхе - святым необратимым бодхисаттвам47; молю Будду с этого времени и до тех пор, пока я не достигну сердца Пробуждения, [быть] Учителем Прибежища, Дхарму - подлинным Прибежищем, Сангху - Другом, помощником в осуществлении Прибежища ради спасения всех существ."

И, в особенности, как говорится в "Светоче Пути" (8-9):

"...думая, что не оставишь их до самого достижения..."

- породите в себе горячее непоколебимое решение: "Никогда не отступлю от этой мысли!" - и обращайтесь к Прибежищу, действуя подобным же образом48; три раза произнесите:

"Прошу внимания Наставника! Я, по имени ..., с этого времени до самого Пробуждения обращаюсь к Прибежищу высших из людей - Будд Бхагаванов49!

Прошу внимания Наставника! Я, по имени ..., с этого времени до самого Пробуждения обращаюсь к Прибежищу лучшего из учений - Учению [Махаяны], спокойному, свободному от страстной привязанности!

Прошу внимания Наставника! Я, по имени ..., с этого времени до самого Пробуждения обращаюсь к Прибежищу лучшего из собраний - Сообществу святых необратимых бодхисаттв!"

Просьбой о внимании [перед] обращением к Прибежищу каждой из Драгоценностей и словами обращения к Прибежищу Дхармы [этот вариант] не сходится с другими; но он полностью соответствует ритуалу, составленному Чжово.

(в) Перечисление обязанностей, проистекающих из обращения к Прибежищу

Наставник здесь должен перечислить те обязанности, которые были изложены в разделе о низшей личности50.

2. Накопление заслуг

В "Ритуале Устремленности" сказано, что на этом этапе опять-таки надо совершать поклонение, подношение и т.д. В "Толковании" [этого сочинения] указывается, что надо исполнять Семеричный ритуал, вызывая в уме Будд, бодхисаттв, прошлых и теперешних Друзей. Поступайте, согласно указанию. Подношение Учителям [из Семеричного ритуала], разумеется, надо [совершать] и в предыдущем подношении. Семеричный же исполняйте по тексту "[Пожелания] добрых деяний" или "Введения в практику".

3. Духовные упражнения

В "Светоче Пути" сказано, что Устремленность [надо] порождать, сначала вызвав в себе мысли о любви, [сострадательно] обозревая страдания существ. Поэтому [после Семеричного] вспоминайте темы воспитания любви и сострадания, изложенные ранее.

§2. Основной ритуал

Порождайте Устремленность перед Наставником, соединив ладони и опустив правое колено на землю или сев на корточки, что тоже допустимо. То есть, как говорится в "Светоче Пути" (II):

"... ты Устремленность
к Пробужденью порождай,
клянясь не отступить от [цели]."

И в "Ритуале [Устремленности]":

"[Порождаю] до самого Пробуждения."

Здесь имеется в виду порождение не только лишь Устремленности: "Для блага других достигну Буддовости", - но и внутренней клятвы по отношению к этой Устремленности: "Не отступлю, пока не достигну Пробуждения!" Такую установку следует порождать при помощи ритуала.

Но, если не способны исполнять обязанности вдохновенной Устремленности, не давайте [клятвы]. Если при помощи ритуала лишь породить мысль: "На благо всех существ да стану я Буддой!", - то этого будет достаточно, независимо от того, сумеете или нет исполнять требования Устремленности.

Для вдохновенной Устремленности оба [случая] возможны, но принимать с помощью ритуала [обет] практической Устремленности и вовсе не исполнять требований ни в коем случае не годится. Поэтому большим заблуждением является мнение о линиях преемственности Нагарджуны и Асанги, что [в одной] якобы можно совершать много ритуалов [принятия] обета [бодхисаттвы], а [в другой] нельзя.

Кроме того, некоторые учат о многократном ритуальном принятии обета вступления в духовную практику начинающего [бодхисаттвы], но при этом - из-за полного незнания общих требований, в частности коренных нарушений [обета] - не разъясняют особенностей его соблюдения. Это полная нелепость.

В "Сутре наставлений царю" сказано:

"Пусть нет способности совершать даяние и другие практики, но от одного лишь порождения Устремленности и то проистекает множество заслуг."

На основе этого высказывания в "Первой ступени созерцания" говорится:

"Даже тому, кто вообще не способен практиковать парамиты, следует [ритуальным] способом породить Устремленность ради ее великих плодов."

Итак, совершенно ясно, что неспособному совершать даяния и другие практики [бодхисаттвы] порождать Устремленность можно, а принимать обет [бодхисаттвы] нельзя.

Ритуал принятия Устремленности таков: "О, Будды и бодхисаттвы десяти сторон [света]! Молю выслушать меня! Прошу внимания Наставника!

Я, по имени ..., в этой и других жизнях заложил основы добродетели [в виде] природы даяния, нравственности и созерцания, которые практиковал я сам, побуждал практиковать [других] или радовался, когда они их практиковали. Силой этих основ добродетели я, по имени ..., так же, как Татхагаты-архаты-истинно-совершенные Будды и великие бодхисаттвы великих уровней [в прошлом] порождали Устремленность к наивысшему истинно совершенному Пробуждению, с этого времени до самого Пробуждения устремляюсь к наивысшему истинно совершенному великому Пробуждению!

Неспасшихся существ спасу!

Несвободных освобожу!

Не вольных выведу на волю!

Страдающих приведу в Нирвану!" (Произнесите трижды)

Хотя ясно [не говорится] о необходимости повторять за Наставником в обеих частях ритуала: при обращении к Прибежищу и здесь, все же произносить вслед за Наставником необходимо51.

Все это в том случае, когда Наставник есть. Но если Наставник не найден, надо делать так, как Чжово говорит в "Ритуале Устремленности":

"Если нет Наставника, то ритуал порождения Устремленности проводите сами. Вообразив Татхагату Шакьямуни и всех Татхагат десяти сторон [света], совершайте церемонии поклонения, подношения и другие из [Семеричного ритуала]. Затем исполняйте все в той же последовательности, как выше: обращение к Прибежищу и т.д., опустив лишь моление [Наставнику] и все предложения, где упоминается слово "Наставник"."

§3. Заключительная церемония

Наставник должен перечислить требования вдохновенной Устремленности.



Примечания:

36. Тиб.: dgra-las rnam-rgyal. Назад

37. То есть навозом, мочой, молоком, творогом и маслом чистой коровы. Еще в Индии эти вещества считались благословенными. Назад

38. "Балин" (санскр., тиб.: gtor-ma) - ритуальное подношение из муки и других ингредиентов, обычно имеющее пирамидальную форму. Назад

39. То есть Будды Шакьямуни. Назад

40. Наиболее распространенная формула приглашения, согласно комментарию "ДЖА", такова: "Защитников всех существ, Победителей страшных армий Мары, истинно знающих все вещи - Бхагаванов со спутниками прийти сюда молю!" Назад

41. "Намо ратна траяя, ом намо бхагавате ваджрасара прамардане, татхагатая архате самьяксамбуддхая тадьятха: ом ваджре ваджре махаваджре махатеджаваджре махавидьяваджре махабодхичитта ваджре махабодхи мандопа самкрамана ваджре, сарва карма аварана вишодхана ваджре сваха! - dkon-mchog gsum la mchod-pa `bul tshul f.11a-12a (ксилограф издания Агинского дацана). Назад

42. Русский текст приведен в т.1, прим. 136. Назад

43. То есть третьего этапа Семеричного ритуала. Назад

44. У А. Вэймана ошибка: "even though it does not occur in the tradition of Nagarjuna and Shantideva, the vow is mandatory" (p.69). Назад

45. To есть с восьмого уровня и выше У.А.Вэймана (р.69) ошибочно: "...when dwelling on the great earth..." Назад

46. Имеется в виду реализация третьей из Четырех истин - Истины прекращения. Махаянское прекращение отличается тем, что в процессе практики самосовершенствования пресекаются не только аффектанты-клеши, но и препятствия всеведению Будды. Назад

47. Тиб.: mi-ldog-par. "Необратимыми", то есть неспособными деградировать на Пути, являются бодхисаттвы, начиная с восьмого уровня, то есть святые, арья. Назад

48. Т.е. опустив правое колено на землю, соединив ладони. - Прим. перев. Назад

49. Этим эпитетом подчеркивается, что речь идет не о Будде-для-себя. Для пратьекабудд эпитет "Бхагаван" не применяется. Назад

50. См.: т.1, II "Краткое изложение правил практики", конец §2 "Упразднение ложных представлений". Назад

51. А. Вэйман переводит "... it is mandatory for the candidate to repeat after the precepts, even if it is not very clear" (p. 72). Назад



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100