Чогъям Трунгпа - Шамбала: Священный путь воина
Глава 2 ОТКРЫТИЕ ГЛУБИННОГО ДОБРА

По книге:
Чогьям Трунгпа.
Преодоление духовного материализма
Миф свободы и путь медитации
Шамбала: Священный путь воина
Перевод: Н. Б.
Редакция перевода: И. Старых
Пер. с англ.— К.: «София», Ltd., 1993
© Оформление. И. Старых, 1993 © Редакция. И. Старых, 1993 © Макет. И. Петушков, 1993 © «София», Киев, 1993
ISBN 5—7101—0007—2
 

«Благодаря тому, что вы будете просто находиться на месте, ваша жизнь может стать пригодной для работы и даже чудесной. Вы понимаете, что способны сидеть, подобно царю или царице на троне. Царственность этой ситуации показывает вам достоинство, проистекающее из спокойствия и простоты».

Значительная часть хаоса в мире возникает потому, что люди не ценят самих себя. Если они не сумеют когда-либо выработать симпатию или мягкость по отношению к самим себе, они не смогут ощутить внутренней гармонии, внутреннего мира; а поэтому все то, что они проецируют на других людей, также окажется дисгармоничным и ошибочным. Вместо того, чтобы понять свою жизнь, мы часто принимаем собственное существование за нечто само собой разумеющееся или считаем его неприятным и тягостным. Некоторые люди склонны к самоубийству из-за того, что не получают от жизни чего-то такого, что они, по их мнению, заслужили. Они шантажируют других угрозами самоубийства, говоря, что убьют себя, если некоторые обстоятельства их жизни не изменятся. Разумеется, нам следует принимать свою жизнь всерьез; но это не означает, что мы должны подводить себя к грани катастрофы, жалуясь по поводу своих проблем или брюзжа на весь мир. Нам надо принять на себя личную ответственность за то, чтобы возвысить свою жизнь.

Когда вы не наказываете и не осуждаете себя, когда вы свободны от напряжения и чувствуете свои тело и ум, вы начинаете соприкасаться с фундаментальным понятием глубинного добра, заключенного внутри нас. Поэтому чрезвычайно важно иметь желание открыться перед самим собой. Выработка чуткости по отношению к самим себе позволит вам с точностью увидеть, уловить как свои проблемы, так и свой потенциал. Вы не чувствуете необходимости игнорировать свои недостатки или преувеличивать достоинства. Такого рода мягкость по отношению к самим себе, правильное понимание самих себя весьма необходимы. Они создают основу для помощи себе и другим.

Будучи людьми, мы должны иметь внутри себя некоторую действующую основу, которая помогла бы нам возвысить состояние ума, поднять уровень собственного существования и полностью ободриться. Эта действующая основа всегда для нас доступна. Мы обладаем умом и телом, весьма драгоценными для нас, ибо благодаря им мы оказываемся способы постичь этот мир. Существование чудесно и драгоценно. Мы не знаем, как долго будем жить; поэтому, пока мы располагаем своей жизнью, почему бы не воспользоваться ею? И даже еще до того, как мы ею воспользуемся, почему бы не отнестись к ней с пониманием?

Как же нам обнаружить такое понимание? В традиции Шамбалы есть особая дисциплина, как для развития мягкости к самим себе, так и для выработки правильного понимания нашего мира; это — практика сидячей медитации. Практика медитации была преподана Великим Буддой свыше двух с половиной тысяч лет назад, и с того времени она стала частью традиции Шамбалы. Она основана на устной передаче, так что со времени Будды эта практика передавалась от одного человека к другому — и таким образом оставалась живой традицией. Поэтому такая практика, хотя и является древней, все еще остается самой современной.

В этой главе мы рассмотрим некоторые детали техники медитации; однако важно помнить, что если вы хотите понять ее полностью, вам необходимы непосредственные личные указания.

Под медитацией мы здесь понимаем нечто очень основательное и простое, не связанное с какой-то одной культурой. Мы говорим об очень глубоком акте: мы сидим на полу, приняв удобную позу, и вырабатываем ощущение своей точки, своего места на этой Земле. Это средство заново открыть самих себя и свое глубинное добро, средство настроиться на подлинную реальность без каких бы то ни было ожиданий или предвзятых мнений.

Слово «медитация» иногда употребляется для того, чтобы обозначить созерцание какой-то особой темы или какого-то предмета: медитация о такой-то и такой-то вещи. Медитируя о каком-то вопросе или о какой-то проблеме, мы можем найти ее решение. Иногда медитация также связывется с достижением более высокого состояния ума благодаря погружению в транс или особого рода сосредоточенности. Но здесь мы говорим о совершенно ином понятии медитации — о необусловленной медитации, т.е. о медитации без какого-либо объекта или идеи в уме. В традиции Шамбалы медитация представляет собой просто тренировку состояния нашего бытия так, чтобы с ее помощью можно было синхронизировать ум и тело. Благодаря практике медитации мы можем научиться существовать без обмана, быть вполне подлинными и живыми.

Наша жизнь — это странствие, не имеющее конца, она подобна широкой дороге, которая бесконечно устремляется вдаль. Практика медитации как бы обеспечивает нас средством передвижения, чтобы мы могли путешествовать по такой дороге. Странствие состоит из постоянных подъемов и падений, надежд и страхов; но это хорошее путешествие. Практика медитации позволяет нам ощутить всю текстуру дороги; как раз в этом и заключается весь смысл путешествия. При помощи практики медитации мы начинаем обнаруживать, что внутри нас вообще нет никаких фундаментальных причин для недовольства, жалоб на кого-то или на что-то.

Практика медитации начинается с сидения. Мы принимаем одну из сидячих поз со скрещенными ногами на полу. Вы начинаете чувствовать, что благодаря тому, что вы будете просто находиться на месте, ваша жизнь может стать пригодной для работы и даже чудесной. Вы понимаете, что способны сидеть, подобно царю или царице на троне. Царственность этой ситуации показывает вам достоинство, проистекающее из спокойствия и простоты.

В практике медитации чрезвычайно важна поза с выпрямленной спиной. Положение с выпрямленной спиной — не искусственная поза; это положение естественно для человека и его тела. Когда вы сидите сгорбившись, вы не можете правильно дышать; сгорбленность есть признак того, что вы поддались неврозу. Поэтому когда вы сидите прямо, вы провозглашаете себе и остальному миру, что вы будете воином, вполне человеком.

Для того, чтобы выпрямить спину, вам не надо напрягаться и поднимать плечи; вертикальное положение приходит естественно вследствие того, что вы сидите просто, но гордо на полу или на подушке для медитации. Далее, благодаря выпрямленной спине вы не испытываете и следа застенчивости или неловкости; поэтому вы не опускаете голову. Вы не отклоняетесь ни в одну из сторон, вследствие этого плечи автоматически выпрямляются, так что вы вырабатываете у себя хорошее ощущение головы и плеч. Тогда вы можете оставить ноги естественно скрещенными, и коленям не надо будет касаться пола. Вы завершаете позу, легко положив руки на бедра ладонями вверх; это усиливает ощущение правильно занятого места.

В такой позе вы не просто смотрите по сторонам, куда пожелаете. Вы чувствуете, что по-настоящему находитесь здесь; поэтому ваши глаза открыты, а взор устремлен слегка вниз, может быть, футов на шесть перед собой. Таким образом, ваши глаза на странствуют по сторонам; а вы получаете дальнейшее чувство определенности и произвольности. Вы можете увидеть эту царственную позу у некоторых египетских и южноамериканских изваяний, а также у восточных статуй. Это универсальная поза; она не ограничена какой-то одной культурой или эпохой.

В повседневной жизни вам также надо быть внимательным к позе, к положению головы и плеч, к тому, как вы ходите, как смотрите на людей. Даже когда вы не практикуете медитацию, вы можете поддерживать достойное состояние своего существования. Вы способны преодолеть свои затруднения и годиться уже тем, что вы — человек. Такая гордость приемлема и хороша.

Далее, во время практики медитации, усевшись в хорошей позе, вы обращаете внимание на дыхание. Когда вы дышите, это — наивысшая степень присутствия, это настоящее присутствие. Вы выходите наружу вместе с выдохом, ваше дыхание рассеивается; и тогда естественно совершается новый вдох. А потом вы снова выходите наружу. Так, вместе с выдохом происходит постоянный выход наружу; выдыхая, вы выходите и растворяетесь, рассеиваетесь, растворяетесь. Потом естественно совершается вдох; вам не надо следовать за ним. Вы просто возвращаетесь к своей позе, вы готовы к новому выдоху. Вы выходите наружу и растворяетесь со звуком «Чууу», затем возвращаетесь к своей позе; далее снова «чууу» и снова возвращение к позе.

И вот потом неизбежно возникает толчок — мысль! В этой точке вы говорите: «Мысли». Вы не произносите этого вслух, а говорите про себя: «Мысли». Наклеивая ярлык на свои мысли, вы используете огромный рычаг1 для того, чтобы вернуться к дыханию. Когда одна какая-то мысль полностью уводит вас в сторону от того, что вы делаете в настоящее время, когда вы даже не понимаете, что находитесь на подушке, а ваш ум пребывает где-то в Сан-Франциско или в Нью-Йорке,— вы говорите: «Мысли», и эти слова снова возвращают вас к дыханию.

В действительности не важно, какие у вас мысли. Какие бы мысли вам ни приходили в голову во время практики сидячей медитации, чудовищные или благожелательные, все они рассматриваются исключительно как «мысли»: они не добродетельны и не греховны. У вас может появиться мысль о том, чтобы убить своего отца; или вам может захотеться лимонада и пирожных. Пожалуйста, не будьте потрясены своими мыслями, ибо любое мышление — это всего лишь мышление. Ни одна мысль не заслуживает золотой медали или порицания, Просто отмечайте свои мысли ярлыками: «Мышление», а затем возвращайтесь к дыханию. «Мысли!» — назад к дыханию; «мысли!» — назад к дыханию!

Практика медитации весьма точна. Она должна совершаться в одной точке, именно в данной точке. Это очень трудная работа; но если вы будете помнить о важности своей позы, это даст вам возможность синхронизировать ум и тело. Если же ваша поза не будет правильной, вы уподобитесь хромой лошади, которая пытается тянуть повозку; и у вас ничего не получится. Итак, сперва сядьте и примите позу; затем работайте с дыханием — «чууу», возвращение,— выход наружу, возвращение к позе. Когда возникают мысли, вы отмечаете их ярлыком «мысли» и возвращаетесь к своей позе, к своему дыханию. Ваш ум работает с дыханием, но вы всегда сохраняете тело в качестве ориентира; вы не работаете только с умом. Вы работаете с умом и телом; и когда они оба работают вместе, вы никогда не оторветесь от реальности.

Благодаря переживанию синхронизации ума и тела приходит идеальное состояние спокойствия. Если тело и ум не синхронизированы, тогда тело как бы отпадет, и ум окажется где-то в другом месте. Это похоже на плохо сделанный барабан, где кожа не соотвтетствует раме, так что рама или кожа лопаются, и нет постоянного натяжения. Когда же ум и тело синхронизированы, тогда благодаря вашей правильной позе дыхание протекает естественно; а поскольку дыхание и поза работают совместно, ум имеет ориентир для возврата и проверки. В результате потом он сможет естественно выходить наружу вместе с дыханием.

Этот метод синхронизирования ума и тела приучает вас быть очень простыми, чувствовать, что вы на являетесь чем-то особенным, что вы — обычный, в высшей степени обычный человек. Вы сидите просто, как воин, и из этого простого сиденья возникает чувство индивидуального достоинства. Вы сидите на земле и понимаете, что Земля заслуживает вас, а вы заслуживаете Землю, Вы находитесь здесь — вполне, лично, доподлинно. Таким образом, в традиции Шамбалы практика медитации предназначена для того, чтобы воспитывать людей честными и подлинными, правдивыми по отношению к самим себе.

В некотором отношении нам приходится смотреть на себя, как на несущих тяжесть,— мы несем тяжесть помощи миру, мы не можем забыть свою ответственность перед другими людьми. Но если мы примем эту тяжесть как удовольствие, мы действительно сможем освободить мир. Надо начинать с самих себя: будучи открытыми и честными с самим собой, мы можем 'также научиться открытости И с другими. Таким образом, мы сможем работать и с: остальным миром на основе той доброты, которую открываем в себе. Поэтому практику медитации считают хорошим, по-настоящему превосходным способом преодоления войны в мире. Мы преодолеваем нашу собственную войну, равно как и более значительную войну.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100