Четыре Правильных Усилия
(Два Правильных Усилия и Два Правильных Прерывания)

   

Четыре Правильных Усилия - это система практики, входящая в Семь Видов и 37 Элементов духовной практики Тхеравады. Она является методом для очищения кармы и включает в себя четыре практики:

  1. стремиться постоянно совершать те хорошие поступки, которые вы можете совершать в настоящий момент;
  2. Стремиться в будущем накопить те Добродетели, которые вы пока не можете накопить;
  3. Прекратить делать дурные поступки, совершение которых вы можете остановить сейчас;
  4. Стремиться не совершать в будущем тех неблагих поступков, от которых вы пока не можете отказаться.

Таковы Четыре правильных усилия. Разумеется, для каждого из них есть свое название, однако важно не столько знать названия этих четырех методов, сколько на самом деле практиковать их.

Каким образом следует практиковать эти методы?

Во-первых, необходимо размышлять о хороших поступках, совершаемых в настоящее время. Если человек будет думать, что накопил много Заслуг, то его духовная практика может на этом и завершиться. Напротив, если он будет думать: «Я совершил кое-какие добродетельные поступки. Но Заслуга моя невелика. Значит, мне нужно накопить еще больше добродетельных поступков», - то он сможет постоянно накапливать Добродетели.

Есть два способа совершения благих поступков. Во-первых, стараться увеличить Добродетели, накапливаемые в настоящее время. Во-вторых, надеяться в будущем накопить те Добродетели, которые не представляется возможным накопить в настоящий момент. Благодаря этим двум практикам увеличится ваша хорошая карма.

Что касается неблагих поступков, то можно привести два примера.

Предположим, сейчас вы курите, пьете и плохо говорите о других. В этом случае вам нужно немедленно прекратить совершать плохие поступки подобного рода.

Предположим, что при определенных обстоятельствах вы можете почувствовать зависть или гордость. Или, разбогатев, вы можете начать тратить деньги на удовлетворение своих потребностей, не принося другим никакой пользы. В таком случае вы должны представить себе такие ситуации, а затем положить им конец.

Что касается плохой кармы, то вы должны дать себе зарок: «Я никогда, ни при каких обстоятельствах не стану завидовать. Я никогда, ни при каких обстоятельствах не буду высокомерным. Я всегда буду совершать пожертвования. Я всегда буду добрым», - и на практике осуществлять это.

Вот какими способами можно пресечь накопление плохой кармы.

Будда Шакьямуни говорил, что человеку вполне достаточно этих четырех способов. Они равносильны системе практики, называемой «Семь видов и тридцать семь элементов Освобождения». Семь видов и тридцать семь элементов Освобождения - это метод достижения Освобождения для практикующих Хинаяну. Но его также следует практиковать. В будущем это послужит вам основой для практики Махаяны. Ваша хорошая карма увеличится, а плохая - уменьшится.

Созвучные материалы:

 

Обсудить  Учение  Главная  страница