Чогъям Трунгпа - Шамбала: Священный путь воина
ЧАСТЬ ВТОРАЯ СВЯЩЕННОЕ — МИР ВОИНА
Глава 15 ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРИВЫЧНЫХ СТЕРЕОТИПОВ

По книге:
Чогьям Трунгпа.
Преодоление духовного материализма
Миф свободы и путь медитации
Шамбала: Священный путь воина
Перевод: Н. Б.
Редакция перевода: И. Старых
Пер. с англ.— К.: «София», Ltd., 1993
© Оформление. И. Старых, 1993 © Редакция. И. Старых, 1993 © Макет. И. Петушков, 1993 © «София», Киев, 1993
ISBN 5—7101—0007—2


Предыдущая глава

«Процесс освобождения от самонадеянности и отсечение своих привычных склонностей — это весьма решительная мера; но она необходима для того, чтобы помогать другим в этом мире».

Как мы уже установили, самонадеянность проистекает из недостатка мягкости. Но сверх того, недостаток мягкости происходит вследствие нашей манеры полагаться на привычные стереотипы поведения. Таким образом, эти привычные стереотипы тоже оказываются препятствиями на пути призыва драла. Привязываясь к привычному поведению, мы отсекаем себя от мира воина. Привычные стереотипы — это почти те же рефлексы: когда мы чувствуем толчок, мы впадаем в панику, когда на нас нападают, мы защищаемся. На более тонком уровне мы пользуемся привычными стереотипами, чтобы скрыть свою застенчивость. Когда мы чувствуем неадекватность, мы пользуемся привычными реакциями, чтобы залатать образ самих себя; мы придумываем извинения, чтобы спрятать нашу неадекватность от других людей. Наши стандартные эмоциональные реакции часто оказываются отражениями привычных стереотипов, таких как. душевная усталость, беспокойство, многочисленные желания, раздражение по поводу разных причин. Мы пользуемся привычными стереотипами для того, чтобы изолировать себя и изобразить в лучшем виде.

У японцев имеется интересный термин «тора-но-ко», буквально означающий «тигренок». Это уничижительный термин: когда вы называете кого-то «тора-но-ко», вы хотите сказать, что это — бумажный тигр, человек, кажущийся храбрым, но самом деле трусливый. Это — описание привязанности к привычным стереотипам. Вы можете сделать робкие попытки раскрыть свою трусость, можете сделать признание, пользуясь велеречивыми оборотами: «Знаю, я не вполне бесстрашен». Но даже это ваше признание все еще является выражением тора-но-ко, жирного тигренка, который боится собственной тени, боится прыгать и играть с другими тигрятами.

Тибетское слово «тудро» означает «животное». Слово «ту» значит «сгорбившись», а «дро» — «ходить». «тудро» — четвероногое животное, которое шагает с согнутой спиной. Его самые чувствительные органы чувств — это ноздри, которыми оно пользуется чтобы вынюхивать свой путь в мире. Здесь точное описание привычного поведения, которое представляет собой проявление животного инстинкта. Привычные стереотипы позволяют вам глядеть не дальше чем на три шага. Вы всегда смотрите на землю, никогда не бросите взгляда вверх, на ярко-синее небо или на горные вершины. Вам не удается радостно улыбнуться при виде тумана, поднимающегося над ледниками. Фактически, вас приводит в замешательство все, что находится выше уровня ваших плеч; в этой сфере никогда не возникает никаких возможностей для головы и шеи.

Вы можете получить указания о том, как почувствовать свои голову и плечи, как подняться, чтобы увидеть Великое Солнце Востока. Но все же, если вы не преодолели привычные стереотипы поведения, вы останетесь тудро, которое передвигается на четырех ногах с согнутой спиной. Когда вы следуете своим привычным стереотипам, вы никогда не смотрите ни вправо, ни влево; вы не способны увидеть яркость красок; вы никогда не чувствуете ветерка, дующего в окно, потому что свежий воздух вас раздражает.

Когда человек типа тудро, наполненный привычными стереотипами поведения, смотрит на воина, ему, вероятно, покажется, что существование воина весьма тягостно. Как, во имя неба и земли, воин может оставаться таким бдительным и готовым к делу? тудро, сгорбленное четвероногое существо, лишенное головы и плеч, может почувствовать большую жалость к воину, потому что воину приходится стоять на двух ногах и поддерживать плечи и голову прямо. Вполне возможно, что такой благожелатель поднесет воину в подарок стул, полагая, что стул сделает воина счастливым: ведь тогда воину можно будет, по крайней мере, хоть иногда посидеть согнувшись и положить ноги на кофейный столик.

Но воину никогда нет нужды в том, чтобы убить время. Попытки отдыхать при помощи сгорбленной спины или уступки привычным стереотипам только создают шизофрению. В своем учреждении вы бываете таким хорошим начальником, такой приятной, полной юмора личностью; но, придя домой, вы через минуту забываете обо всем на свете. Вы выключаете телевизор, отталкиваете жену, разгоняете детей по их комнатам, говоря, что вам нужны покой и отдых. Интересно, какого покоя и какого отдыха ищет подобный человек; скорее можно подумать, что он ищет боли и адской жизни. Потому что нельзя быть воином на работе и тудро у себя дома.

Процесс освобождения от самонадеянности и отсечение своих привычных склонностей — это весьма решительная мера; но она необходима для того, чтобы помогать другим в этом мире. Вы должны испытывать чувство гордости собой и возвышать себя; вы должны считать себя честным и подлинным воином. Бывший Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций бирманец У Тан являл пример того, как быть воином и помогать другим, не проявляя надменности. Это был высокообразованный человек, до глубины души пропитанный практикой медитации.

Он вел дела Объединенных Наций с достоинством — и был мягок и спокоен. Поэтому люди относились к нему с благоговением; они чувствовали его силу и восхищались тем, что он говорил, решениями, которые он принимал. Это был один из великих государственных деятелей нашего века, великий образец человека, преодолевшего привычные стереотипы.

Привычные стереотипы опасны и разрушительны; они мешают вам видеть Великое Солнце Востока. При постоянном действии привычных стереотипов вы совсем не в состоянии поднять голову и расправить плечи. Вы опущены, вы глядите вниз, ищете то или другое. Вы больше заняты мухами, которые садятся на вашу чашку, чем великим солнцем, которое восходит на небе. Вы забыли о возвышенном и открытом видении, о том, что видели перед собой Великое Солнце Востока; вы начинаете растворяться и погружаться в субчеловеческую или даже в субживотную сферу. Вы не хотите принимать участия в каком-либо непосредственном удовольствии, не желаете испытать ни капельки боли или даже неудобства ради того, чтобы увидеть Великое Солнце Востока.

Когда вы были совсем малы, когда вам было три года, вам не хотелось убегать от реальности — особенно потому, что вас так интересовало то, как сделаны вещи. Вы задавали отцу и матери всевозможные вопросы; «Почему это так, мама? Зачем это, папа? Зачем мы это делаем? Почему мы не делаем того?» А теперь эта невинная любознательность забыта, утрачена. Поэтому вам приходится вновь разжигать ее. Заключение в кокон поведения тудро развивается после этого периода начальной любознательности. Сначала существовала такая огромная любознательность; а затем вы решили, что ваш мир обошелся с вами несправедливо — и вот вы нырнули в свой кокон и решили уснуть.

Когда вы поднимаете голову вверх и расправляете плечи, это может иногда вызвать у вас боль в спине или напряжение шеи; но напрячь свои силы, поднять себя — необходимо. Мы не говорим о какой-нибудь философии, мы говорим только о том, как, во имя неба и земли, нам можно стать действительно достойными людьми, не стараясь при этом на каждом шагу искать развлечений. Постоянный поиск немедленного развлечения стал крупной проблемой. «Что мне делать дальше? Как мне спастись от скуки? У меня нет никакого желания видеть этот яркий мир!» Когда мы вышиваем узоры иглой и нитью, мы думаем: «Нет ли другого способа сделать эти стежки? Нельзя ли как-то избавиться от необходимости прямого пути? » Совершаемое нами странствие необходимо, избавиться от него невозможно. Отказавшись от привычных стереотипов, мы можем почувствовать реальный мир прямо на этом месте, сможем ощутить блестящий, фантастический, прекрасный мир вокруг нас; нам не будет нужно при всем этом чувствовать какое-то раскаяние или смущение. Если же мы не откажемся от своих привычных стереотипов, мы никогда не сможем полностью понять мир. Но когда мы их преодолеем, на нас снизойдут принципы драла, их магия, и мы станем индивидуальными хозяевами своего мира.



Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100